100 метров беспокойства

Галина КАТКОВА

Продажа алкоголя становится проблемным бизнесом?

На протяжении многих лет новоявленное рыночное государство вполне благожелательно относилось к водочной торговле, на ней делались очень немалые деньги для бюджета, на ней поднимался средний, а особенно малый бизнес, материализованный в бездне магазинов и магазинчиков. Но последние года полтора предприниматели ощутили, что началось «закручивание гаек»: госорганы вдруг опомнились, по-своему учли общественное мнение о разгуле в стране пьянства и стали пытаться на деле претворять в жизнь идею о гетто для торговли спиртным.

От забора до заката

Самое интересное, что норма, лежащая в основе этой идеи, забита в закон о госрегулировании производства и оборота этилового спирта еще 1999 года выпуска. Суть ее в том, что от точки, где продают спиртное, до детских учреждений и организаций образования расстояние должно быть не менее 100 метров. Как с того времени и до сих пор в городах и весях возникли тысячи торговых точек с водкой на витринах - вопрос, не требующий ответа. Потому что все знают, как - абсолютно легально, со всеми полагающимися разрешениями. Правда, предпринимательские объединения и тогда, и сейчас утверждают, что взрастало все это на почве, хорошо удобренной коррупцией. Мол, как раз при выдаче лицензий на торговлю спиртным уполномоченные органы и тормозили на этой пресловутой «стометровке». Дескать, не хватает метража, но мы могли бы пойти навстречу... И шли.

При этом никто точно не знал, как вымерять эти разрешительные метры. «Просим вашего содействитя в определении городским положением точного радиуса 100 метров и наименования учебных заведений для всех предпринимателей одинаково, к примеру, от входной двери до входной двери или от входной двери до ограждения организации образования. Просим точно определить, какие учебные заведения относятся к данному закону. Есть ведь общеобразовательные школы, спортивные, музыкальные и т. д. По данному вопросу состоялось много судебных процессов, компетентные органы толкуют пункт закона каждый по-своему. А это дает повод для коррупции», - писал в адрес акима области директор Ассоциации содействия предпринимательской деятельности Петр СУХИНИН в 2006 году. То есть после шести лет функционирования упомянутого закона.

По данным «НГ», судебные процессы по поводу того, что торговля спиртным производится с нарушениями, идут и сейчас. Например, в Рудном.

Камень в воду

Примерно такой эффект имела проверка прокуратуры в сфере реализации алкоголя, которая прошла в 2007 году. Подавляющее большинство нарушений - 33 факта - связаны как раз со злосчастным пунктом о 100-метровой зоне закона о госрегулировании оборота этилового спирта. Хотя методика определения этого «трезвого» пространства по-прежнему от полной ясности далека. Кстати, по Казахстану она разнится. По последним данным, которые корреспонденту «НГ» сообщили в прокуратуре, теперь надо считать «от цоколя до цоколя». На пресс-конференции по итогам проверки сотрудники надзорного органа приводили примеры нарушений по городам и райцентрам. В Карасу, например, в незаконной близости к школе находились сразу три магазина, много нарушений в Аркалыке, Костанае, есть они в Лисаковске, Аулиекольском, Федоровском районах... Честно говоря, можно только удивиться, что такого рода нарушений зафиксировано лишь 33. По-нашему мнению, их только в областном центре можно грести лопатой. Претензии, сообщила прокуратура, по Костанаю были к магазину «Чеховский» (сейчас там вообще не торгуют продуктами), магазину №25, магазину «Продукты» по улице Тарана.

К магазину «Бородинский», надо понимать, претензий не было. У нас, как у потребителей, к этому супермаркету тоже абсолютно никаких вопросов. Но 100 метров между ним и стоящим через дорогу детским садом точно нет. А детсад, хоть там население и абсолютно непьющее, - это дошкольное образовательное учреждение. И что делать? Снимать с полок прибыльный товар? Но ведь «Бородинский» - это даже не новодел. Это испокон веков продмаг, торгующий в том числе и спиртным. И детский сад №9 тоже не вчера на своем месте встал. То есть даже в пору разгула борьбы за трезвость при советской власти вопрос о пространственных ограничениях не ставился. Так, может, не в 100 метрах дело?

Круги по воде

Практика свидетельствует: если человек, даже очень молодой человек, даже школьник захочет выпить, он наверняка преодолеет 101 метр до законной торговой точки.

- Именно в этом предприниматели видят нелепость упомянутого пункта закона, - говорит директор АСПреДКО Петр Сухинин. - Существуют же другие ограничители, которые куда эффективнее могли бы действовать. Я имею в виду, в частности, запрет на отпуск спиртного несовершеннолетним. А так, не смогли заставить работать одну норму, взялись ужесточать другую. Причем вся ответственность - на предпринимателях.

А вот это знаковая ремарка. Сегодня ситуация с торговлей спиртным закольцована так, что, в случае чего, действительно, за все отвечает предприниматель. Если поймает его, простите за вольность, прокуратура, то накажет. И пусть сам выпутывается. Не поймает - будет делать бизнес.

Несмотря на предпраздничную шумиху по поводу возможных сложностей с выдачей лицензий на реализацию алкоголя, к которому с прошлого года относится и пиво, ничего такого не случилось. Временные лицензии, действовавшие до конца 2007 года без всякого ажиотажа, меняются сейчас на новые. В пакете документов, которые обязан предъявить лицензиат, должны быть и сведения о том, что его торговая точка расположена в законном удалении от оберегаемых государством объектов. И эти сведения есть. Дают их обычно специалисты отделов архитектуры. Ну не перемерять же расстояния в каждом конкретном случае. Тем более, что и «случаев» очень много, около 3000, по самым осторожным подсчетам.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА