Будет ли смена правительства?

3 сентября откроется 2 сессия Парламента РК. Станет ли она началом «жаркой» осени?

Евгений ШИБАРШИН

В Казахстане ожидают «жаркую» осень

3 сентября открывается 2 сессия Парламента РК четвертого созыва с участием президента страны. Новому политическому сезону некоторые эксперты предрекают бурное начало. Одни ждут, что глава государства в своем выступлении сделает какие-то важные заявления, другие утверждают, что кто-то из депутатов выступит с радикальными предложениями, но в обоих случаях, по их оценке, все должно вылиться в перетряску кадров в высших эшелонах власти.

Фантастический сценарий

В качестве главного фактора, определяющего такие прогнозы, называют потерю стабильности, которая до последнего времени отличала Казахстан от других выходцев из СССР. Разве мало в последнее время звучит тревожных звонков для власти, требующих принятия каких-то радикальных мер? То социальный конфликт в Жанаузене, который пришлось разрешать насилием, то массовые убийства на погранзаставе и в заповеднике под Алматы. Нередкими стали и перестрелки полицейских с криминалитетом, не говоря уже о взрывах, устроенных экстремистами.

Все это так, и вполне возможно - они выльются в какие-то кадровые решения. Впрочем, разве переаттестация сотрудников правоохранительных органов - не попытка решить проблему через «зачистку» кадров? Да и периодическая перетасовка высшего руководства в силовых ведомствах тоже призвана выправлять ситуацию. Но поскольку дела на поправку пока не идут, то невольно складывается впечатление, что президенту ничего другого не остается, как сменить главу правительства. Да и «засиделся» на этом посту Карим Масимов, считают некоторые эксперты.

Другой вопрос: как технически провести его отставку? Сейчас в Интернете упорно муссируется слух, что сделано это будет руками Дариги Назарбаевой. Дескать, она в Парламенте выступит с обличительной речью в адрес правительства, и Кариму Масимову ничего другого не останется, как публично признать свои провалы и уйти с должности. А кто же вместо него? Ну, конечно же, дочь президента.

Не очень понятно, кому в голову мог прийти такой фантастический сценарий, но надо же как-то ответить на висящий весь 2012 год вопрос: зачем Дарига Нурсултановна вновь вышла на политическую арену? И опять вспомнили версию о возможности передачи верховной власти в Казахстане по наследству.

Рассуждать на эти темы можно много. Для каждой из предлагаемых версий развития политической жизни в Казахстане на ближайшее будущее наверняка найдутся подходящие аргументы, но лучше все-таки руководствоваться фактами, а не домыслами. Есть ли достаточные основания менять сегодня премьер-министра? И есть ли какие-то подтверждения, что процесс идет именно в эту сторону?

 

Ставка на социальную модернизацию

Для этого нужно вспомнить, за какие качества Назарбаев привлек к себе в помощники Масимова. В отличие от многих его предшественников, он человек неамбициозный (а значит не претендует на кресло главы государства) и не замаран в сомнительных бизнес-схемах. С этой стороны за прошедшее время ничего не изменилось. Если не считать, что его постоянно причисляли к одной компании с зятем президента - Кулибаевым, которого прочили в преемники Назарбаева. Доставалось ему от оппозиции за непрофессионализм, но возглавляемое им правительство успешно справилось с первой волной мирового кризиса. А заодно и подготовило  несколько программ, призванных не только поддерживать экономику Казахстана на плаву в тяжелое время,  но и заложить основу для посткризисного развития.

Если оценивать итоги первого полугодия 2012 года, то в сравнении с аналогичным периодом 2011-го в большинстве секторов экономики наблюдается рост, и с этой стороны причин для смены главы кабмина нет. Можно, конечно, вспомнить итоги проверки Счетного комитета по контролю за бюджетными расходами, обнародованные весной. Но тогда-то многочисленные факты неэффективного использования казенных денег правительству «простили». 

Тем не менее есть ряд обстоятельств, которые говорят, что смена главы правительства не за горами. Связаны они с изменением набора приоритетов в управлении страной. Если программа форсированного индустриально-инновационного развития худо-бедно раскручивается, то существенно дополнить ее должна программа социальной модернизации, о которой в последнее время много говорит Назарбаев. Скорее всего для решения тех проблем, которые дестабилизировали Казахстан в 2012 году, он делает главную ставку именно на нее. Карим Масимов, привыкший решать экономические задачи, для проведения социальной модернизации навряд ли подходит. Тут нужен другой человек.

О том, что масштабы предстоящей работы в этом направлении под силу лишь должностному лицу, имеющему статус премьер-министра, говорят те самые «20 шагов», которые Нурсултан Назарбаев предлагает пройти навстречу «Обществу Всеобщего Труда». Именно этой теме, на мой взгляд, и будет в основном посвящено выступление главы государства, с которым он традиционно выступает осенью на открытии очередной сессии Парламента.

Предварительно он только поставил задачу: до конца 2012 года провести «инвентаризацию» и сделать ему «тщательную ревизию» национальному законодательству в социальной сфере. На предстоящем открытии очередной сессии Парламента глава государства, очевидно, будет более конкретен. Кадровый вопрос там решаться не будет, но то, как процесс социальной модернизации пойдет дальше, определит продолжительность времени, отведенного для ухода теперешнего кабмина.

Что касается будущего руководителя Правительства, то гадать здесь можно сколько угодно, но ход мысли Назарбаева в эту сторону поймать навряд ли кому-то удастся. Единственно, что можно сказать более определенно: пришло время, когда на это место назначат именно того человека, которому в ближайшем будущем можно передать часть президентских функций. Так Назарбаев сделает второй шаг в проведении операции «Лидер нации».