Особо опасен и бесконтролен

Надежда КОВАЛЬСКАЯ

В последнее время участились случаи ЧП с газовым оборудованием. В чем причина?

В Затобольске газовый баллон, приобретенный в «неустановленном месте», стал причиной гибели двух людей

Мы все сидим на пороховой бочке. А точнее, на газовом баллоне, который медленно, но верно травит. Достаточно поднести спичку и… За примерами даже в Шымкент, где 8 января из-за утечки газа по кирпичику разнесло двухэтажный дом, ходить не надо. У нас и своих хватает - чего только стоит трагедия в Затобольске, лишившая жизни двух людей. И самое печальное, что все это не роковая случайность, а результат методичного растаскивания газового хозяйства на мелкие зоны ответственности и полного отсутствия контроля в этой сфере. 

Хлопок, еще хлопок

В Костанайской области в прошлом году было зарегистрировано пять газовых происшествий или, говоря официальным языком, «хлопков газовоздушной смеси». Погибли трое, пятеро пострадали. Самое крупное ЧП - уже упомянутый случай в Затобольске.

Напомним, 17 ноября в доме по ул. Механизаторов взорвался газовый баллон. Строение в считаные секунды превратилось в груду кирпичей. В доме находились 48-летние братья Сергей и Валерий Дубровские, а также супруга Сергея - 47-летняя Людмила Дубровская. Все они получили серьезные ожоги и были доставлены в костанайскую областную больницу. 21 ноября скончалась Людмила Дубровская, через неделю умер ее муж. Выжить удалось только Валерию Дубровскому.

Еще два несчастных случая произошли под Новый год. 20 декабря взорвались два газовых баллона в Костанае в помещении склада по ул. Челябинской. В результате взрыва обрушились стены и кровля. Охранник фирмы получил ожоги лица и рук. Через неделю, 27 декабря, «хлопок» произошел в доме по ул. 40 лет Победы в поселке Дружба. Как пояснили «НГ» в ДЧС по Костанайской области, пострадал монтер ТОО «Зенит», который устанавливал плиту. Он проверял герметичность соединений газопровода открытым огнем, в результате чего произошел пожар. Сгорела мебель на кухне, монтер получил ожоги лица.

Конечно, в последнем случае, кроме классической фразы «сам виноват», больше ничего не напрашивается, но, по словам ЧС-ников, именно банальное несоблюдение правил безопасности является самой частой причиной несчастных случаев.

Большинство зарегистрированных в прошлом году газовых ЧП произошло по причине неисправности баллонов

- В большинстве случаев виноваты сами потребители, которые, к примеру, заносят баллоны с мороза в дом и ставят их близко к источнику тепла, чтобы отогреть, - говорит начальник управления контрольной и профилактической деятельности в области пожарной безопасности ДЧС по Костанайской области Алмаз ОСПАНОВ. - Также появилось множество газовых баллонов, не соответствующих стандартам. В Затобольске утечка газа произошла из-за неисправности технических частей газового баллона. Мы не имеем права контролировать реализацию подобного товара. Все функции по контролю были переданы в ГАСК, при которой в сентябре 2015 года была создана газотехническая инспекция. Мы со своей стороны можем проводить только разъяснительную работу. 

Инспекция есть, полномочий нет

Положим, одними разъяснениями с нашим менталитетом делу не поможешь. Пока в перспективе не замаячит солидный штраф, никто и пальцем не пошевелит. Учитывая это обстоятельство и повышенную опасность голубого топлива, логично предположить, что контроль должен быть жестким: пришли, проверили, наказали. Однако, как известно, законам логики казахстанская действительность подчиняется далеко не всегда.

- При создании газотехнической инспекции нам прописали функции, но так и не разработали механизм, - рассказал руководитель отдела газотехнической инспекции и промышленной безопасности ГУ «Управление государственного архитектурно-строительного контроля акимата Костанайской области» Кирилл ФИЛИН. - В нашу компетенцию входит контроль за безопасностью эксплуатации газопотребляющих систем бытовых потребителей. Но при этом проверять обслуживающие компании и наказывать кого-то мы не можем. У нас нет нормативно-правовой базы. Что касается реализации газовых баллонов, этот вопрос вообще не находится в нашем ведении.

Самое грустное, что в газотехнической инспекции сидят грамотные специалисты, которые знают, как должно быть, знают, что нужно делать, но ничего не могут - руки связаны.

Руководитель отдела неоднократно писал письма наверх с объяснением ситуации и просьбами принять меры, но законодателям было не до того... Как всегда, опомнились, когда петух клюнул. После двух недавних трагедий в Шахане и Шымкенте 10 января премьер-министр Бакытжан Сагинтаев основательно пропесочил чиновников за некачественную подготовку к отопительному сезону. Министерству национальной экономики предстоит, видимо, разработать нормативную базу для работы газотехнических инспекций. И если в Шахане газ был ни при чем (там рванул твердотопливный котел), то ЧП в Шымкенте - закономерный итог именно газового беспредела. Газ в двухэтажный дом был проведен самовольно со множественными нарушениями, однако выявить этот факт и тем самым спасти жизнь 28-летней женщины было некому.

Как заявил на том же совещании глава МВД Калмуханмбет КАСЫМОВ, ежегодно в стране происходит от 70 до 90 взрывов, связанных с нарушением правил эксплуатации газового оборудования. При этом упущен контроль за сферой использования газа, хотя формально он передан в местные исполнительные органы.

- На сегодняшний день газотехнические инспекции имеются только в городах Астане, Алматы и в Костанайской области. В связи с этим предлагается министерству национальной экономики в кратчайшие сроки разработать нормативную базу, а акимам регионов обеспечить создание газотехнических инспекций, - добавил Касымов.

Будем надеяться, что слово Касымова что-то да значит, и газотехнические инспекции наконец осчастливят обещанными полномочиями. А пока газовая сфера так и остается предоставленной самой себе. 

Кто заправляет?

Так как большинство ЧП все же связаны с неисправностью газовых баллонов, корреспонденты «НГ» объехали газовые заправки - узнать, соблюдаются ли на них элементарные правила безопасности.

По закону на газовом баллоне должна быть маркировка с названием организации, но на деле этого нет

По словам Кирилла Филина, закон «О газе и газоснабжении» от 9 января 2012 года запрещает эксплуатацию газового оборудования и газопотребляющих систем без заключения договора на их обслуживание. Это касается и всех без исключения газовых баллонов, даже тех, которыми пользуются на дачах. Продавец в свою очередь должен вести учет и требовать при покупке договор. Также на газовом баллоне должно быть клеймо с названием организации.

На газовой заправке крупнейшего костанайского реализатора ТОО «База сжиженного газа», расположенной на выезде из города в районе Дизельного завода, двое мужчин как раз покупали газовый баллон, примеряя к нему редуктор.

- У ваших газовых баллонов клеймо есть? - спрашиваем у продавца.

- Нет, только паспорт.

- А вы их проверяете перед продажей на исправность?

- Нет, у нас на базе их проверяют, потом сюда привозят.

Как рассказал «НГ» главный инженер ТОО «База сжиженного газа» Аят САДЫКОВ, к соблюдению правил безопасности в фирме относятся крайне серьезно.

- Допускается заполнение газового баллона только на 85%. Это правило мы четко соблюдаем, - рассказал Садыков. - Баллоны постоянно проверяются на утечку. Если какой-то неисправен, его отправляют в ремонтный цех. Водители, которые работают на газовозах, могут дать исчерпывающую консультацию по эксплуатации баллонов населению. Сколько здесь работаю, у нас ни разу ЧП не было.

