Есть в городе ничейная земля

Евгений ШИБАРШИН

О критическом состоянии дорог в городах Костанайской области говорят и пишут постоянно. Но для их ремонта хоть что-то делается. Другое дело - въезды во дворы многоэтажных домов. Там во многих местах твёрдое покрытие давно превратилось в глубокие ямы, заполненные грязью и водой, но ремонтировать их никто не собирается. Например, в Костанае на 2007-й год для этих целей из необходимых 428 млн. тенге в городском бюджете запланировано всего 15 млн.

Незаживающие раны

Человека, опутанного после хирургической операции какими-то трубочками, напоминает в Костанае улица Карбышева, когда идешь от её начала до пересечения с улицей Чернышевского. Такую ассоциацию вызывают трубы в два обхвата, уложенные поверху, на метровой высоте. Лет 20 назад они были зарыты в землю. А сверху проходил тротуар, аккуратно опоясывающий весь микрорайон, строительство которого только завершилось. После того как рядом на газоне зазеленели сосны и молодые берёзы, он стал дорожкой для вечерних прогулок местных жителей. Правда, благолепие длилось недолго. Пригнали строительную технику, начали рыть, круша ковшом экскаватора асфальт, и через несколько дней от тротуара остались только воспоминания. Как и от пересекающих теплотрассу въездов во дворы.

Подобные «шрамы» после «операций» коммунальщиков и представителей других «роющих» организаций можно найти в каждом микрорайоне. Большинству из них больше десяти лет. И хотя жители уже начали смотреть на них, как на «естественные складки местности», водители автомашин, въезжающих во дворы,всё ещё воспринимают их как незаживающие раны. Возникает вопрос:

Куда смотрят городские власти?

- Нет юридического документа, который бы чётко закреплял ответственного за содержание этой территории, - говорит председатель костанайского ПКСК «Виктория» Александр ЧЕРБА. - Городские власти считают, что этим должны заниматься кооперативы собственников квартир. Нам это вменяется в обязанности распоряжениями акима, хотя они для ПКСК законной силы не имеют. Но мы, конечно, в меру своих возможностей стараемся что-то делать.

Другой точки зрения придерживается и. о. начальника ГУ «Отдел коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная» Александр МАКЛЮК. По его мнению, ещё на стадии разработки проектно-сметной документации на строительство жилого дома в стоимость этих работ закладывались расходы по всему комплексу коммуникаций, дорожным подъездам и малым дворовым формам, которые призваны обеспечить людям придомовой комфорт. С приватизацией жилья всё это переходит в собственность хозяев квартир. Единственное, что остаётся - документально оформить объект кондоминиума. А раз подъезды к дому по завершении этой процедуры будут являться собственностью жильцов, то и содержать их они должны сами.

Кто бы ещё нас с вами ставил об этом в известность.

- Внутри микрорайонов городские службы несут ответственность только за состояние связывающих и хозяйственных дорог, - говорит Маклюк. - Что касается обслуживания въездов во дворы, то мы должны поддерживать в порядке участок от улицы до «красной линии».

Бесхозность

Как раз эта разноголосица мнений дает понять, что означенная территория после приватизации жилья фактически оказалась безнадзорной.

- Возле дома № 16 в 7-м микрорайоне ещё в 1994-м году энергетики вырыли яму, когда устраняли аварию, и так до сих пор её не закопали, - рассказывает председатель КСК «Ветеран-36» Людмила ПРУТЯН. - У энергетиков с тех пор уже три раза проходили реорганизации. И каждый раз они говорят, что их новая организация не является правопреемницей прежней. Но жителям от этого не легче. Из этой ямы до сих пор временами летят какие-то искры. И где гарантия, что однажды там не случится что-нибудь серьёзное?

Если в обсуждаемой теме суммировать круг проблем, требующих решения, то их можно разделить на две группы. Первая объединяет вопросы, связанные с усилением контроля за производством в городе земляных работ. Ко второй можно отнести способы изыскания средств, чтобы теперь восстановить уже разрушенное.

Начнем с контроля

Сегодня контроль за соблюдением порядка при проведении земляных работ ведут сотрудники отдела жилищно-коммунального хозяйства горакимата. По словам Маклюка, в отличие от прошлых лет сейчас они наблюдают за всем циклом работ. Но дело в том, что сотрудников таких на весь Костанай лишь 6 человек, а видов работ около 70-ти. И земляные «раскопки» - лишь часть из них. Только за прошлый год было выписано более 500 ордеров именно на такие работы. 20 из них до сих пор не закрыты по разным причинам: одни - по объективным, другие - из-за элементарного разгильдяйства. По 28-ми пришлось передавать дела в административную комиссию для привлечения к ответственности. При таком объёме надзорной работы ждать улучшения качества контроля вряд ли стоит.

В своё время эту работу помогали делать комитеты общественного самоуправления (КОСы) в микрорайонах.

- Если подрядчики, которые вели земляные работы в нашем районе, где-то не дорабатывали, жители сразу же мне об этом сообщали, - вспоминает депутат Костанайского городского маслихата Негмет СУХАНОВ, возглавлявший КОС «Строительный». - При необходимости мы могли оформить документы для наложения штрафа. Было у нас такое право. Сейчас - нет. Сейчас, чтобы возобновить такую работу, нужно как можно скорее принять Закон о местном самоуправлении.

