О революциях и историках

100 лет назад, в 1917 году, в России произошли две революции: Февральская буржуазная и Октябрьская пролетарская, которые потрясли весь мир.

У нас одна часть населения (в основном молодежь, получающая или уже получившая современное образование) имеет весьма смутное представление о событиях 1917 года. Другая часть населения знает об этих революциях, но делает вид, что не знает. Среди оставшейся части обязательно найдутся сочинители и историки, которые захотят высказать свое мнение о Февральской и Октябрьской революциях.

Анализируя то, как и кем до сегодняшнего дня освещались различные исторические события, всех сочинителей и историков можно разделить на несколько групп.

Первая группа - это выходцы из среды рабочих, крестьян и батраков, а также их сторонники. Вторая группа - выходцы из среды капиталистов, помещиков, баев, а также их сторонники. Что будут писать и говорить представители этих двух групп о революциях 1917 года, можно заранее предвидеть: они будут исходить из видения революционных событий согласно своей классовой принадлежности.

Есть еще одна группа сочинителей - так называемые «флюгеры». Представители этой группы пишут и говорят в зависимости от мнения официоза, дабы быть всегда на плаву и спокойно плыть по течению. Так что здесь с их стороны никаких неожиданностей в оценке революций 1917 года не будет.

Среди пишущих и говорящих имеется группа, которую можно назвать «неоднозначики». Свои толкования прошедших событий они обычно предваряют оговорками, что оценивают их, эти события, неоднозначно, тем самым претендуя на нейтралитет, объективность, звание историков и либералов. Однако, ознакомившись с их писаниями поближе, вы видите, что весь нейтралитет и объективность «неоднозначников» зиждутся на позиции «и вашим и нашим». На звание историков «неоднозначники» не тянут, так как из-за своего «неоднозначного» мнения они не могут раскрыть суть исторического события.

Так как абсолютного нейтралитета и абсолютной объективности в природе не существует, то «неоднозначникам» все же надо как-то определиться с тем, за кого они - за «белых», за «красных», за «желтых», за «зеленых» или за «синих», а то весь их либерализм выглядит каким-то гнилым.

В древние времена были летописцы. Летописцы отличались краткостью и точностью изложения событий: типа «лета такого-то сгорела Москва». И все. И нет никаких домыслов о причине возникновения пожара в Москве: то ли от неисправной электропроводки, то ли ее подожгли большевики, то ли это сделали белогвардейцы.

К сожалению, летописцев больше нет. Есть только историки, о которых Лев Толстой в романе «Война и мир» с юмором писал, что они пишут свои исторические трактаты, сидя в теплых, уютных кабинетах, в домашних халатах и тапочках на босу ногу. Не стоит удивляться, если после прочтения всего написанного вышеперечисленными группами историков и сочинителей о революциях 1917 года у вас в голове все смешается и вы так и не поймете, где же правда, а где ложь.

Сергей МЫЗИН, Костанай