Сначала надо стать пекарем, а уж потом - кем угодно

Виталий Шевцов: «У меня столько впечатлений, кажется, я еще оттуда не вернулся»

Галина КАТКОВА

Так принято в Норвегии, и нам стоит начинать учиться по той же системе

Описывать чужие успехи просто. Сложнее понять, почему у нас их нет, хотя шагали мы вроде бы в одном направлении. Этот вопрос в разных вариантах корреспондент «НГ» задавал директору Костанайского социально-технического колледжа Виталию ШЕВЦОВУ, который недавно вернулся из Северной Европы. Ездил в Норвегию, на семинар по подготовке профессиональных кадров, организованный для казахстанцев в округе Рогаланд.

«Аэродром» - для всех

- Виталий Михайлович, почему именно Норвегия, почему Рогаланд?

- А почему не Норвегия? Ее население считается по уровню образованности вторым в Европе. Но дело, конечно, не только в этом. Министерство образования и науки РК имеет соглашение о сотрудничестве до 2010 года с норвежским фондом RKK. А он как раз создан администрацией округа Рогаланд, включает обширную сеть школ, колледжей. Еще в него входят Национальная организация профсоюзов и Норвежская ассоциация промышленности. Итогом этого сотрудничества - а ему уже 20 лет - стало создание эффективной модели профобразования, которая используется как базовая на национальном уровне и уверенно выходит на уровень международный. Присутствие RKK в Казахстане расширяется. Но до сих пор нашей области и вообще севера Казахстана оно как-то не касалось. Так что мы гордимся тем, что первые по этому региону.

- В чем суть модели? Чем она радикально отличается от нашей?

- Навскидку я бы главным назвал ту роль, которую в профессиональном образовании там играют органы местного самоуправления, но есть еще множество важных, определяющих моментов. Поэтому давайте все по порядку... Начнем с того, что обязательное образование в Норвегии - 9 классов. Хочешь в вуз - учись полные 12 лет. Но по окончании девятилетки каждый гражданин имеет право бесплатно получить рабочую профессию. Скуле, что в переводе означает «продвинутая школа» и является по нашим понятиям колледжем, работает так: два года теории и столько же практики. Учебное заведение отвечает за теорию, а за обеспечение практики - как раз местная власть. При муниципалитете действуют конторы по практике, так и называются. Для сварщиков - одна, для пекарей - другая. Они заключают договоры с базами для практики, трехсторонние. Их подписывают учащиеся, представители власти и предприятие. Скуле там не фигурирует.

Практика оплачиваемая, но учащимся, естественно, платят меньше. За два года он получает годовую зарплату кадрового рабочего. Экзамен по специальности проводит муниципалитет, он же выдает выпускникам сертификаты. А вручает их лично губернатор. Мы полушутя поинтересовались, не болит ли рука у чиновника от множества рукопожатий во время церемонии. Нам довольно серьезно ответили, что даже если побаливает - ничего страшного. Работа такая.

- Виталий Михайлович, по-вашему, почему там местная власть настолько заинтересована в делах профобразования?

- Думаю, потому, что их считают очень серьезно влияющими на ситуацию в регионе. Впервые остро нехватку рабочих кадров Норвегия ощутила после войны. Решалась она последовательно. Поэтому сейчас, кроме насыщения рынка грамотными специалистами, очень доступное профессиональное образование решает еще несколько проблем. Элементарно - проблему занятости молодежи. Сначала на учебе. Потом облегчает устройство на работу. Выпускник, который два года добросовестно трудился на предприятии, позволяя хозяину немного экономить на своей зарплате, имеет хорошие шансы закрепиться там.

Есть и другие моменты, особенно убедительные как раз сегодня в условиях кризиса. Рабочая профессия - верный кусок хлеба. Особенно если дополняет вузовскую специальность. Порой наступают времена, когда кормит не диплом финансиста, а полученные в профтехучилище навыки швеи и штукатура. Так вот в Норвегии для всех предусмотрен этот запасной аэродром. К тому же рабочим профессиям легко научиться почти в любом возрасте, или можно, владея одной, получить другую, более выгодную в трудной экономической ситуации - тот же RKK имеет и сеть центров получения образования для взрослых. Это как раз та модель, которую кризис сделал остро актуальной.

- Как много норвежцев пользуются «запасным аэродромом»?

