Комплекс мер для спасения

Юлия АНДРУСЕНКО

Минсельхоз пытается поддержать аграриев

В первую очередь АО «Продовольственная контрактная корпорация» по согласованию с министерством поднимает цену коммерческого закупа зерна 3 класса с 16 500  до 20 000 тенге. Пшеница 4 класса подорожала с 12 000 до 18 000 тенге.  Как пояснил пресс-секретарь Продкорпорации Куралбек АТАМУРАТОВ, это должно спровоцировать рост цен на свободном рынке.

- С министерством сельского хозяйства было согласовано решение о дополнительном коммерческом закупе еще 3 млн т по повышенным ценам, - пояснил Атамуратов. - И рынок отреагировал. Зернотрейдеры закупают пшеницу дороже, чем Продкорпорация.  Потому что знают - крестьяне всегда могут сдать пшеницу нам.  Шаг предпринят, чтобы поддержать производителей.   

- Есть такое понятие «справедливая цена», - со своей стороны прокомментировал этот шаг  ответственный секретарь министерства сельского хозяйства Евгений АМАН. - Установив цену свободного закупа в Продкорпорацию на планке 16 500 тенге, мы как бы обозначили для трейдеров минимальную цену. Но объем закупа по такой цене оказался небольшим, продали около 100 тыс. т.  Мы почувствовали, что бизнес может обеспечить рентабельность при цене  20 000 тенге, тем более что мы удешевляем доставку к морю. И Продкорпорация подняла минимальную цену.

Готовясь к уборке урожая 2012 года, Продкорпорация заявила о перемещении 500 тыс. т зерна с элеваторов зерносеющих областей в другие.

- Области, в которые будут перевозить зерно, пока еще определяются, - пояснили в пресс-службе АО «Продовольственная контрактная корпорация». - Средства на это будут выделены из резерва правительства. В прошлом году перемещали зерно с сентября по октябрь, и это было неудобно, потому что зерновозов не хватало. В этом году специально определены сроки, чтобы не мешать уборке.

Но речь идет не только о переброске зерна.

- Мы получили право часть зерна из 5 млн т, закупленных Продкорпорацией, продать крупным трейдерам, - сказал Аман. - Это не госрезерв, государственный резерв составляет всего 500 тыс. тонн. А это зерно закуплено для того, чтобы регулировать рынок. Оно в таких объемах государству не нужно, и мы готовы продать его обратно бизнесу.  Эти действия - способ рыночного регулирования цены на зерно.

По словам Амана, безусловно, слабым местом сельского хозяйства Казахстана является логистическая инфраструктура:

У нас не хватает зерновозов, пропускная способность порта в Актау невысока и недостает возможностей, чтобы делать накопление и перегрузку. И мы пытаемся с этим работать. Сейчас компания «Казмортрансфлот» начинает приобретать сухогрузы, паромы - это очень емкое и требующее затрат предприятие.