Наш либерецкий парень в Дрездене

Станислав АЛЁШИН

Костанаец, живущий в Чехии, посетил самый художественный город Германии

Станислав Алёшин родился и вырос в Костанае, но уже 7 лет проживает в Чехии. Окончив вуз в этой стране, получил степень бакалавра и сейчас учится в магистратуре. Несмотря на расстояния, остается постоянным читателем «Нашей Газеты». Далее - рассказ от первого лица.

Костанаец Станислав Алёшин  7 лет живет в Чехии, сейчас учится в магистратуре

Наша поездка начинается из пятого по величине города Чешской Республики - Либереца. Город с населением чуть больше 100 тыс. человек, который в свое время был частью Германской империи, а потом и нацисткой Германии, но после Второй мировой войны отошел Чехословакии в качестве компенсации за нанесенный ущерб.

Город находится в 152 км от Дрездена. Весь путь занимает 2 часа 10 минут. Цена билета, по местным меркам, очень маленькая, - всего 350 чешских крон (5 495 тенге - «НГ»), которые можно поделить на несколько человек, так как этот проездной - коллективный. И, кстати, он действует 24 часа, так что вы можете успеть вернуться по этому же билету.

Дрезденская государственная опера

Мы выезжаем с центрального вокзала города Либереца на комфортабельном поезде. У нас проверили билет сначала на территории Чехии, а после пересечения формальной границы и на германской земле. Если не вглядываться в названия станций, то сразу и не поймешь, в какой ты еще или уже стране, потому что старогерманский стиль архитектуры вы найдете во всех приграничных с Германией городах. И только SMS от сотового оператора вам подскажет, что вы на территории одной из двух стран.

Мы приезжаем на вокзал, который находится в самом центре города, и сразу же отправляемся к нашей цели - в Дрезденский Цвингер.Чтобы добраться до музея, нужно 20-25 минут, это при условии, что вы не будете останавливаться возле каждого исторически значимого места в старом городе. Но, когда ты попадаешь в него, время как будто останавливается, вы оказываетесь в Германии прошлых столетий с костелами, трактирами и рождественскими лавками. Перед вами оказываются постройки, которым больше трехсот лет и которые чудом удалось восстановить после бомбежки ВВС американцев и англичан в самой ужасной войне XX века. Стены некоторых зданий, ближе к фундаменту, настолько опалены, что местами видно, как под высокой температурой плавились старые массивные камни.

Первое, что вас встречает в старом городе, - это Дрезденский замок-резиденция. Сначала он являлся пристанищем саксонских курфюрстов, а позже - и всех германских королей. Здание - одно из старейших в Дрездене, первое упоминание о нем как о крепости датировано 1289 годом. В разные эпохи неоднократно перестраивалось и обрело нынешний вид только к 1901 году. Особо внимательные туристы могут разглядеть в нем очень большое количество архитектурных стилей - начиная от романского и заканчивая эклектикой. Замок поделен на несколько секций: Зеленый свод - бывшая княжеская сокровищница, а ныне музей ювелирного искусства, Нумизматический кабинет, Гравюрный кабинет и Оружейная палата.

Схема Дрезденского замка-резиденции

В Оружейной палате более 3 000 единиц огнестрельного и около 2 200 единиц холодного оружия, а также портреты и доспехи разных веков - от 16-го до 18-го. После Второй мировой войны все экспонаты были вывезены в СССР, вернулись они только в 1958 году.

Выходя из дворцового комплекса, сразу видишь Дрезденскую государственную оперу или, как его называют в народе, Оперный театр Земпера - в честь видного немецкого архитектора XIX века Готфрида Земпера. Открытие театра состоялось в 1841 году. Театр простоял вплоть до 1869 года, пока не был разрушен в результате ужасного пожара. Здание удалось восстановить, но в 1945 году оно вновь было частично уничтожено в результате бомбежки. Повторное восстановление продолжалось до 1985 года. Театр является «домом» для одного из самых старых симфонических оркестров в мире - Саксонской государственной капеллы. В нем впервые были показаны такие оперы Рихарда Вагнера, как «Летучий голландец» и «Тангейзер», в которых автор выступал в качестве дирижера.

Дальше подходим к месту нашей экскурсии - Дрезденский Цвингер был основан в 1715 году, прекрасный пример позднего барокко и неоренессанса с уютным внутренним двором. Цвингер - целый комплекс музеев, который поделен на несколько секций: картинная галерея старых мастеров, музей фарфора, физико-математический салон.

Составить маршрут по галерее без специальной схемы было бы сложно

Приготовьтесь к тому, что в картинной галерее вы потратите очень много времени, если будете читать описание к каждой картине или слушать экскурсовода. Это не Лувр, но уверяю вас, там есть на что посмотреть. Картины расположены таким образом, чтобы ваш восторг повышался от шедевра к шедевру. Там вы увидите «Сикстинскую мадонну» Рафаэля, «Динарий кесаря» Тициана, «Блудного сына в таверне» Рембрандта, «Охоту не вепря» Рубенса...

Знаменитая Дрезденская галерея

В физико-математическом салоне - собрание исторических часов и научных инструментов, таких как оптические, астрономические и геодезические приборы 16-18-го столетий. Один из самых известных - механическая счетная машина Блеза Паскаля, которая работает не хуже многих современных калькуляторов.

В зале фарфора - одна из самых значительных коллекций керамических изделий в мире, более 35 000 изделий со всех уголков мира.

На одной из наружных частей фасада есть маленькая, я бы даже сказал, непримечательная надпись, которая всех выходцев из СССР и СНГ тронет до глубины души. На стене нацарапано то ли гвоздем, то ли ножом: «Музей проверен. Мин нет. Проверял…» Кто проверял, неизвестно, имя солдата стерто временем. Но отец моего товарища служил в Дрездене в 80-х годах прошлого столетия, он рассказал, а главное - показал старую фотографию этой надписи, на ней видна фамилия - Ханутин. Хочется поблагодарить родственников этого отважного человека за то, что он не побоялся рискнуть жизнью ради того, чтобы мы могли увидеть всю красоту это удивительного во всех смыслах здания.

Запись, оставленная советским солдатом: «Музей проверен, Мин нет»

Наша экскурсия подходила к концу, но мы не могли уехать из Дрездена, не отведав колена свинины и не попробовав немецкого пива, которое мне понравилось меньше, чем чешское.

Фото из личного архива