С баллончиком краски в руках изменить мир

Татьяна НАЗАРУК

Костанайские уличные художники - о том, что стрит-арт - это искусство

Обращаете ли вы внимание на уличные граффити и рисунки, которые в Костанае множатся год от года? На домах появляются причудливые дутые буквы, на лавочках маркерами пишут разные запоминающиеся фразочки, а заборы украшают целыми художественными композициями. Кто-то считает это вандализмом, а так называемые райтеры верят в благую миссию уличного искусства. Корреспонденты «НГ» попытались понять, что в себе несет местный стрит-арт.

 Работаем на благо красоты

Номер один среди видов уличного искусства - граффити. Уж их точно в Костанае видел каждый. Это шрифтовая композиция, проще говоря, надпись, которую обычный человек, далекий от стрит-арта, с первого раза точно не прочитает. Для граффити характерен свой стиль, поэтому художники изощряются и придумывают новые формы букв и способы их передачи. Чаще всего графферы превращают алфавит в пузатую или, наоборот, чересчур худосочную армию букв. Они могут заходить друг на друга, сливаться, растворяться друг в друге... При условии, что художник пользовался разноцветной краской, такие надписи выглядят забавно и привлекательно. Но как понять то, что там написано? В одном из граффити на фасаде дома № 67 по ул. Гоголя я с трудом различила английские буквы и прочитала имя - Эрик. Как раз с этим художником удалось выйти «НГ» на связь.

Эту настенную роспись в детском магазине делали те же «райтеры», что рисуют на улицах

Сейчас в Костанае граффити занимаются единицы. Многие рисунки, что до сих пор не стерлись временем и остаются на улицах города, на самом деле были сделаны давно.

Кто-то подпортил изображение гориллы и раскрасил его зубы в желтый

22-летние Эрик и Данил стрит-арт не забросили до сих пор. А к граффити их потянуло лет 7-8 назад. Году так в 2009 они часто совершали вылазки на улицы Костаная и баловались баллончиками краски. Но период, когда хочется что-нибудь нарисовать на скорую руку (лишь бы оставить свою метку или тег), как говорят среди райтеров, уже давно миновал. Сегодня парни разрабатывают свои проекты, делают роспись под заказ и продолжают совершенствовать авторские шрифты. На улицах теперь отмечаются редко.

На наш вопрос, почему их шрифты нелегко прочесть, они отвечают: «Граффити пишут для своих».

- По сути, это продвижение своего имени, - объясняет Данил. - Граффити в основном делаются для тех, кто этим занимается. Это что-то вроде игры в своем кругу.

Так накладывают друг на друга изображения уличные художники

- Это весело, и это правда игра, - дополняет Эрик. - Я бы даже сказал, что это акт бунтарства и искусства. Своим стилем граффер завоевывает определенную локацию. По ритму букв и стилю уличные художники понимают, кто это нарисовал. Это точно так же, как отличать Айвазовского от Шишкина. Граффити - это же красиво, согласитесь. Лучше уж видеть яркую разноцветную надпись на стене, чем нецензурные слова.

Все то, что сегодня художники-граффитисты делают на заказ, по большей части не предполагает выражение близких тебе идей. А ведь для души тоже иногда нужно что-нибудь делать. Таких мест в городе, где можно вовсю оторваться с баллончиком, немного, говорят парни, поэтому приходится выбирать и альтернативные варианты.

Графферы могут выдумать свой алфавит. Справа от дерева фигурами написано слово дом

- Часто мы рисуем где-нибудь у друзей в квартирах, нам за это они, конечно, не платят, - рассказывает Эрик. - Но в Костанае все-таки есть такие места, куда выходишь в 4.00 и рисуешь до 7.00, пока город не проснулся. И ты получаешь от этого удовольствие. Просто хочется рисовать и выплеснуть идею. Но за несколько часов сделать что-то масштабное не получится. К примеру, на роспись стены уходит месяц.

Как свободная площадка для райтеров сегодня действует двухэтажка на ул. 5 Апреля, 67, где располагается общественный фонд «Помощь». Уже изрядно потрепанное временем здание из красного кирпича с одной стороны наполовину разрисовано граффити. Художникам официально дал на это разрешение владелец здания. Бывает, что одни графферы разрисуют стену, а через время поверх их творения накладывают другие надписи. И так можно до бесконечности.

