Лучше поздно, чем никогда

Евгений ШИБАРШИН

Появится ли самоуправление после выборов сельских акимов?

В послании «Стратегия-2050» президент РК Нурсултан Назарбаев заявил, что в соответствии с планами по социальной модернизации акимов сельских округов с 2013 года начнут избирать. Недавно заместитель руководителя администрации главы государства Габидолла Абдрахимов сообщил журналистам, что выборы пройдут до сентября текущего года и состоятся «скорее всего, в августе». Времени до этой выборной кампании осталось немного - не получится ли так, что один из важных элементов местного самоуправления станет пустой формальностью?

Неудачный эксперимент

Оснований для скептического отношения к этому нововведению достаточно. Однажды акимов сельских округов уже пробовали выбирать. Правда, тогда это был всего лишь эксперимент. В Костанайской области он прошел в двух округах: Банновском (Федоровский район) и Половниковском (Костанайский район). Было это в 2002 году. Времени с тех пор прошло немало, и об эксперименте никто не вспоминает. С тех пор в этой должности там уже побывало несколько человек, и все - назначенцы.

 В Банновке мы разыскали бывшего главного специалиста аппарата поселкового акимата Анну МИХАЙЛЕНКО. Она сейчас на пенсии и отошла от поселковых дел, но события 10-летней давности еще свежи в памяти.

- Тогда акимом на сходе выбрали Надежду Николаевну Кадочникову, - вспоминает Михайленко. - Выбрать-то выбрали, а как работать, если у акимата не было своего бюджета?

Это обстоятельство для избранного акима тогда стало роковым. Общественные деньги - вещь коварная. Их можно употребить для нужд населения, но всегда кто-то будет сомневаться. Дескать, а не прикарманил ли аким часть общественной кассы для личных надобностей? Чтобы этого не случилось, всегда нужно иметь оправдательные документы. Кадочникова получила от местного предпринимателя небольшую сумму на ремонт здания акимата. Ремонт провели, а вот с документами, подтверждающими расходы на него, вышла промашка. В итоге акима, избранного народом, в должности понизили. Хотя могло кончиться гораздо печальнее. После таких событий Надежда Кадочникова решила на госслужбу не выходить. Более того, из поселка она уехала.

О том, что в те дни происходило у женщин в душе, можно только догадываться, но этот пример показывает, насколько ответственной становится должность акима, когда он избирается народом.

До последнего времени их назначали. К чему это привело? Достаточно привести такую статистику: за последние 3 года дисциплинарным советом Агентства РК по делам государственной службы в Костанайской области к ответственности привлечено 27 акимов сельских округов. За 2 месяца 2013-го еще 5. Если учесть, что в Костанайской области всего 253 сельских акима, то «пораженным» оказался каждый восьмой.

- В основном эти дела связаны с неоднократными нарушениями акимами установленного законом порядка рассмотрения обращений физических и юридических лиц, - объяснил эту статистику секретарь дисциплинарного совета Юрий СОКОЛОВ. - Все эти факты квалифицируются как правонарушения, создающие условия для коррупции. Они стали возможными, поскольку некоторые акимы сельских округов не следят за меняющимся законодательством.

Возможно, это и так. Но вот что обращает на себя внимание - не слишком ли часто меняются сельские акимы? В ходе подготовки данной статьи мы столкнулись с таким фактом: в поисках акима, с которым можно поговорить об их проблемах, почему-то постоянно попадали на тех, кто в этой должности пребывает меньше года. Даже в той же Банновке на сайте акимата Федоровского района была фамилия одного акима, а оказалось, что там исполняет обязанности уже другой человек. Не в этом ли главная причина их слабой правовой подготовки?

Откуда «деньжищи»?

Возникает другой вопрос: в чем причина большой сменяемости? Этот вопрос мы задали акиму Заречного сельского округа (Костанайский район) Лязат АБЕЛЬДИНОВОЙ. Она в этой должности, правда, работает с июля 2011-го, к тому же в аппарате этого акимата с 2001 года. За всех акимов она говорить не стала, но сразу заметила, что ей очень сложно работать с населением, когда у акимата нет денег, чтобы решать все проблемы. На 2013 год на расходы Заречного акимата из районного бюджета выделено около 23 млн тенге. Из них чуть меньше половины - на содержание самого акимата, остальные расписаны по различным программам. Разумеется, при верстке проекта районного бюджета от акимата сельского округа принимается бюджетная заявка, но в нее невозможно внести расходы на все нужды. Потому что они не вписываются в программы, составленные на верхних уровнях госуправления.

