Куда исчез почтовый акциз?

Незадолго до конца 2017 года решил написать письма родным, друзьям и знакомым. Кому-то сие рвение, все более в нас затухающее, может, и покажется смешным, но ничего плохого в нем не усматриваю. Тем более что в нашем бывшем довольно просторном государстве еще не во всех отдаленных местах люди ограничиваются мобильной связью (по разным причинам). К тому же и дороговато она обходится, и не только старшему поколению. Да и письмо, хоть и не книга, но читается с неменьшим упоением. Поэтому и является к новогодию подчас лучшим подарком. Так мне видится.

Конверты приобрел заранее в одном из канцелярских отделов. Увы, без марок. Обычная торговая точка не располагает ими, вследствие их особой ценности. Как мне пояснили, правом их обладания и распоряжения владеет только почтовое ведомство.

С марочным товаром, продукцией особого назначения, как я давно уже заметил, в Рудном далеко не все благополучно. Считайте, что его нет, особенно малым достоинством. Словом, марок в 6-м почтовом отделении не оказалось. Уже в который раз в прошедшем году! Не оказалось их и еще в трех почтовых отделениях, куда я обратился. Были конверты с марками, стандартные, но лишь для ближнего зарубежья. Наверное, было бы окончательной дикостью и неуважением к нашей ближайшей соседке - России - в году 160-летия выпуска ею первой почтовой марки на ее территории (22 декабря 1857 года) не иметь еще и их.

«Знаете, много пишут, отправляют...» - слышалось в ответ как оправдание от почтовых работников. Ободряющим в нем было только одно: я являюсь, оказывается, далеко не последним желающим пользоваться подобным общением. Но никто из оправдывающихся, однако, не подсуетился, что, мол, закажут, поднимут тревогу по поводу недостающего, сообщат, куда следует.

Исчезают марки, не хватает конвертов, исчезли справочники почтовой индексации всего ближнего зарубежья. И никто об улучшении этого дела не думает, как и о достойной оплате труда почтовых служащих. Не случайно в отделениях высокая текучесть кадрового состава. Кому думать-то о качестве обслуживания населения?! В ином почтовом отделении посетителю и присесть негде, чтобы заказ нормально оформить, своей очереди просто дождаться.

Почта всегда была «делом государевым». Как и сама почтовая марка. Еще не было телеграфа, телефона, не то что сегодняшнего Интернета. Но были ямщики, которые на сменяемых тройках лихо мчались от одного верстового полосатого столба к другому, осуществляя на необозримых просторах нашей родины постоянную связь центра с отдаленными населенными пунктами. Удалыми ямщиками, если верить известной ныне телепередаче, могли быть лишь холостые мужички. Потому лихость и чередовалась с унынием из-за житейского одиночества, о чем свидетельствует песенный жанр ямщицких песен - «Вот мчится тройка удалая», «Тройка мчится, тройка скачет», «Однозвучно гремит колокольчик».

Не уверен, но возможно, что последнюю почтовую карету пришлось увидеть и мне более 50 лет назад на Крайнем Севере. Ямщиками были два моих бывших ученика, окончивших местную восьмилетку и устроившихся в почтовое отделение на свой первый заработок. Конечно, они были холостыми. По младости своих лет, а не по велению государя. Да и работать было более негде.

Осуществляли они почтовую связь по зимнику на лошадях через Витим - это приток сибирской Лены. Между двумя пограничными поселками, в одном из которых, если позволяла погода, раз в неделю садился почтово-пассажирский трудяга Ан-2.

Почтовое ведомство мало заботится и о результатах своей деятельности, и о своих работниках. Мала зарплата, отсутствует форменная одежда. Работники подолгу не задерживаются. А временщики - разве им до каких-то марок или конвертов?

А может, мне так только показалось...

Иван МЕТЕЛКИН, Рудный