Обыкновенное чудо изменить нельзя

fontanka.ru, kp.ru

Еще в декабре Александр Абдулов делился планами на будущее

На 3-й день 2008-й год вписал в свою (едва начатую) летопись первую большую потерю. Умер народный, в полном смысле этого слова, артист России. Потеря даже не в том, что его больше нет. Ведь актер - это роли, фильмы, которые остаются в нашей памяти. Потеря в том, что его уже не будет больше. Но обыкновенное чудо существования в нашем мире этого красивого и умного человека не в силах изменить даже смерть.

Верили, надеялись, молились 

Четверг, 3 января. Полдень. Солнце отражается в золоченых крестах Храма Рождества Богородицы в Путинках - уютной, маленькой церкви, прилепившейся к «Ленкому». Мало кто знает, что в этом храме  еще совсем недавно был склад.  Церковь восстановили по инициативе Александра Гавриловича - реставрация шла на деньги, полученные от спектаклей «Антрепризы Александра Абдулова» и благотворительных вечеров «На задворках «Ленкома». С трудом актеры отвоевали храм у государства и вернули его церкви. С тех пор это «домашний» храм ленкомовцев. Здесь часто видели самого Абдулова. Минувшим летом в этом храме он крестил свою новорожденную дочку Евгению. Здесь не раз заказывали службы во  здравие актера. Верили... Молились...  Надеялись...

Во время литургии в этом храме с Александром Абдуловым простились родные и самые близкие друзья: мама Людмила Александровна, сводный брат, жена Юлия, бывшая жена Ирина Алферова, с которой актер виделся последний раз на церемонии награждения в Кремле 13 декабря, актеры Сергей Степанченко, Леонид Ярмольник, Александр Збруев. Сюда привезли и маленькую Женю, дочь Абдулова, родившуюся в марте прошлого года. Это его первый ребенок. Девочка узнала отца и даже попыталась его разбудить. В последние минуты своей жизни, как рассказали «КП» близкие актера, Александр Гаврилович думал только о своей маленькой дочке, мечтал дожить до ее первых слов, первых шагов.

Москва провожала любимого артиста из  «Ленкома». После гражданской панихиды гроб  артиста, по печальной традиции, вынесли под последние аплодисменты поклонников и коллег. Похоронили Александра Абдулова на Ваганьковском кладбище.

Национальное достояние

- Смерть Александра Абдулова - это потеря для русской культуры, - сказал художественный руководитель театра «Ленком» Марк ЗАХАРОВ, - он давно превратился в национальное достояние. Саша пришел с 4 курса ГИТИСа в спектакль «В списках не значился», и с того момента началось его блистательное восхождение на театральных подмостках. Я счастлив, что помог  этому смелому, остроумному, жизнелюбивому человеку утвердиться и в кино, в фильме «Обыкновенное чудо». Совсем недавно он заходил в театр, и мы с ним выпили по рюмке водки. Это было в тот день, когда президент наградил его орденом за заслуги перед Отечеством.  Как мне показалось, Саша был в веселом настроении, держался очень мужественно, хотя многое понимал. И сражался до последней минуты. Тогда мы с ним строили творческие планы, он рассчитывал выйти на работу в театр уже в феврале. Вообще после поездки в Киргизию  (он ездил туда к целителям) у него наступило улучшение. И он воспрял духом. Появилась надежда. Но меня почему-то не оставляло дурное предчувствие...

Александр Абдулов родился 29 мая 1953 года в театральной семье. В 1975 году окончил ГИТИС и был принят в труппу театра Ленинского комсомола.

В ряду самых известных театральных работ Абдулова - роли лейтенанта Плужникова в спектакле по повести «В списках не значился», Хоакина в рок-опере «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты», Фернандо Лопеса и Человека-театра в рок-опере «Юнона и Авось». У актера - огромная фильмография, в списке более 120 картин, среди которых незабываемые «Обыкновенное чудо» , «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт» , «Формула любви», «Убить дракона».

Неизвестный Абдулов

С того момента, как стало известно о болезни актера, «Комсомолка», желая его поддержать, начала создавать на своих страницах подробный пресс-портрет Абдулова. И первый материал был из Ферганы, его родного города. Именно там в семье художественного руководителя первого в Средней Азии Русского драматического театра Гавриила Абдулова и его жены Людмилы, гримерши этого же театра, родился сын Александр. Младший из трех (первый Роберт - от первого брака матери, второй, Владимир, к сожалению, в 1980 году был ограблен и убит прямо неподалеку от здания театра, который создавал его отец).

К тому Александру, который рос в Узбекистане, больше всего подходило определение «разбитной ферганский паренек». Изобретательный и обаятельный хулиган - таким его запомнила родина. То его компания подложит под колеса соседских машин самодельные взрывпакеты, изготовленные Александром из бертолетовой соли, украденной в химкабинете, то забросит в подъезд дымовую шашку, то в класс- дохлую кошку. Учился он плохо, но на двоечника Абдулова учителя не очень обижались. Может, за талант, с которым он отлынивал от уроков. Как-то в один день он на трех разных уроках появлялся то с перевязанной рукой, то с «ноющим» зубом, то хромой. Любил он только физкультуру, и даже хотел связать свою жизнь со спортом: поступил на факультет физкультуры Ферганского пединститута. Но через год театр взял свое, и Абдулов со второго раза сдал экзамены в ГИТИС. Хотя спортивным остался навсегда. Был, например, вратарем футбольной команды театра, которая называлась «Авось»и в которую входили, например, Николай Караченцов, Олег Янковский.

Любимым не изменял

Образ мужчины-рыцаря был тем, за который Александра Абдулова любили и будут любить миллионы женщин. Еще в Фергане в юного Сашу Абдулова были влюблены почти все одноклассницы. Еще бы, он так классно пел под гитару песни «Битлз», и в отношении девчонок Александр вел себя, как настоящий джентльмен, и никогда их не обижал. Они сами назначали ему свидания, приглашали в кино, на танцы. Впервые по-настоящему Александр влюбился в 14 лет - в одноклассницу Наталью Несмеянову. Говорили, что уже первокурсником ГИТИСА Абдулов приезжал в родной город и  звал Наталью с собой. Она не согласилась, и больше они не виделись.

Самой большой любовью Абдулова, как признавался не раз сам актер, была актриса Ирина Алферова. В 70-е годы эта пара считалась эталоном красоты. По воспоминаниям Алферовой, она влюбилась в Александра с первого взгляда: только вошла на порог «Ленкома» и увидела на сцене спектакль «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», в котором блистал Абдулов.

На гастролях «Ленкома» в Ереване Александр сделал Ирине предложение. Та в шутку сказала, мол, если пронесешь меня на руках через весь парк, то отвечу. Он это сделал. Абдулов воспитывал дочку Алферовой от первого брака. И всегда, несмотря на развод родителей, Ксения считала Александра Гавриловича своим отцом. Когда супруги расстались без скандалов и взаимных упреков, Абдулов оставил Ирине и дочери квартиру и очень долго ютился в ленкомовской гримерке.

После разрыва с Алферовой, как утверждают друзья актера, Абдулов дал зарок больше не жениться. Говорил, что у него уже есть жена перед Богом, другой не будет! Они с Ириной были повенчаны. Уже спустя много лет после развода Александр Гаврилович принципиально не ставил печать в паспорте, удостоверяющую их разрыв. По слухам, именно поэтому Абдулов так и не дошел до загса со своей гражданской женой,  балериной Галиной Лобановой, с которой прожил восемь лет.

 - Я никогда не изменял любимым женщинам. Просто наши с Галей отношения себя исчерпали, - как-то признался в интервью «КП» Абдулов.

К слову, уйдя от Галины, Абдулов как истинный рыцарь оставил ей все, что имел: машину и квартиру в Москве.

И только ради 31-летней  Юлии Милославской актер нарушил «обет безбрачия». Поначалу они скрывали свой роман, и Абдулов отшучивался: мол, Юлечка - моя племянница. Но год назад артист официально объявил Юлю своей женой. А после рождения дочки счастье буквально затопило эту семью.

Открытый финал

В прошлом году для Первого канала снимался документальный фильм «Ни за какие деньги» об отношении россиян к своему здоровью. Одним из его героев был Абдулов. Он давал интервью авторам ленты, еще ничего не зная о своей болезни. Рассказывал о бешеном ритме жизни и признавался, что не может и не хочет заботиться о своем здоровье: «Вы понимаете, все в руках Бога, у нас жизнь такая короткая! Надо жить сегодняшним днем...» А через несколько недель ему поставили диагноз. Уже из израильской клиники он прислал в театр письмо, которое заканчивалось так: «...И запомните: любите не себя в искусстве, а здоровье в себе!»

Вроде бы, признавались авторы фильма, мы как бы на конкретном жизненном примере получили ответ на вопрос: нужно ли так жить, как жили Высоцкий, Абдулов. Ведь они просто загнали себя работой. Другое дело, имели бы мы ТАКОГО Абдулова, которого знаем, если бы он столько не пахал. Этот вопрос оставляем открытым.