Этот рисунок появился в рамках пиар-акции, но неплохо скрасил фасад дома

- Все-таки хочется, чтобы хороший рисунок пробыл на стене хотя бы год, - считает Эрик. - А кто-то может прийти через несколько дней и все уничтожить. За такие дела мы можем и побить, - смеется граффер.

Но это все дела житейские, с полицией решить конфликт куда хлопотнее. Если художника застукают за делом, то за рисунки в общественных местах можно получить штраф. Приходится применять дипломатию и не шуметь.

У Данила и Эрика серьезных проблем с полицией никогда не было.

И не поспоришь

- Пару раз наше общение с полицией заканчивалось душевными разговорами и взаимопониманием, - вспоминает Эрик. - В целом, если ты делаешь что-то красивое, людям нравится, они ничего нам не говорят. У нас вообще есть свое мнение насчет рисунков в общественных местах. Мы не трогаем новые дома, рисуем только на серых панельных домах. Покупая краску, тратя силы на граффити, мы перекрываем столько гадких надписей и рекламы наркотиков, что нашу деятельность можно назвать благой. За свой счет мы облагораживаем убитые фасады.

Фасад дома-площадки для граффити — ул. 5 апреля, 67

Эрик и Данил считают, что уличные художники всегда балансируют на грани вандализма и возвышенного искусства. Было и будет так, что кто-то останется недовольным граффити, а кто-то захочет даже заплатить, чтобы их неприметную пятиэтажку украсила красивая яркая надпись.

В среде райтеров свои нормы морали. Уважающий себя художник никогда не будет рисовать на достопримечательностях, памятниках архитектуры, частной собственности. А те, кто это все-таки делает, как правило, оказывается совсем новичком или попросту хулиганом.

Это граффити на 164 доме по ул. Абая рисовали художники из Костаная и Караганды

Эрик и Данил вместе с граффером из Караганды расписали часть жилого дома по ул. Абая, 164. Возле одного из замудренных тегов видим: «Доброе утро, Костанай!»

 Важнее - смысл

Есть в Костанае, помимо надписей с безумными шрифтами, вполне себе обычные, которые понятны всем. Ну, практически. Фразочки а-ля «Здесь был Петя» или нацарапанные на спинках сидений в автобусах номера телефонов трудно назвать образцовыми примерами уличной культуры. Они не вызывают никаких мыслей, не побуждают к действию. Об искусстве все-таки говорим. Но в Костанае некоторые стены и лавочки научились говорить умно и содержательно.

В Костанае нет стены Цоя, но зато есть его небольшой портрет на остановке «11 школа»

Остановка «11-я школа» уже года два пестрит интересными рисунками и надписями с намеком на социальный подтекст. Сегодня такая мотивирующая направленность искусства очень популярна. Красота уступает свое место выражению морали и простых истин.

На спинке лавочки, на той же остановке, желтой краской кто-то написал: «Делай с умом...» Судя по тому, что надпись минула участь быть перечеркнутой и разрушена только временем, народ с ее содержанием согласен.

Боб Марли стал единственным украшением для убогой двухэтажки по ул. Орджоникидзе, 52

Недалеко от этого шедевра неизвестного автора разместилось другое изречение. На заборе позади лавочки некто, подписавшийся Б. М., написал: «Твори добро! Зла и так хватает». Поспорить с этим утверждением вряд ли кто захочет. А если даже речь пойдет о вандализме или порче имущества, то и здесь не подкопаешься - надпись безликий и обшарпанный забор ничуть не подпортила.

Судя по свежей краске, на том же ограждении промзоны недавно поработал неизвестный поклонник творчества персидского философа Омара Хайяма. Синей и черной краской он по трафарету нанес на забор два его афоризма. «Не зли других и сам не злись..." - начинается один из них.