Интересуемся, требуют ли их продавцы договор на обслуживание газового оборудования, ведут ли журнал учета баллонов. Получаем ответ:

- Нет. Но  у нас есть соглашение с рудненской фирмой ТОО «Секо плюс», которая обслуживают плиты наших клиентов. Конечно, в том случае, если клиент сам этого захочет. К сожалению, люди халатно относятся к газовой безопасности и неохотно идут на заключение таких договоров. Что касается учета газовых баллонов, то вести его очень сложно. Человек приносит пустой баллон, а забирает полный. Мы в год ставим по 1 000-2 000 новых клапанов, но потом такие баллоны могут к нам и не возвратиться. Сейчас мы ставим на баллонах запорную арматуру, что позволяет сделать его необоротным. То есть человек привез свой баллон, заполняет его и везет обратно домой. Это уже его личный баллон, он несет за него ответственность. Кроме того, у нас есть абонентская база, ведется регистрация. 

«Расслабились»

Однако руководитель ТОО «Секо плюс» Руслан ДУНАСАРОВ считает, что соглашение, заключенное между ТОО «База сжиженного газа» и его фирмой, никак не может считаться панацеей от всех проблем.

- Соглашение это добровольного порядка - можем обслужить, а можем и не обслужить, - говорит Дунасаров. - Между тем в законе «О газе и газоснабжении» четко прописано, что использование газового оборудования без обслуживания запрещается. Надо жестче к этому подходить, но «Базе сжиженного газа» это невыгодно, они боятся потерять клиентов. А ведь речь идет о газе, который является источником повышенной опасности! Большинство газовых баллонов, которые реализуются в нашей области, старые и находятся в неудовлетворительном состоянии. А случись что - реализаторы никакой ответственности не понесут, потому что на баллонах даже нет предусмотренной законодательством маркировки. То есть виноват будет только потребитель. Когда был ГКП «Костанайгаз», контроля было больше, а сейчас все расслабились.

С Русланом Дунасаровым сложно не согласиться. В бытность «Костанайгаза» потребители о таких вещах попросту не задумывались. Газовики за небольшую плату, включенную в тариф, регулярно диагностировали, например, газовые плиты, и все были довольны. С приходом АО «КазТрансГаз Аймак» все изменилось не в лучшую для населения сторону. Газовики вдруг решили, что их зона ответственности заканчивается на вводе сетей в дом.

Обслуживанием газовых плит в Костанае занимается сегодня только одна фирма - ТОО «РЦКУ-Костанай»

Как заявил на общественных слушаниях 23 октября 2015 года руководитель Костанайского филиала АО «КазТрансГаз Аймак» Ескендер КАИБЖАНОВ, обслуживание внутридомовых газовых сетей и плит было отдано в конкурентную среду по требованию антимонопольщиков. Вот только конкурентная среда в Костанае какая-то странная и состоит она всего из одной фирмы - ТОО «РЦКУ-Костанай», в которой работают бывшие специалисты костанайского филиала «КазТрансГаз Аймак». Ну да ладно, это уже головная боль антимонопольщиков, которые, судя по многочисленным штрафам, пристально следят за всеми ТОО.

И не зря. В первое время в погоне за стопроцентным охватом населения фирма пользовалась откровенно недозволенными приемами. Ее сотрудники представлялись костанайцам работниками «горгаза» и в обязательном порядке требовали подписи под договором на обслуживание. Людям не объясняли, что у них есть выбор - заключить договор с «РЦКУ-Костанай» или с другой фирмой, коих еще пару лет назад было несколько. После долгих судебных разбирательств с антимонопольщиками фирма была оштрафована.

Несмотря на то, что  «РЦКУ-Костанай» так и не согласилось с выводами ДКРЕМиЗК, предписание антимонопольщиков они все же выполнять обязаны. По словам директора ТОО «РЦКУ-Костанай» Александра ФИСЮКОВА, их сотрудники «при заключении договора у каждого потребителя берут расписку о том, что он понимает, с кем он заключает договор». Правда, сейчас это превратилось в пустую формальность, потому что, как мы уже говорили, конкурентов в Костанае у РЦКУ нет.