Да и с властными полномочиями самих акимов негусто. На первом этаже здания Заречного акимата в узком коридоре мы увидели большое скопление народа. Люди пришли в расположенное там местное отделение АО «Казпочта» получать пенсию.

- Нам это все очень неприятно видеть, - сказала Лязат Абельдинова, - но та часть здания принадлежит АО «Казпочта», и сколько я ни просила руководство этого предприятия  создать нормальные условия, сдвига никакого до сих пор нет.

 Будет ли больше прав у акимов сельских округов после того, как их начнут избирать? На этот вопрос пока никто ответить не может. Вообще, никаких подробностей на этот счет из официальных источников пока получить не удалось. Все ссылаются на то, что правовая база еще только разрабатывается, и свой официальный статус соответствующие документы обретут к концу марта. Главным документом, по которому можно строить прогнозы, является Концепция развития местного самоуправления в Республике Казахстан, подписанная главой государства 28 ноября 2012 года.

Пока известно лишь то, что акимов сельских округов будут избирать на сессиях районных маслихатов. Кандидатуры (в том числе и альтернативные) будет предлагать аким района. Получат акиматы и свой бюджет. Пока, правда, не ясно из каких источников. Скорее всего, это будут средства республиканского бюджета, запланированные на развитие регионов. По каким критериям будут определяться их объемы в каждом округе, тоже неизвестно. Хорошо, если это будут объективные факторы. Например, количество населения, проживающего там. Но в любом случае такой подход сужает базу самоуправления.

Исполнительный директор ОО «Ассоциация деловых женщин по Костанайской области», кандидат юридических наук Людмила МАЦУПА много лет занималась вопросами местного самоуправления. Она считает, что лучше, если бюджет округа формируется из местных налогов. Хотя бы частично.

- Беда в том, что коммунальной собственности в селах, которая могла бы приносить доход в бюджет округа, уже не осталось, - сказала Мацупа. - Разве что оставлять налог на землю. Рассчитывать на доходы от коммерческого использования местных учреждений культуры, что предлагается в Концепции развития местного самоуправления, и на добровольные пожертвования граждан, пока не приходится.

Этот вывод можно подтвердить примером. Лязат Абельдинова сообщила, что с физических лиц, живущих в Заречном округе, в 2012 году собрано налогов около 6,5 млн тенге. В том числе за землю - 555 000. Самый большой сбор - за транспорт (4,9 млн). Если говорить о добровольных пожертвованиях, то акимат заключил меморандум с тремя предприятиями, расположенными на территории округа, которые согласились оказать поддержку на 2,5 млн То есть в любом случае сельскому акимату без поддержки вышестоящего бюджета не обойтись. 

Долгая дорога через госбюрократию

Отдельная тема - процедура подбора кандидатов для избрания на должность акима. Не нужно обманываться: выборы акима на сессии маслихата дают огромные преимущества руководителю района для проводки на эту должность своей кандидатуры. Но в этой процедуре важно не только, чтобы на эту должность не попали случайные люди, но и чтобы избранный человек был принят населением. Сельский житель в этом отношении - особая категория. Там сегодня негативно воспринимается даже тот факт, что аким живет не в этом селе, а в райцентре или городе. Это как в таком случае нужно поработать акиму на народ, чтобы получить доверие от населения? А без него какое может быть самоуправление? Ну... разве что аким будет управлять сам собой.

Сегодня говорят, что аким района, прежде чем внести свои кандидатуры на сессии маслихата, согласует их на сходе в сельском округе. Отменит ли эта процедура возможность кому-то пойти на выборы через самовыдвижение? Смогут ли партии выдвигать свои кандидатуры? Тут ясности тоже нет. Хотя как без участия политических партий проводить такую важную компанию! Есть и такой вариант - аким района со своими кандидатурами может определиться после консультаций с представителями политических партий. Дело это хлопотное, но почему бы и партии не сделать ответственными за будущую работу избранных акимов?

Есть еще один момент. Людмила Мацупа считает, что нужен механизм общественного контроля за расходованием бюджета сельского округа. Тут не обойтись без создания органа местного самоуправления. Концепция предусматривает его формирование только на втором этапе - 2017-2020 годы, но деньги «живьем» должны пойти гораздо раньше. Да и как формировать бюджет без участия населения? Если в ближайшее время не планируется создание органов самоуправления, то почему бы не сообщить населению, какая примерно сумма будет направлена в их бюджет, и пусть они определяются, на что эти деньги потратить. Это можно сделать на сходах. Что касается правового статуса решения такого схода, то на первых порах ему можно придать рекомендательный характер.