Поклонники Омара Хайяма нанесли на стену промзоны два его афоризма

Одно время костанайцев изрядно веселила надпись на заборе у КТЭК: «Бьет - значит, сядет». Ее и фотографировали, и в Сеть выкладывали. В общем, оценили. Но спустя время надпись исчезла вместе со старым забором организации. Зато граффити с таким же смыслом, но еще более убедительная, до сих пор «предупреждает» костанайцев недалеко от ЦОНа по ул. Тауелсиздик: «Бьет - значит, статья 109 УК РК».

А теперь снова вернемся к остановке «11-я школа». Помимо «умных» надписей это место прославилось среди костанайцев как островок трех знаменитых портретов. На уже упомянутом заборе промзоны с цитатами Хайяма и надписью автора Б. М. соседствует трафаретный портрет Виктора Цоя. Рядом с ним дописали слова из его песни «Группа крови»: «Я хотел бы остаться с тобой...»

Посыл «пробуддиться» исходит от сидящего в позе лотоса Будды. Краска с «просветленного» уже облупилась, но свой вид совсем еще не потеряла. Мысль взбодриться, воспрянуть утром отлично вписывается в пасмурное рабочее утро.

- Я обращаю внимание на такие рисунки, только если что-то интересное нарисовано, - делится мнением студент Павел КОРНИЕНКО, которого я как раз и встретила на остановке. - Если нормально сделано, то я совсем не против такого творчества.

- Меня смущают разные надписи на заборах, а такие вот симпатичные рисунки нет, - говорит Тамара БЕЛЯЕВА. - Выглядит красиво. Можно и побольше их делать, чтобы атмосферу повеселее сделать.

Недалеко от остановки «11-я школа», с двухэтажки на ул. Орджоникидзе, 52, улыбается миру король регги Боб Марли, а за деревьями на заборе бывшего мясокомбината прячется местный «снежный человек».

- На портрет Боба Марли нам никто не жаловался, - сообщил «НГ» председатель ПКСК «Жилсервис» Ануаш ИСКИНДИРОВ. - Я бы вообще все дома так разукрасил. Это красиво и теперь нашу двухэтажку все знают благодаря яркому портрету.

Нарисовали граффити и заодно номер дома приписали

Рисунки «Пробуддись», Боба Марли и «снежного человека» подписаны одним художником под псевдонимом Орфей. Для прохожих - загадка, в своем кругу он довольно известен.

- Мне просто хотелось украсить город и сделать что-то необычное, - поделился с «НГ» художник. - Хотелось вдохновить людей. Героев для своих рисунков выбирал спонтанно. Основой для создания Йети послужило одно старое видео, где якобы запечатлели «снежного человека». Я взял его походку, силуэт, наклон и сделал что-то подобное. Мне не раз говорили, что похоже. Значит, получилось.

Такие образцы стрит-арта явно вызывают более широкий отклик у горожан, чем граффити. Сами райтеры объясняют тем, что у разных направлений уличного творчества своя цель.

- Стрит-арт более очеловеченный, более понятен простому зрителю, - считает граффер Эрик. - Уличные рисунки для Костаная еще в новинку, люди только привыкают к ним. В рамках пиар-акции одного энергетического напитка в Костанае стали появляться баскетболисты, велосипедисты... Это выглядит красиво, здорово ведь! Однажды и я сделал свою стрит-арт-вылазку. У меня был период, когда мне хотелось что-нибудь эдакое сделать. По всему городу нарисовал розовые сердечки. С ними многие фотографировались, меня, то есть автора, пытались найти в Интернете. Значит, какие-то чувства в людях я вызвал.

Уличные художники уверены, что всем надоевшая и вездесущая надпись «Как Таг?» тоже имеет смысл.

- Это попытка вызвать человека на реакцию, - считают художники. - Лично я расценил это как акцию против наркотиков. Многие работы были как раз рядом с надписями о продаже наркотиков. У каждого свой посыл, каждый по-своему хочет прекратить общее бездействие. Этот райтер предпочел такой способ.

Арт как способ борьбы

Костанайский стрит-арт находится на стадии развития. Это явление более распространено в больших городах, там люди относятся к уличному искусству с большим пониманием. У нас же народ пока не знает, как на это реагировать. Хотя, появись в городе злободневный рисунок, резонанс наверняка бы появился.

