«Для кого-то молодость - это клубы, а для нас - путешествия»

Татьяна НАЗАРУК

Костанайские парни автостопом объехали Россию от Челябинска до Курска

22-летний Игорь ИГОРЕВ и 21-летний Евгений ГРЕБЕНЮК из Костаная - автостопщики с двухлетнем стажем. В прошлом году они исколесили весь Казахстан, побывав во всех 14 областных центрах, а этим летом на 2 месяца махнули в путешествие по России. Даже немного захватили Украину - отметились в Харькове и Одессе. На все про все у ребят с собой было 10 000 рублей, 15-килограммовые рюкзаки со всем необходимым и огромное желание покорять новые горизонты.

Евгений Гребенюк и Игорь Игорев уже второй год подряд путешествуют автостопом

Вначале небольшая предыстория о том, почему все-таки автостоп. Вообще, свою «карьеру» путешественники начали с пеших походов. В 2015 году парни намеревались из Костаная дойти до Житикары. А ведь это 200 км.

- Мы, конечно же, не дошли, - смеется Игорь. - Я выбыл на второй день пути, потому что у меня начала болеть спина. Пацаны на третий день домой вернулись. Им не хватило 80 км до Житикары. Потом мы планировали добраться до какого-то леса - это 100 км. Когда нам стало лень идти, мы поймали машину. Попутка добросила нас прямо к месту. Мы с Джеком (так Евгения Гребенюка зовут друзья - «НГ») разбили лагерь, сидим и думаем: «А давай завтра до Астаны доберемся!» У нас все получилось. Ровно следующим вечером мы уже гуляли по столице.

После трипа по Казахстану парни сразу же договорились, что на очереди - Россия с заездом в Одессу. В дороге Игорь и Женя пробыли чуть больше двух месяцев - с 18 июня по 20 августа.

Хорошие люди

Главное в деле автостопа - удача, которая подбрасывает путешественникам отзывчивых и готовых прийти на помощь людей. По словам Игоря и Жени, в России люди чаще сталкиваются с автостопщиками, поэтому сразу знают, что надо делать.

На пути в Пермь

- Им не приходится объяснять, что такое автостоп, - говорит Игорь. - К любому садишься, и тебя сразу спрашивают, куда ехать. Водители понимают, что за их услугу путешественники, как правило, не платят. В Казахстане другая ситуация. Бывает, с ходу вопросы задают: сколько дашь, а потом: почему бесплатно? С нас в конце пути спрашивали плату, а мы им прямо отвечали, что мы автостопщики, у нас нет денег.

Но, несмотря на такого рода непонимание, на Родине ловить попутку легче, чем в России.

- Там тяжелее подбирают, - вспоминают путешественники. - Когда нам нужно было добраться из Перми в Казань, мы стояли на трассе весь божий день. И только к вечеру возле нас остановилась фура. Дальнобойщик вез нас почти всю ночь, но потом высадил, потому что ему нужно было в другую сторону. По рации он попросил своих, чтоб нас подобрали. Но безрезультатно. Первый раз со дня выезда мы ночевали на улице. Утром поймали другую фуру и поехали дальше.

Символ Перми, установленный на берегу реки Камы

Аналогичная проблема у путешественников возникла на пути в Москву из Нижнего Новгорода. Парни долго не могли словить машину, поэтому решили разделиться.

- Джеку первому повезло, - рассказывает Игорь. - Он поймал фуру до Москвы. Позже и я уехал с дальнобойщиком. В итоге Джек на пару часов раньше оказался в Москве, чем я, и его высадили в 8 км от места ночевки. Меня же - в 40 км. По иронии судьбы у меня еще SIM-карта перестала работать, и я не мог созвониться с Джеком. На метро добрался до нужной станции и стал расспрашивать москвичей, как найти такую-то улицу и дом. Люди охотно помогали, к моему удивлению. Раньше я слышал, что в Москве к приезжим относятся очень неприветливо.

Если бы парни прибыли в Казань пораньше, успели бы на Кубок конфедераций

Один раз автостоперы больше выручили водителя, чем он их. Джек на время пути подменил у руля уставшего хозяина машины, который не спал двое суток. Получилась настоящая взаимопомощь.

В отличие от трудностей на дороге, с ночевкой в городах проблем не было. В Челябинске, Екатеринбурге и Москве автостоперов встречали друзья. В Казани, Перми парни пользовались услугой каучсерфинга. Это специальный сайт, где люди ищут или предлагают безвозмездный приют. Путешественники всего мира активно используют этот сервис. Игорь и Джек опробовали эту прелесть впервые и остались довольны.