Александр Маклюк тоже считает, что без органов самоуправления качество контроля радикально не улучшить. А ещё он рассчитывает на кондоминиумы, в которых жильцы через старшего по дому будут давать разрешение на раскапывание уже их собственной территории. Тогда, предполагается, они не позволят эту работу завершить с огрехами. Правда, председатель КСК Людмила Прутян при регистрации своего кондоминиума землю... решила не брать. Там проходят коммуникации, поэтому данная территория, по её мнению, должна оставаться в коммунальной собственности.

Но главная беда, на наш взгляд, в другом. До сих пор подавляющая часть домов в Костанае не зарегистрирована как объекты кондоминиума. Причина прежняя - люди не готовы платить за эту процедуру. При таком раскладе приобщать их к хозяйствованию опять же на собственные деньги во дворах придется ещё очень долго. А ухабы во дворах мешают жить уже сегодня. Заделывать их надо срочно. Но тут возникает ещё один вопрос:

Где деньги взять?

В то, что их в достаточном количестве может дать городской бюджет, не верит никто. Тем более, когда у городских руководителей уже сформировалась установка, что какую-то часть этой работы нужно делать за счет жильцов. Надеяться, что собственники квартир выделят из семейного бюджета деньги на заделывание ям, сделанных другими, тоже наивно.

Ну, а что же те организации, которые не рекультивировали городские территории после своих «раскопок»? Может, провести тщательную ревизию, выявить тех, кто раскурочил подъезды к домам и взыскать с них? Председатели ПКСК эту идею поддерживают. Но в городском отделе ЖКХ к ней отнеслись скептически. Считают, что сейчас во многих организациях сменились собственники, и теперь с ними работать бесполезно. Возможно. Но ведь даже не пробовали. А если начать?

Кто должен восстанавливать проезды внутри городских кварталов?

 Александр МАКЛЮК, и. о. начальника ГУ «Отдел коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная»:

- Этим должны заниматься предприятия, которые их разрушили. Но сейчас их найти сложно - за последние годы в них наверняка сменилось уже несколько хозяев. Мне кажется более важным сейчас наладить хороший контроль за раскопами, которые проводятся в микрорайонах. Чтобы те, кто проводит там работы, обязательно восстанавливали разрушенное.

Наши работники в меру своих возможностей такой контроль осуществляют, но подключить к этому собственников квартир будет ещё лучше. Почему в частном секторе хозяева домов следят за порядком в своем дворе и вокруг, а в многоэтажных домах, где квартиры также находятся в частной собственности, нельзя сделать так же?

Почему мы вообще говорим о средствах жильцов? Восстановление дорожного покрытия внутри микрорайонов стоит немало. По данным, которые предоставили нам председатели ПКСК, на это нужно столько же средств, сколько в 2007-м году запланировано на содержание всех дорог Костаная. Включая не только ямочный ремонт, но и их очистку.

Людмила ПРУТЯН, председатель КСК «Ветеран-36», Костанай:

- Я вижу, как в нашем микрорайоне всё стало гораздо хуже, чем несколько лет назад, когда были КОСы. Тогда всё, что делалось в районе, лучше контролировалось самими жителями. И сегодня они ко мне часто обращаются с жалобами, но у меня нет никаких прав, чтобы навести порядок. Было бы хорошо, если бы жители написали письма в акимат с указанием тех мест, где до сих пор изуродованы дворы их домов. Может, после того как акимат завалят такими письмами, что-то изменится в лучшую сторону.

Не хочу винить работников отдела ЖКХ, тут система виновата. Но если средства, выделенные на зарплату этих сотрудников, не дают нужного эффекта, то, может быть, лучше заключить договор с председателем КСК, и пусть он за эти деньги выполняет их работу. Есть и другой способ - не нужно выдавать ордер предприятию на проведение им работ (за исключением аварийных случаев), пока оно не закончит предыдущие.

Алмат АЙДОСОВ, председатель ПКСК «Орталык», Костанай:

- Жильцы такие расходы явно не потянут. Лично у меня всегда содержание дорог и дворов связывалось с городской властью. Потому что возможностей у города всегда будет больше, чем у граждан. Чтобы сдвинуть проблему с мёртвой точки, нужно однажды решиться и при составлении бюджета в качестве приоритета выбрать приведение в порядок внутриквартальных территорий. Хорошо бы все это оформить в соответствующую программу на несколько лет.

Жаксылык МУХАМЕДГАЛИЕВ, директор ГКП «КТЭК»:

- При получении ордера на производство работ там записываются сроки окончания работ. Нас по этому поводу постоянно контролируют. Поэтому ответ на вопрос о том, кто должен восстанавливать, очевиден. Что касается приведённого в статье примера с разрушением тротуара по улице Карбышева, то эти работы проводились ещё в советское время. И заказчиком тогда выступал горисполком.

Сергей БОЙКО, депутат Костанайского городского маслихата:

- Граждане платят налоги в бюджет, поэтому и дороги внутри кварталов нужно восстанавливать за счет бюджета. В городе есть специальная служба, призванная следить за тем, чтобы после окончания земляных работ их исполнители все оставили, как минимум, не хуже, чем было. Поэтому нужно спрашивать с них.

Для коммунальщиков финансовых проблем в плане восстановительных работ быть не должно. Эти деньги заложены в тариф. Что же касается выделения средств из городского бюджета, то мы сейчас в основном выделяем их на ямочный ремонт на улицах. С каждым годом асфальтовое покрытие становится всё хуже, и денег требует всё больше. Но все равно нужно их планировать и на ремонт внутриквартальных дорог.