Плавно и безопасно

Дмитрий ВАСИЛЬЕВ

Как «проходить» впадины и перекаты

Даже самая хорошая дорога может иметь крутые спуски и подъемы. Не говоря уже о такой, где твердое покрытие больше похоже на вздыбленную волнами водную поверхность. Какую тактику вождения выбирать в таких условиях, чтобы не терять плавность хода автомобиля? На вопрос отвечает старший преподаватель кафедры «Технический сервис» Костанайского госуниверситета Геннадий САВЕЛЬЕВ:

- Говоря о достижении плавности хода машины, многие имеют в виду только создание комфортных условий для пассажиров. Все это так, но нельзя забывать, что от этого зависит еще и сохранение технической  исправности автомобиля, а также безопасность движения. В Костанае некоторые улицы проходят через лога, поэтому дорога в этих местах имеет впадины. Не раз приходилось наблюдать, как некоторые водители в нарушение Правил дорожного движения идут на большой скорости.

Нужно иметь в виду, что во время прохождения автомобилем нижней точки впадины вертикально действующая центробежная сила прижимает автомобиль к дорожному покрытию. Некоторые водители, понимая это, пытаются притормозить именно тогда, когда входят во впадину. Это большая ошибка. Так же, как и решение «газануть» в этой точке. Ибо в первом случае машина делает резкий «клевок», а во втором - сильно проседает. Если в таких случаях пробьет только амортизаторы, то считайте, что вы легко отделались. Будет гораздо хуже, когда автомобиль ударится об асфальт поддоном картера двигателя. Чтобы это место пройти плавно, тормозить нужно перед вхождением в нижнюю точку впадины.

Такой же тактики необходимо придерживаться и во время проезда через дорожный перекат. Там на его верхней точке на автомобиль действует вертикально восходящая центробежная сила. Она приподнимает машину, ухудшая сцепление его колес с дорожным покрытием. Как следствие - ухудшение управляемости и повышение вероятности заноса при торможении или попытках увеличить скорость. Особенно это опасно на скользкой дороге. Поэтому, если вы приближаетесь к перекату на большой скорости, притормозить нужно до въезда на него, а скорость добавлять только после его прохождения.

Чтобы хорошо прочувствовать поведение автомобиля с применением такой тактики вождения и впоследствии делать это автоматически, рекомендую немного потренироваться.

Есть свои особенности в выборе тактики вождения и во время проезда по небольшим препятствиям на дороге. В случае поперечно расположенных волн по всей ширине дорожного полотна оцените расстояние между волнами и руководствуйтесь маркой вашего автомобиля. Если его колесная база (расстояние между осями передних и задних колес) равна или меньше расстояния между волнами, скорость движения нужно уменьшить. Если база существенно длиннее, то это место можно проходить с большой скоростью.

В случаях, когда во всю ширину дороги идут трещины или выбоины шириной 5-15 см, вызываемые ими колебания гасятся колесами и амортизацией, поэтому сбавлять скорость нет необходимости. Если более широкие, то перед ними скорость нужно убавить и по возможности пересечь их под острым углом. Так, чтобы не было одновременного проезда колес, расположенных на одной оси. Но это лишь в тех случаях, когда дорога не скользкая, или препятствием не являются железнодорожные рельсы. Иначе машину может занести. Когда вам встретятся препятствия, занимающие не всю ширину дороги, то опять же по возможности их лучше пересечь только левым или правым колесом.

По дороге, покрытой булыжником или щебенкой, лучше ехать на большой скорости. Таким образом высокочастотные колебания от камней сглаживаются. Но имейте в виду, что из-под колес летит щебенка. Подумайте о том, как не повредить автомобили другим участникам движения.