Так разрисована парковка Автодом Моторс, где проходит фестиваль хип-хоп культуры

В Казахстане уже есть примеры нашумевших уличных рисунков, которые поднимают важные темы. Алматинский стрит-арт-художник Паша Кас прославился на весь Казахстан, когда на фасаде жилого дома в Темиртау в 2016 году изобразил свою версию картины «Танец» Анри Матисса. На рисунке Каса, как и на полотне Матисса, взявшиеся за руки люди кружатся в танце. Только в версии алматинского художника все действо происходит вокруг трубы завода, «изрыгающей» яд.

- Всепоглощающая иллюзия сытости, демонстрирующая власть тех, кто сидит «на трубе» над теми, кто вокруг нее пляшет. Корпорации монстров, готовые высосать и распродать нефть, - рисуют новые интерьеры. Отчаянно пляшем вокруг трубы! - так описывает свое творение Паша Кас.

Резонанс получился небывалый. Жильцы расписанного дома были в восторге, молодежь со всего Темиртау съезжалась к пятиэтажке, чтобы сделать фото на фоне рисунка. Полиция стала искать «вандала», но через некоторое время поиски прекратились, а стрит-арт до сих пор украшает дом.

Посыл обществу получился громкий. Художник по-современному и языком искусства сумел рассказать о том, о чем другие молчали.

- Металлургические заводы вытравливают все живое на корню: не так давно экологи брали пробу земли на пяти детских площадках, и было установлено превышение свинца в 5 раз выше нормы! Все - молчат! - писал тогда в соцсетях Кас.

До и после скандального рисунка в Темиртау художник неоднократно оживлял безмолвные стены городов и заставлял говорить о важном. В Алматы есть стрит-арт 2014 года об отношении художника к газете «Казахстанская правда». Кас высмеял политику издания, назвав ее публикации «параллельной реальностью».

- И мы, и они привыкли, что есть некий формат подачи информации для населения, где принято немножко приукрашивать, чуточку смещать акценты, маленько не замечать проблемы, без лишней скромности манипулировать статистикой. Они там создают параллельную реальность, в этих своих уютных редакциях в центре города, - прокомментировал свой арт художник.

Уличные рисунки носят урбанистический характер

Своей прямотой и бесстрашием Паша Кас полюбился не только казахстанцам, но и россиянам. Его рисунки можно найти в Москве и Санкт-Петербурге. «Слишком много лапши на душу населения», «Мегаполис всматривается у тебя...» - это лишь два популярных арта нашего соотечественника в России. С этими работами Паша Кас участвовал в международных фестивалях стрит-арта, в то время как Союз художников Казахстана его работы резко осуждал...

Есть ли у костанайцев надежда обомлеть от социального арта? Именитые художники и общественники, долгое время работавшие с молодежью, делятся своим мнением.

- Социальное граффити приобретает в Казахстане популярность, - говорит психолог, председатель ОФ «Перекресток» Алексей КУЛИКОВ. - Паша Кас очень хорошо делает. С помощью граффити выражает свое негодование. Но, чтобы и у нас такое появилось, нужны люди с активной жизненной позицией. Таких, как этот алматинский парень, на всю страну пару человек. Кто знает, не побоятся ли наши художники громко заявить о себе.

- Хотелось бы видеть у нас что-нибудь интересное, - рассказывает художник Сергей ЛУГОВОЙ. - В наших уличных рисунках нет глубины, сложной идеи. Есть талантливые райтеры, но они в основном уходят в коммерцию и зарабатывают на заказах. У нас уличные художники не делают полезных дел. Можно ведь написать «Не мусорить» там, где мусорят. А они вместо этого портят стены своими именами и тегами. У меня у самого была задумка сделать проект со стихами. Думал расписать стены строчками из произведений костанайских поэтов. Чтобы люди с помощью уличного арта образовывались.

Сергей Луговой считает, что костанайскому уличному арту не хватает глубины идеи

Возможно, и в Костанае в скором времени появится стрит-арт на злобу дня. Повод, возможно, появится. Местные графферы планируют провести арт-фестиваль в грядущем году. А злободневных тем для творчества уличным художникам у нас хватает: вырубка сквера ради общепита, бездумное расходование бюджетных средств, состояние детских садов, коррупция...