Москва осталась позади

- В Перми нас приютила молодая девушка, - вспоминают костанайцы. - Она оставила нам ключи от квартиры и ушла к парню. Так мы жили у нее 3 дня. Мы были в шоке, что так можно доверять незнакомым людям. В Казани мы жили у трех хостов (хозяев, принимающих гостей - «НГ»).

Костанайцы со всеми обменялись контактами и теперь знают, к кому можно податься в следующий раз.

«Дом для всех»

Несмотря на такое количество добрых людей, ночевка в Нижнем Новгороде путешественникам понравилась больше всего. Один из местных, Алексей Оношкин, устроил в съемной однокомнатной квартире пристанище для путешественников со всех уголков России и мира. Он назвал это место просто и лаконично - «Дом для всех».

И это еще не все, кто ночевал в однушке в Нижнем Новгороде

- Мы провели три незабываемых ночи в однокомнатной квартире, где весь пол усеян еще десятью путешественниками со всех краев СНГ, - говорит Игорь. - Ребята спали где придется: на кухне, в коридоре. Все в спальных мешках. Было интересно, особенно ночью, когда все готовятся ко сну, выключают свет. А потом до утра ни у кого не закрывается рот, все рассказывают свои истории. Там мы встретили единомышленников, которые тоже снимают видео о своем путешествии. Большая доля автостоперов - девушки. Некоторые даже не боятся ездить в одиночку. Одна из них, Нина из Перми, имеет разряд по боксу. Это ее и спасает в разных неприятных ситуациях.

Всей гурьбой автостоперы попали под дождь в Нижнем Новгороде

Так как жилье путешественникам дают бесплатно, после себя они должны что-то оставить в квартире. Этой «смене» автостоперов Алексей дал задание принести с запасом туалетную бумагу. Толпа отвязных и ничего не страшащихся путешественников задание выполнила.

- Мы собирали рулоны в ресторанах быстрого питания, - смеются парни. - Ограбили все «Макдоналдсы» и KFC.

Время, проведенное с близкими им по духу, костанайцы вспоминают с теплотой. Путешественники делились своими походными секретами, давали друг другу советы. С некоторыми из автостоперов этой встречей общение не закончилось.

Поход в Ховрино

В каждом городе Игорь и Женя проводили три дня. Пользовались такой схемой: отдыхаем, осматриваемся, гуляем. Благодаря тому, что и в Москве парни остались на несколько дней, они вновь повстречались с Ниной из Перми. Той самой девушкой с разрядом по боксу. С ней они отправились смотреть другую Москву. Помимо ВДНХ, Красной площади, комплекса «Москва-Сити» в их списке «обязательно к посещению» значилась Ховринская заброшенная больница. В народе просто ХЗБ. Это здание с 1985 года магнитом притягивает любопытный и жаждущих пощекотать себе нервы народ. Тогда грандиозное здание больницы забросили и до сих пор не снесли. У этого места очень плохая репутация, потому что здесь происходили убийства, не раз находили покончивших с собой подростков. Сейчас здание огородили и приставили охрану. Но попасть на его территорию все-таки можно. Костанайцы колючей проволоки не побоялись и смогли. А потом схлопотали штраф.

- Мы долго ходили вокруг да около, обдумывая, как попасть на территорию, - говорят путешественники. - В итоге проникли туда, забрались на крышу, все осмотрели... И в этот момент нас заметила охрана. Мы даже фото сделать не успели. Вызвали полицию, оформили штраф. По 3 000 руб. на каждого. У нас с Джеком осталось всего 6 000 руб. Поэтому мы получили протокол и смылись. В ближайший год нам в России лучше не появляться.

«Раздавленные горем», как выразился Игорь, они поехали сразу в Курск, минуя Санкт-Петербург. Северную столицу пришлось пропустить, потому что денег оставалось мало. Но лично для Игоря пребывание в Курске стало лучшим временем. Там он впервые за свою осознанную жизнь встретился с отцом.

«До Курска не подбросите?»

- Оказывается, у меня есть 3 сестренки и братик, - с улыбкой говорит он. - Теперь планирую ездить в Курск хотя бы раз в год.

В Курске ребята пробыли неделю. Сделали исключение в правиле «трех дней». На обратном пути Игорь снова остановился в Курске, а Джек поехал в Ростов-на-Дону к брату.

И еще одна история про хороших людей напоследок. Путешественники встретились в Ростове и уже смирились с тем, что домой придется добираться не меньше недели. Но по счастливой случайности в Челябинске они оказались через три дня. А все благодаря попутчику, который ехал в Новосибирск через Челябинск. Вот так в дороге и пролетело все лето.