Распределительное самоуправление

Евгений ШИБАРШИН

Сельские округа получили собственные бюджеты. Что дальше?

С начала 2018 года 45 сельских округов Костанайской области получили право иметь свой бюджет. Теперь доходами от местных налогов будет распоряжаться не районное руководство, а жители этих сел. Что изменится с введением новой системы финансирования? Поможет ли она лучше обустроить жизнь сельчан? Станет ли самостоятельность в формировании бюджета основой для утверждения реального местного самоуправления?

От советской системы финансирования села в Садчиковке остались только символы

Своих денег не хватит

Сактаган БАЙМАНОВ поселковым акимом работает около 20 лет, из которых последние 18 - в Садчиковском сельском округе Костанайского района. Когда в конце 90-х начинал руководить в одном из сел Узункольского района, о деньгах на благоустройство поселка приходилось только мечтать.

- Мы были как бы командированными районными акимами, - вспоминает Сактаган Исмагулович. - Ни своего бюджета, ни бухгалтерии, ничего не было. Даже бензин для поездки получали через районную бухгалтерию. Тогда никаких статей расходов, кроме заработной платы, не было. Все вопросы решались за счет хозяйствующих субъектов. Своя бухгалтерия появилась только в 2003 году, а в 2005-м в районном бюджете уже начали планировать определенные расходы на содержание сел, выделять средства на благоустройство. Тогда мы тратили около 14 млн тенге, сейчас чуть больше.

Нужно заметить, что жителям Садчиковки в некотором роде повезло. Поселок имеет 100-летнюю историю, в отличие от других, никогда не пустел. Возможно, потому что имеет выгодное расположение - вытянулся на несколько километров по берегу Тобола, равноудаленный от Костаная и Рудного. Население около 3 000 человек, поэтому местные ТОО и крестьянские хозяйства рабсилой обеспечены. Те, кто не трудоустроился в селе, может ездить на работу в рядом расположенные города. Маршрутный автобус в течение дня приходит несколько раз. Можно и на личной машине. Дороги неплохие, поэтому в город попасть можно минут за 20. О благополучной жизни в этом селе говорит хотя бы тот факт, что в последние годы там начали строить дома, а если кто-то и продает свое жилье, то цены заламывает примерно такие же, что и в Костанае.

Но все это не означает, что там нет проблем. В округ входит еще один поселок - Константиновка. Народу там в три раза меньше, а забот по жизнеустройству столько же. Люди жалуются на плохое уличное освещение и разбитые внутрипоселковые дороги. Плюс ко всему - нужно регулярно проводить санитарную очистку и благоустройство. Да что там говорить, только бродячих собак в 2017 году отловили в количестве 67. На эти и другие дела в прошлом году районный бюджет выделил около 15 млн тенге. Помогли и местные товаропроизводители. Их поддержка составила 1 млн 300 тыс. тенге.

- Но самая главная проблема у нас сейчас - строительство системы централизованного водоснабжения, - сказал Сактаган Байманов. - На половине территории села вода в колодцах для питья непригодна. За нормальной водой люди вынуждены идти или ехать в другой конец поселка. Источник для централизованного снабжения водой поселка уже найден. Он исследован, но для строительства нужно много средств. Только составление проектно-сметной документации стоит около 20 млн тенге. Нашему бюджету это не под силу. Тут можно рассчитывать только на государственную программу.

Жители Садчиковского сельского округа остро нуждаются в централизованном водоснабжении, но бюджет села расходы на его строительство не потянет

Поселковый акимат посчитал, сколько они соберут для своего бюджета налогов в 2018 году, и цифра вышла неутешительная - 5 млн 876 тыс. тенге. А для того чтобы перекрыть уже сложившиеся расходы, нужно 15 млн 266 тыс. Где взять недостающие 10 млн?

Выручат субвенции

Заместитель руководителя управления экономики и бюджетного планирования акимата Костанайской области Елена ДЕРИЙ пояснила мне, что в таких условиях складывается бюджет не только сельских округов, но и многих районов и городов. По Бюджетному кодексу РК поддержка таких бюджетов осуществляется субвенциями из областного бюджета. Сельские округа финансовую подпитку будут получать из районного бюджета. Хотя, по ее оценке, у акиматов сельских округов некоторые возможности по увеличению доходов своего бюджета есть.

Ст. 52-1 Бюджетного кодекса РК определяет, что с 2018 года поступления в общую копилку сел будут складываться из индивидуального подоходного налога по доходам, подлежащим обложению от физических лиц, налога на имущество физических лиц, находящегося на территории данного сельского округа, земельного налога с физических и юридических лиц по участкам, находящимся на территории села, а также налога на транспортные средства физических лиц, находящихся на территории села, и юридических лиц, место нахождения которых по учредительным документах определено в этом селе. Есть и другие источники - плата за размещение наружной (визуальной) рекламы, а также неналоговые сборы: штрафы, налагаемые акимами сельских округов, добровольные сборы и доходы от коммунальной собственности местного самоуправления.

- Акиматы сельских округов и раньше контролировали уплату этих налогов, но теперь этих деньги поступают полностью в распоряжение местного сообщества, поэтому они напрямую заинтересованы в их сборе, - считает Дерий.

Однако с этими правами законодательство передало и немало обязанностей. Расходы бюджетов сельских округов включают 19 пунктов. В них, по сути, включены все направления содержания поселков. Нет только затрат на строительство и содержание социальных объектов.

- Для того чтобы компенсировать недостающие средства, районные бюджеты будут выделять субвенции, - пояснила Елена Дерий. - Если в 2017 году все сельские округа собрали себе доходы (22,4 млн тенге) и получили трансферты из районных бюджетов в объеме 523,3 млн тенге, то в 2018 году их суммарный бюджет составит 1,1 млрд тенге. Но самое главное - в 45 округах сельчане будут сами решать, как им эти деньги использовать.

Самостоятельные бюджеты получили пока те округа, где живут более 2 000 человек. Из 245 сельских округов в Костанайской области оказалось 45. Самое большое количество в Костанайском районе - 11.

Проект бюджета 2018 года обсуждался на сходах населения только в 45 сельских округах. В остальных такая практика будет вводиться с 2020 года

- По концепции о местном самоуправлении самостоятельность бюджетов сельских округов вводят постепенно, - добавила Дерий. - Остальные такое право получат с 2020 года. До этого времени будет наработана практика по округам с большим населением. Акимам нужно научиться работать в новых условиях.

Пока схема формирования бюджета такая. Поселковый акимат составляет прогноз по доходам на следующий год, просчитывает запланированные расходы и выходит со своими предложениями на сход населения. Результаты обсуждения протоколируются, после чего проект бюджета с этим документом передается в районную бюджетную комиссию. Заключение комиссии выносится на сессию районного маслихата, где все бюджеты сельских округов района утверждаются общим решением.

Рисунок Алексея МАЦАРИНА

Деньги должны расходоваться строго по назначению, определенному в бюджете. Но ситуация может меняться. Допускаются ли корректировки основного финплана села в течение года? Законодательство разрешает это делать один раз в квартал. По бюджетам всех уровней. Но в селах для этого опять же должно быть решение схода, затем вся процедура повторяется.

«Раньше такого не было»

Возникает вопрос: то, что доходная часть бюджета села на 60% зависит от воли акима района, не подрывает ли принцип самоуправляемости сельчан? Люди будут требовать от своего акима отремонтировать дороги в поселке, он пойдет к районному руководству просить дополнительные средства, а там из каких-то личных соображений откажут. Вот тебе и местное самоуправление.

Аким Садчиковского с/о Сактаган Байманов рассказал, что при формировании бюджета 2018 года ему пришлось доказывать, почему он просил денег больше, чем в 2017-м.