- Нам сказали, 60% граждан. Только один пример. Начальник отдела профобразования в окружной администрации Рогаланда по первой профессии - пекарь.

- А как учат в норвежских скуле, они похожи на наши колледжи?

- Честно говоря, не очень. И дело не во внешнем антураже. Супердорогих интерьеров, интерактивных досок я там почти не видел. Зато большой экран и камера, проецирующая на него учебный материал, - норма повсюду. Единственное условие для учащегося бесплатной скуле - приобрести по сниженной цене ноутбук, учителям они даются в пользование на время работы бесплатно. Удешевляет их муниципалитет.

- Почему именно ноутбуки?

- Потому что там в большой чести информационно-коммуникативные технологии. Принято в наш мобильный век учиться везде. Пока едешь на занятия, можешь ознакомиться с новой темой. Там очень мало учебной информации на бумажных носителях, библиотеки в скуле совсем небольшие. Я даже ручек там практически не видел.

- Так это дистанционное обучение, без учителя?

- Не совсем. Да, вы знакомитесь с новой темой, входя в образовательный портал. Тестируетесь, проверяя, насколько хорошо усвоен материал. Потом пробуете свои только что полученные знания применить на деле. Учат-то рабочим профессиям. И тут уже и контакт с преподавателем, и вопросы. Материальная база, конечно, отличная. Повара осваивают современнейшее оборудование, парикмахеры и визажисты - тоже. Причем все продумано до мелочей. Работают с первоклассными кремами, красками, лосьонами, которые скуле предоставляют соответствующие фирмы. С дальним прицелом. Когда человек начнет работать, какую краску он выберет для клиента? Знакомую, с которой лучше всего умеет обращаться. Там вообще все обучение всерьез, без формализма. Мы были на острове Феней, где в скуле обучают кадры для рыбной промышленности. Это похоже на профтехучилище при предприятии. В обучение входит заготовка водорослей, разведение семги, морских ежей. Есть при учебном заведении рыбный ресторан, где тоже все по-настоящему, магазинчик. В год учащиеся продают 1000 тонн семги, а за ежами наведываются русские олигархи.

Казахстанская делегация приезжала, чтобы изучить опыт подготовки медико-санитарных работников. Вы, наверняка, и у нас слышали это название. Но в Норвегии под ним понимается несколько иная специальность - те, кто обеспечивает жизнедеятельность. Их готовят для работы с детьми, душевнобольными, престарелыми, в хосписах. И вот смотрите, что мы имеем, сравнивая нас и их. У нас, чтобы иметь право делать уколы, необходимо проучиться в медучилище. Норвежцы на сложное не замахиваются. Их медико-санитарный работник обучен минимуму медицинских манипуляций: измерить давление, сделать укол инсулина, правильно дать лекарство. Все. В зависимости от специфики, он, допустим, умеет вымыть и сменить белье тяжелобольному или знает, как нужно обращаться с детьми разных возрастов. Мы видели, как работают эти специалисты и в доме престарелых, и в онкобольнице, и в детском саду.

- И как впечатление?

- Они востребованы. И ровно с теми навыками, которым их обучили. Я по части медицины не специалист. Но директор медколледжа из Кокшетау, например, очень хорошо о них отзывалась.

- Виталий Михайлович, слушаю и завидую. И вам, и норвежцам. Что ж у нас не так? Ведь концепция подготовки рабочих кадров, по крайней мере та, которая регулярно озвучивается нашим минобразования, схожа с норвежской.

- Больше того, две наши страны и начали движение друг к другу, думаю, из-за схожести проблем в этой сфере. Только Норвегия выработала стратегию их решения много лет назад. И предлагает посмотреть на результаты. Мне импонирует этот подход. Они не как американцы, которые всем с ходу советуют «делай, как я». Эти предлагают воспользоваться их опытом. Кстати, о концепциях. Норвежцы спокойно признаются, что в свое время воспользовались наработками системы советского профтехобразования. «Начинили» их современным оборудованием, изменили подходы в преподавании. И теперь мы перенимаем опыт.

- А мы перенимаем?

- Проекты с участием норвежцев реализуются в Усть-Каменогорске, Кызылорде, Атырау. Что-то попробуем использовать мы у себя.

- Но это все «точечно», не системно.

Как говорит управляющий директор RKK Уле Имсланд: «Мысли глобально, действуй локально». Я с этой тактикой абсолютно согласен.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА