Автобус повышенной опасности

Станислав НАМ

Парад поломок и аварий

По материалам дела 25 сентября 2005 года пассажирский автобус «ЛАЗ-965», выполнявший рейс Аулиеколь-Костанай, ломался дважды. В первый раз возле поселка Новонежинка у него сломался генератор. Водитель Олег Винников сумел устранить поломку и поехал дальше. После Глазуновки «ЛАЗ» проехал 2-3 км, и у него заглох мотор. Намертво. Габаритные огни тоже не включались. На часах было около 22.00.

Водитель высадил пассажиров, и в этот момент в автобус врезался попутно едущий «Опель». Он не смог объехать автобус - дорога узкая, для этого нужно было выехать на встречную, а по ней ехала другая машина. Простор для манёвра был урезан ещё и потому, что пассажиры разбрелись по дороге - проезжая часть сразу переходила в кювет.

На место происшествия приехал инспектор дорожной полиции Костанайского РОВД Байтенизов. Он поставил свою машину позади автобуса, включил проблесковые маячки и оформил протокол ДТП. По показаниям полицейского, он уехал, когда начало светать, поскольку посчитал, что опасности больше нет. Видимо, рассчитал плохо, потому что опасность была, и ещё какая. Кстати, водитель сломанного автобуса, который всё из-за того же отсутствия обочины стоял на проезжей части, утверждает, что полицейский отбыл около 4-х утра - время, которое в конце сентября трудно назвать светлым.

А «в период с 6 утра до 7.15», как установит потом суд, в автобус, где мирно спал водитель, врезался частный «КамАЗ» с прицепом, груженный металлоломом.

Водитель грузовика Салман Сулейманов, имеющий восьмилетний стаж работы на «КамаАЗах», говорил на следствии и суде, что на дороге полосами был туман. В какой-то момент Сулейманов увидел на дороге белую канистру, которую пропустил между колесами, и почти сразу же перед грузовиком вырос силуэт автобуса.

От удара «КамАЗ» вылетел на встречную полосу и столкнулся лоб в лоб со встречным «Фольксвагеном», в котором находились костанайцы Грабарчук, Николай Пилипенко и Анатолий Беранек, а также их знакомый - российский полковник Валерий Миткевич. Он приехал в гости и ехал с друзьями на рыбалку. Грабарчук, находившийся за рулём, и Миткевич, сидевший сзади, погибли на месте происшествия. Пилипенко и Беранек остались инвалидами.

«Оставить в силе»

Костанайский районный суд приговорил Салмана Сулейманова к семи годам лишения свободы в колонии-поселении. С учётом амнистии этот срок был сокращен вдвое. Потерпевшие и осужденный с приговором не согласились и подали апелляционную жалобу с требованием вернуть дело на доследование. 27 февраля коллегия по уголовным делам облсуда оставила приговор первой инстанции без изменений.

- Водитель вез 35 пассажиров на неисправном автобусе! - возмущается сестра Валерия Миткевича Тамара МИТКЕВИЧ. - И ни полиция, ни суды не дали этому факту никакой оценки! Несколько свидетелей утверждают, что за автобусом была выставлена лишь канистра, а знака аварийной остановки не было. Истинными виновниками аварии я считаю водителя автобуса и полицейского, который оставил свой пост, когда было темно.

- Я разочарован решением коллегии, - соглашается с Миткевич адвокат Салмана Сулейманова Николай ШУМСКИЙ, - месяц назад коллегия вернула на доследование дело о ДТП на Фёдоровской трассе, где микроавтобус врезался ночью в автогрейдер. Там была схожая ситуация.

Федоровский райсуд признал виновным только водителя микроавтобуса, но коллегия по уголовным делам вернула дело на доследование из-за нарушений в следствии. Пассажирский маршрут, по которому следовал аварийноопасный «ЛАЗ», обслуживало ТОО «Рудныйавтотранс».

Тамара Миткевич намерена обжаловать решение коллегии. Николай Шумский сказал, что его подзащитный пока ещё думает над этим вопросом.