- Свои расходы мы посчитали по минимуму, все равно не хватает около 9 млн тенге, - рассказывает аким. - Рекламы у нас нет, аренды тоже. Получать деньги от штрафов - тут тоже не просто. Вроде бы штрафовать - это правильно, но мне с этими людьми потом здесь жить, работать. Когда попросил 9 млн субсидий, мне начали сравнивать с расходами прошлого года. Например, в 2017 году на ямочный ремонт мы истратили около 600 тыс. тенге, а на 2018-й я просил 1 млн. Колодцы хлорировали один раз в году, а нужно весной и осенью. Доказал. Раньше такого не было.

Сактаган Байманов: «Субвенции для бюджета села пришлось обосновывать»

В такой же ситуации был и аким Жамбылского с/о Сабыржан СЫЗДЫКОВ (Костанайский район). В поселке Жамбыл он работает всего полгода, поэтому объем субвенций, по его словам, с ним долго не обсуждали. Взяли за основу прошлый год, и все - определили расходы в объеме 16 млн тенге. В 2019 году запланировано увеличение до 19 млн, в 2012-м - до 20 млн тенге.

Зато, в отличие от коллеги из Садчиковки, Сабыржан Сыздыков несколько лет работал в Налоговом управлении, поэтому у него свой взгляд на расширение налогооблагаемой базы. При существующем налогообложении доходы в бюджет села, по его оценке, не увеличишь. Он считает, что налоги на имущество и земельные участки неоправданно маленькие.

- Для людей они обходятся всего в 50-100 тенге в год, - говорит Сыздыков. - По налогам на имущество мы получаем за год 162 тыс. тенге, по земельному - около 200 тыс. Хотя только для улучшения освещения улиц в поселке Жамбыл местные крестьянские хозяйства добровольно выделили 318 тыс. тенге.

Наиболее ощутимые платежи в этом округе идут по налогам на транспорт - 5,2 млн тенге. Но с введением самостоятельности бюджета с этим тоже возникают проблемы. Заплатить его можно в течение года, а расходы акимат должен нести каждый месяц.

- У нас вообще нет никаких правовых рычагов воздействия на недобросовестных налогоплательщиков, - сетует аким. - Мы только раздаем под подпись уведомления Комитета госдоходов о неуплате налога. По причине несвоевременного поступления налогов у нас может образоваться задолженность по заработной плате сотрудникам акимата и за коммунальные услуги.

В этих мелочах пока особняком стоит тема участия самих граждан в формировании бюджета, контроле за его целевым использованием. Со слов акимов, проект бюджета реально обсуждался с населением. Каков эффект от этого, сказать сложно. Сходы проходили в конце 2017 года. На вопрос, будет ли искушение у некоторых акимов приворовывать бюджетные деньги, Сабыржан Сыздыков ответил: бюджет максимально прозрачен, любые неправомерные действия сразу же будут обнаружены. Что касается возможности для сельчан на себе почувствовать возможность самим определять, куда тратить деньги, на это нужно время. Сельские акимы считают, что это значительный шаг вперед. Одно плохо - полученная самостоятельность скорее упорядочивает распределительные функции местного самоуправления, чем созидательные. Развитие села по-прежнему - прерогатива вышестоящих бюджетов.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА

Достаточно ли самостоятельности бюджета сельских округов для местного самоуправления?

Айкын КОНУРОВ, член Комитета по аграрным вопросам мажилиса Парламента РК, секретарь ЦК КНПК:

- Если сравнивать с прошлой системой финансирования сельских округов, то наделение их своим бюджетом, в котором только 40% собственных доходов, уже можно считать достижением. Но в условиях рыночной экономики люди хотят решать многие вопросы «здесь и сейчас», поэтому самый большой риск в том, что начнется перетягивание каната. Будут предприниматься попытки направить средства на популистские моменты. Все еще зависит от зрелости гражданского общества, от желания людей включиться в процесс самоуправления. Если все будет формально, дело дойдет до того, что какие-то акимы сельских округов пополнят армию коррупционеров. Через какое-то время, когда появятся недовольные, пойдут проверки и кого-то привлекут к ответственности. Поэтому на них лежит большая ответственность за то, чтобы весь бюджетный процесс сделать максимально прозрачным. Что касается пополнения бюджета, то у нас любое давление со стороны власти народом воспринималось негативно. Поэтому, если люди будут против увеличения налогов, наложения штрафов, тогда им нужно настраивать себя жить по принципу «протягивать ножки по одежке». Если они этого не поймут и начнут делить шкуру неубитого медведя, это приведет к серьезным проблемам. Когда желание не совпадает с возможностями, у многих может возникнуть разочарование всей этой системой. А уповать на то, что с введением бюджета сельских округов произойдут кардинальные изменения,  сегодня нереально.