Несмотря на все меры, кампания по обеспечению всех плит квалифицированным обслуживанием еще не завершена. По информации газотехнической инспекции, соответствующие договоры на сегодняшний день подписали 72% жителей Костанайской области. И некоторые из них, кстати, не очень довольны обслуживанием, о чем регулярно сообщают на нашем сайте www.ng.kz. Больше ведь некуда пожаловаться.

У «РЦКУ-Костанай» тоже есть претензии к потребителям и не только. «На наш взгляд, есть ряд проблем в вопросах контроля за наличием заключенных договоров на техническое обслуживание газопотребляющих систем, - написал Александр Фисюков в своем ответе на запрос «НГ». - Часть потребителей игнорирует обязанность по заключению договоров с аттестованными компаниями, часть, имея заключенный договор, препятствует обслуживающей компании выполнять работу по графику - не обеспечивают доступ в помещение, тем самым подвергая себя и своих соседей значительному риску... Несмотря на запрет оставления подключенного газового оборудования без присмотра, владельцы, выезжая на длительный срок, не производят отключение с помощью заглушки. Такие квартиры являются миной замедленного действия». 

Если не будут брать - отключим газ

С внутридомовыми газовыми сетями дело обстоит еще хуже. После того как «КазТрансГаз Аймак» от них официально открестился в 2013 году, три года сети в подъездах никто не обслуживал. Тот факт, что за это время ничего не произошло, можно объяснить разве что наличием ангела-хранителя у нашего города.

 В 2015 году за дело активно взялась газотехническая инспекция. Больше года ушло на уговоры ПКСК, которые никак не хотели брать на себя лишнюю ответственность и заключать договоры на обслуживание сетей все с тем же ТОО «РЦКУ-Костанай». Под натиском газотехнической инспекции и руководства «КазТрансГаз Аймак», которое пригрозило отключением газа, большинство ПКСК все же капитулировали. На сегодняшний день договоры заключили 72 ПКСК, 11 проводят опрос жильцов и только 3 - «Алга», «Текстильщик» и «Коктем-2» - категорически отказались, - разъяснил руководитель управления ГАСК области Кирилл Филин.

Мы обратились к председателю сразу двух ПКСК «Алга» и «Текстильщик» Сергею СОЛОВЬЕВУ с просьбой пояснить свою позицию.

- Я отказываюсь подписывать договор не из вредности, - рассказал Соловьев.- Уже год пытаюсь выяснить несколько простых вещей. Как вообще «КазТрансГаз Аймак» умудрился отказаться от внутридомовых сетей? Почему-то энергетики и тепловики этого не сделали. К тому же меня не устраивает договор. Потребители, значит, платят деньги «РЦКУ-Костанай», а ответственность за внутридомовые газовые сети несем мы. В таком случае «КазТрансГаз Аймак» должен оплачивать нам за транзит... Нет балансового разграничения. Вот если «РЦКУ-Костанай» полностью возьмет ответственность за сделанную работу на себя, я подпишу договор.

К дому № 106 по ул. Чехова привозят газовые баллоны, хотя их использование в многоэтажных домах запрещено

И напоследок маленький штрих для полной картины газовой беспризорности. В самом центре Костаная есть неприметная серая пятиэтажка - дом № 106 по ул. Чехова, в котором нет централизованного газоснабжения. По нашим сведениям, жильцы решают проблему кто как может, в том числе и с помощью газовых баллонов, что строжайше запрещено в многоэтажных домах. Корреспонденты «НГ» побывали там 17 января. Жильцы, с которыми нам удалось поговорить, в один голос твердили, что пользуются исключительно электрическими плитками. Но тут к дому подъехала машина, из багажника которой мужчина вытащил газовый баллон и потащил его к подъезду.

- А это не мне, - поспешно ответил он на наш вопрос. - Это родственники из деревни попросили купить.

В соседнем подъезде женщина, подметавшая лестничную клетку, простодушно заметила:

- У кого плитки, у кого баллоны. Но про баллоны говорить нельзя - накажут.

А кто накажет, ответить не смогла. Оно и понятно - уж если законодатели до сих пор определиться не могут, куда уж простому народу.