Контроль установлен. Поможет ли?

Анатолий ТИХАНОВСКИЙ, ng@ng.kz

Настораживает то, что начинаться он должен всегда с заемщика

Из Национального фонда через банки второго уровня на поддержку бизнеса направляются значительные денежные средства. Однако они лишь в последнее время стали достигать конкретных заемщиков. Очевидно, принимая во внимание колоссальный уровень коррупции в стране, решено отслеживать все денежные потоки, поступающие заемщикам-предпринимателям из госказны на всех этапах их движения и расходования. К выполнению этой задачи привлечены прокуратура, КНБ, финполиция, Агентство по регулированию и надзору финансового рынка, фонд «Самрук-Казына» и нацхолдинг «КазАгро», а также банки второго уровня в части, их касающейся.

Логично, но спорно

Предпринимателям, безусловно, полезно знать, как именно будут следить за деньгами. А если кто сам будет конечным заемщиком, ему это знать надо тем более - для собственной безопасности.

21 апреля 2009 года в Астане в рамках деятельности рабочей группы по контролю за использованием средств Нацфонда состоялось специальное заседание координационного совета правоохранительных органов. Председательствовал заместитель Генпрокурора РК Асхат Даулбаев. Были рассмотрены два вопроса: об организации проверок правоохранительными органами субъектов финансового рынка, занимающихся освоением средств ФНБ по антикризисной программе, и об информировании общественности и заинтересованных лиц о ходе этого процесса. Принято протокольное решение, которое и будет впредь являться руководством к действию по отслеживанию денежных потоков от начала до конечного заемщика. Основные его положения следующие.

Проверки деятельности банков второго уровня все контролирующие органы обязаны проводить по совместно утвержденному графику, заранее доведенному до руководства БВУ. Что касается конкретных заемщиков, то при отсутствии каких-либо признаков нецелевого использования заемных денег проверки будут проводить без вмешательства в деятельность предприятий и организаций.

Подчеркнуто, что проверки конечных заемщиков по целевым трансфертам могут проводиться лишь в крайнем случае и только при наличии обоснованных сигналов о нецелевом использовании заемных средств. Более того, чтобы не допустить вмешательства в финансовые сферы деятельности субъекта, не относящиеся к расходованию целевых денег из Нацфонда, заемщику предлагается открыть специальный счет и все операции по целевому использованию средств проводить только через него.

Вроде бы и логичный посыл, но спорный. Ведь открыть новый счет и его обслуживать - это не просто так, и банк ничего бесплатно не делает. А при нынешней кризисной ситуации не до новых счетов. Банки точно с этого будут иметь дополнительную прибыль, а заемщику - дополнительные расходы. А ну как банки эту рекомендацию координационного совета обратят в обязанность для заемщика?

Много отчетов и заседаний

Протокольным решением также установлено, что плановые проверки целевого расходования займа проводят органы прокуратуры. А финполиция и УКНБ - только при наличии законных оснований, связанных с криминальными предпосылками в этом деле, и никак иначе. Что особо надо знать конечным заемщикам-предпринимателям, так это то, что наложен категорический запрет на использование этих целевых заемных денег на консалтинговые услуги и на заключение сделок с лицами, зарегистрированными в оффшорных зонах.

И еще банкам второго уровня предписано существенно ограничить обналичивание заемных денег. Надо полагать, вообще не обналичивать на всякий случай, а вести исключительно безналичные расчеты. Каждому из контролирующих ведомств предписано установить у себя телефоны доверия, по которым каждый мог бы сообщить о нецелевом использовании заемных денег, о необоснованных отказах в даче кредита банками, о недоразумениях в ходе проверок и тому подобных вещах.

Что касается информации о ходе этого контроля, договорились так. Три раза в месяц (1, 10 и 20-го) «Самрук-Казына» и «КазАгро» будут совместно, так сказать по своей линии отчетности, информировать координационный совет о реализации целевых займов от начала и до конкретного заемщика с межотчетным мониторингом в виде своевременного электронного обмена информацией. Еще они будут предоставлять сведения о движении денег и сведения об их использовании конкретными заемщиками, взявшими кредиты у банков второго уровня, с такой же периодичностью, предоставляя выписки с конкретных счетов каждого заемщика персонально.

Что сказать? Много понаставлено «ловушек» для контроля, много условностей, отчетов, бумаг, заседаний. И все это каждый раз будет начинаться с заемщика, над которым будут стоять несколько контролеров и «ловить его за руку», при этом получая зарплату с его же налогов. Продуктивно ли работать в такой обстановке? Не замучит ли заемщиков-предпринимателей дополнительная отчетность, которой и без того хватает? Не переусердствовали ли правоохранительные органы? Время покажет.

Рисунок Батырбека ДЖУЗБАЕВА