Гульмира КАПЕНОВА, депутат Костанайского областного маслихата:

- Для местного сообщества нужно расширить перечень статей по формированию доходной части бюджета сельских округов. Но из бесед на эту тему с акимами сел выявилась еще одна очень важная проблема. Людей нужно научить работать с этим бюджетом. Чтобы не было страха, что в работе с этими средствами по незнанию совершишь ошибку, за которую могут строго наказать. Сельские акимы привыкли работать с готовыми решениями, голова у них по этому поводу не болела, теперь с них будут спрашивать. В том числе и за эффективную реализацию бюджета. Сегодня они больше хозяйственники, а придется еще быть и экономистами. В тех округах, которые получили бюджеты, нужно так отработать все механизмы, чтобы на их примере обучить других. Население тоже нуждается в получении хотя бы элементарных знаний в финансах и экономики. Потому что к бюджету села нельзя относиться так же, как к бюджету своей семьи. Если при планировании расходов люди будут думать только о своем подворье, о своей улице, забывая нужды всего села, никакого самоуправления не получится. А еще нужно учитывать и общегосударственные приоритеты. Если решили поправить дела в образовании или медицине, придется именно туда и направлять деньги. Вполне возможно, что сельские акимы начнут вести бюджетную политику параллельно реальной жизни села. Такого тоже не должно быть. Нужно, чтобы все эти дела переплетались.

Сергей БОГАТЫРЕВ, председатель областного филиала ОСДП:

- У нас в селах еще не развито в достаточной степени гражданское общество. На уровне города, района еще можно найти экспертов, которые со знанием дела могут вносить в бюджет конкретные предложения, в селах люди к этому еще не готовы. По этой причине советы сообщества, которые там созданы, могут не иметь своего мнения. Как это сложилось с общественными советами. Задумка была хорошая, но их превратили в придаток органов исполнительной власти. А ведь они могли бы стать ядром местного самоуправления. Сегодня в секторе НПО создана система оценок нужд сообщества. Почему бы районным акиматам через госсоцзаказ не привлекать их к исследованиям научными методами реальных нужд сельчан? Тогда субвенции бюджетам сельских округов будут выделяться не от достигнутого, а под реальные проблемы приоритетного характера. Я знаю пример, когда в одном селе изучали нужды: одни говорили о дорогах, другие - об уличном освещении, кто-то просил покрасить забор. Когда применили научную методологию, оказалось, всех беспокоит неорганизованная свалка в центре поселка. Акимату осталось подсчитать, сколько будет стоить вывозка накопившегося мусора.

Габиден ШАХАЙДАРИ, экс-аким сельского округа (2011-2017 гг.)

- Эти бюджеты не будут делать погоды. Налоги мизерные. В моем селе сборы от имущественного и земельного налогов составляли 40-50 тыс. тенге в год. То же самое и с транспортным налогом. Машины у нас имеют 30% населения, к тому же они все старые. При любом раскладе аким села как зависел от акима района, так и будет зависеть. А тот деньги выделяет по своим субъективным соображениям. Даже для того чтобы собрать сход граждан, нужно писать письмо акиму района. Да еще указать повестку дня. Он отвечает в течение 15 дней. А если какой-то денежный вопрос нужно решать оперативно, для этого  нужно решение сообщества? У меня такие случаи были. Я тогда не стал брать деньги в кассе, чтобы не обвинили в коррупции, а занял у предпринимателей. Это называется «самоуправление»?