Подобных предложений за все годы битвы по введению в Казахстане местного самоуправления звучало много. В какой-то мере они нашли свое отражение в упомянутой Концепции. Но, учитывая, что они слишком долго пробивали себе дорогу, чтобы хотя бы закрепиться в официальном теоретическом документе - Концепции, то до воплощения их в конкретные законодательные акты предстоит еще немалая дорога. К сожалению, за вполне понятным - и в определенной степени даже оправданным - желанием не удариться в очередной раз в слепое копирование чужого опыта, немалую роль играет и обычное стремление госбюрократии не упустить ни малейшей доли своей власти.

В этом деле Казахстан крепко держится за принцип постепенности, поэтапности в области политических реформ. Забывая, что введение лишь отдельных элементов современного цивилизованного общества, скорее, дискредитирует саму идею, превращая пресловутую «казахстанскую специфику» во вредный для общества  абсолют. Но так уж у нас повелось. Радикально у нас смогли только государственную собственность в 90-е годы приватизировать. Не оставив никакой финансовой основы для реального местного самоуправления.

Будет ли ваша партия участвовать в выборах акимов сельских округов?

Людмила ГОРБЕНКО, первый секретарь областного филиала Компартии Казахстана:

- В этой кампании участвовать не будем. Мы добиваемся изменений выборного законодательства, но те поправки, которые сделаны в последнее время, нашу партию не удовлетворяют. Как можно участвовать в выборах, если нет надежды на честность при подведении итогов голосования. К тому же мы выступаем за то, чтобы выборы акимов сельских округов проводили на сходе граждан, а не на сессии маслихатов, где депутаты представлены только одной партией - «Нур Отан». Но мы готовы участвовать в консультациях, которые акимы районов захотят провести с партиями по своим кандидатурам.

Умурбек САТМУХАМБЕТОВ, председатель областного филиала Демократической партии «Ак Жол»:

- Будем выдвигать свои кандидатуры. Но только не из соображений альтернативности. Если кандидат, предложенный акимом района, нас устроит, мы можем его поддержать. Лишь бы он был подотчетен народу. Но главное, чтобы у акима был бюджет. Без денег его хоть выбирай, хоть назначай, он все равно ничего не сможет сделать для населения. Нужно детально рассмотреть источники финансирования. Почему бы, например, часть доходов от продажи зерна предпринимателем, не живущим в данном поселке, но арендующим там земли, не оставлять в виде налога в бюджете акимата сельского округа?

Дмитрий ЛЕГКИЙ, председатель областного филиала Коммунистической народной партии Казахстана:

- Мы предпочитаем участвовать в выборах только органов представительской власти: маслихатов и мажилиса. Мы понимаем, что введение выборности поселковых акимов - это начало движения к местному самоуправлению, но пока они останутся низовым звеном исполнительной власти. Они полностью контролируются районными акиматами, и партиям влиять на их работу очень сложно. Тогда какой смысл нам участвовать в их избрании?

Сергей БОГАТЫРЕВ, председатель областного филиала Общенациональной социал-демократической партии:

- У нашей партии такого решения пока нет. 20 марта будет съезд ОСДП, на котором эта тема обязательно будет обсуждаться. Какое решение примут, такому я и подчинюсь. Но мое личное мнение - нашей партии нужно участвовать в этой кампании. У нас есть люди в селах, которые хорошо знают ситуацию, поэтому могут принести пользу обществу. Если уж мы говорим, что задача партий - получение власти, то низовое звено власти тоже должно их интересовать.

Римма БЕКТУРГАНОВА, первый заместитель областного филиала партии «Нур Отан»:

- Мы уже занимаемся этой работой. Будем выдвигать своих кандидатов. Уже начали их обучение. Понимаем, что будет сильная конкуренция, поэтому нужно, чтобы наши кандидаты были лучше подготовлены. Параллельно наша организация направила разработчикам Концепции о развитии местного самоуправления свои предложения по доработке этого документа. В частности, мы считаем, что туда нужно записать положение, согласно которому для участия в выборах акимов сельских округов допускались только те люди, которые прожили в данной местности не менее 3 лет.