Костанайские чиновники предпочитают кроссоверы и автомобили представительского класса

Ольга ЛИХОГРАЙ

Костанайские чиновники предпочитают кроссоверы и автомобили представительского класса

Костанайские чиновники медленно, но верно начали пересаживаться на автомобили казахстанского производства. Об этом свидетельствуют объявления на сайте госзакупок. Только в сентябре ТОО «Шаруашылык-2012», которое обслуживает автопарк первых лиц области и областной филармонии, приобрело два автомобиля «представительского класса, произведенного на территории РК», как указано в тендерной документации. В начале октября на том же сайте госзакупок снова появилось объявление о приобретении еще одного такого же автомобиля. Конкурс закончится 29 октября, однако уже практически очевидно, на каких служебных автомобилях  будут ездить чиновники из областного акимата.

На «жигули» не сядут

О том, что чиновники всех рангов должны пересесть на автомобили казахстанского производства, говорили давно и на всех уровнях - от президента страны до местных градоначальников. Предложение это по сей день носит чисто рекомендательный характер, хотя в Костанайской области сдвиги наметились еще с начала года. По данным единственного в Костанае сборщика казахстанских автомобилей ТОО «Агромашхолдинг», с января 2012 года за бюджетные средства было куплено 26 машин. Преобладают среди них внедорожники и автомобили представительского класса.

В сентябре этого года ТОО «Шаруашылык-2012» приобрело два автомобиля. В категории «цена» при проведении госзакупа значилась сумма - почти 11 млн тенге ($73 000). Автомобиль представительского класса, который собираются купить в октябре, стоит столько же - $73 000. Выяснить, какой именно, труда не составило.

- Вы по госзакупу? По машине для Дарибаева? - сходу ошарашил нас менеджер ТОО «Агромашхолдинг». - Под такие характеристики подходит только SsangYong Chairman с комплектом зимней резины.

Чтобы наверняка выяснить, для кого по такой цене покупается автомобиль представительского класса, «НГ» направила письменный запрос в адрес официального организатора тендера ТОО «Шаруашылык-2012». Организация, обслуживающая автомобильный парк местных чиновников, данные опровергла.

- Нами был объявлен тендер на приобретение автомашины представительского класса для пополнения основных средств предприятия, - отметил в официальном ответе директор ТОО «Шаруашылык-2012» Алексей КИРИЧЕНКО. - Приобретаемая машина будет задействована как гостевая для обслуживания депутатов Парламента и приезжающих в область членов правительства РК.

В личной беседе с корреспондентом «НГ» Кириченко отметил, что, на его взгляд, покупать дорогие автомобили для чиновников стоит.

- Они лучше ездят, меньше ломаются. Они себя оправдывают длительностью эксплуатации. Могу сказать за себя. У меня были в личном пользовании и «Волга», и УАЗ, и «вольво». У «вольво» срок службы гораздо дольше. За 6 лет амортизаторы на «Волге» я менял больше 5 раз, а на «вольво» только 1 раз. Если областной акимат сядет на «жигули» - это тоже будет неправильно. Иномарки гораздо лучше в обслуживании и долговечнее.

По мнению директора «Шаруашылык-2012», лучше один раз купить дорогую машину, чем тратить те же самые деньги на постоянный ремонт более дешевых. Кстати, у самого Кириченко служебный автомобиль марки «Шкода-Октавия».

Судя по классу и цене, которые преобладают при выборе костанайскими чиновниками казахстанских машин, понты никуда не исчезли.

- Машины казахстанской сборки производим только мы и «Азия-Авто» в Усть-Каменогорске, - сообщила «НГ» начальник PR-управления ТОО «Агромашхолдинг» Динара ШУКИЖАНОВА. - Бывает, что костанайские ведомства закупают машины по тендеру в Усть-Каменогорске. Например, Skoda-super b, которые мы не собираем. Кстати, Skoda считается автомобилем представительского класса. Мы относим к этому классу только наши SsangYong Chairman, у которых комплектация на уровне «мерседес-221».

В Chairman двигатели от мерседесов и много других наворотов, хотя в целом начинка попроще. Соответственно и цена высокая, но ниже мерседесовской почти в два раза.

Дорогие предпочтения

В реальности получается, что рекомендация о приобретении госслужащими местных автомашин сегодня на руку производителям. Бюджету от этого не легче, поскольку предпочтения чиновников даже районного уровня неохотно опускаются ниже представительского класса. Казахстанское же производство пока заключается лишь в сборке импортных деталей на местных заводах.

- На самом деле отечественное производство - это крупная узловая сборка импортных авто, - заявлял еще в начале 2012 года министр финансов РК Болат ЖАМИШЕВ.

И наши автомобили лишь формально могут считаться казахстанскими. В такую же формальность превращается и проведение госзакупок. Ведь в объявлениях указывается класс автомобиля (как правило, представительский или кроссовер), объем двигателя (обычно больше 2 л) и цена (от 4 до 10 млн тенге). Под такие конкретные характеристики в Костанае подойдет только конкретная машина.

Алексей Кириченко уверяет, что марка автомобиля для чиновников согласовывается на специальной комиссии, а утверждается на совещании аппарата акима области. Учитываются  и предпочтения самих чиновников. А они, судя по уже купленным автомобилям, сводятся к кроссоверам SsangYong Kyron стоимостью больше 4 млн тенге (около 30 000$) и к  SsangYong Chairman стоимостью почти 11 млн тенге (около 73 000$).

Заставить чиновников сесть на дешевые машины местного производства почти 15 лет не могут и в России. Официального запрета, несмотря на разговоры, так и не появилось. А вот украинцы с проблемой справились.

Представители украинской компании «ЗАЗ», совместно с которыми в Костанае производят бюджетный автомобиль марки  Chance, рассказывали, что в Украине не существует запрета на импортные автомашины для чиновников. Но зато есть и действует ограничение по стоимости служебного авто. Для большинства бюджетных организаций цена на служебный автомобиль не должна превышать 60 000 гривен (около $8000). Конечно, это вариант не для правительственного уровня. Но уж в районах и областях бюджетные колеса вполне в ходу.  Если взять за основу украинский опыт, то нашим чиновникам впору пересаживаться на Chance. Но он у этой категории популярностью, увы, не пользуется.


Автомобили «Агромашхолдинга», купленные для госструктур с начала 2012 года:

Марка автомобиля

Стоимость

Ведомство

SsangYong Kyron

Более 4 млн тенге

  Маслихат Аркалыка

  Маслихат Алтынсаринского района

  Акимат Костаная

   Акимат Федоровского района

  Академия КУИС

  Акимат Камыстинского района

  Управление предпринимательства и промышленности Костанайской области

  Жилищная инспекция г. Костаная

 СПК «Тобол»

 Отдел ЖКХ акимата Костаная

 

 

SsangYong Actyon Sports

Около 4 млн тенге

 Управление природных ресурсов и регулирования природопользования по Костанайской области

  ДВД по Костанайской области

SsangYong Chairman*

Около 11 млн тенге

  Акимат Федоровского района

  Акимат Алтынсаринского района

SsangYong Actyon

Около 3,5 млн тенге

 УК 161/4

Chance

 Более 1 млн тенге

Ясли-сад № 13, 15, 16

Акимат Узункольского района

  Поликлиника № 4

  Академия КУИС

* Судя по заявкам на сайте госзакупок, еще три машины этого класса скоро встанут в гараж областного акимата