За дырку в гайке - на каторгу

Семен СУХАНОВ

Уже в неблизкие от нас времена учителя из СССР встречались с немецкими и сообщили им о том, что наши школьники занимались сбором металлолома. Заграничные педагоги удивленно спросили: «А кто же у вас этот металлолом разбрасывает?» Да разбрасывали и на свалки вывозили, ну а некоторые родители сдавали и не лом, а что-еще пригодное. Сейчас бывшего лома черных и цветных металлов днем с огнем не сыщешь, а пунктов его приема расплодилось по всей СНГовии, как грибов после дождя. И все принимают «что-то пригодное», часто снятое с исправных, находящихся в эксплуатации механизмов.

Вред металлодобытчики (вернее - воры) и приемщики наносят громадный. Первых (воров) нередко хватают за руку, но не судят - мало украли, сумма на уголовную статью не тянет. А пункты приема - под надежной крышей ведомств по малому и другому бизнесу. Ну хоть бы прочитать где или услышать, что, к примеру, за снятие на железнодорожном пути противоугонов и рельс кого-то осудили и посадили в тюрьму.

А заголовок-то статейки откуда? Да из произведения Антона Павловича Чехова, из его рассказа «Злоумышленник». Деревенского рыбака Дениса Григорьева поймал за отвинчиванием гайки на железнодорожном полотне сторож Иван Акиноров и приволок за шкирку к судебному следователю на допрос. Блюститель закона доказывал рыбаку о том, что отвинчивание гаек, которыми крепятся рельсы к шпалам, может привести к крушению поезда, а Денис Григорьев твердил одно: без грузила, на которое идет гайка с дыркой, на донные снасти ничего не поймаешь, перечислял все породы рыб, которых без грузил ну никак не возьмешь. Следователь нажимал:

- Да пойми же, гайками крепятся рельсы к шпалам!

- Это мы понимаем... Мы ведь не все отвинчиваем... оставляем. Не без ума делаем... понимаем.

А вот наши металловоры ничего не понимают, рвут с мясом все подряд, даже сами порой калечатся, чему есть примеры и в наших областных пределах. Уж читать и слушать обо всем надоело, притерпелось, что ли. Нет на них чеховского следователя и тогдашних законов.

Напомним, что тогда сказал судебный следователь злоумышленнику:

- Послушай... Тысяча восемьдесят первая статья «Уложения о наказаниях» говорит, что за всякое с умыслом учиненное повреждение железной дороги, когда оно может подвергнуть опасности следующий по сей дороге транспорт, и виновный знал, что последствием сего должно быть несчастье... приговаривается к ссылке в каторжные работы.

Злоумышленника тут же увели под руки двое солдат в тюрьму с дальнейшей отработкой «пустячной гайки с дыркой» на каторге.

Чехов сам беседовал с прототипом героя рассказа и услышал от него: «Чай, барин, мы знаем, что льзя, а что нельзя, не все гайки подряд откручиваем...» А вот нашим теперешним злоумышленникам все льзя, нет на них управы, как на бедствие стихийное. Ну а у приемщиков краденого - крыша пока надежная, больше десятка лет «не протекает». Не пора ли вспомнить «древние порядки», которые Антон Павлович описал в небольшом рассказе? Или непоучительно, мешает развитию малого бизнеса? Вот это уже нестыковка времен.