Расширение круга

Евгений ШИБАРШИН

На прошлой неделе Министерство юстиции зарегистрировало Объединённую социал-демократическую партию Казахстана (ОСДПК). Учитывая, что это общественное объединение представляло себя в качестве оппозиционного, некоторые аналитики предрекали процедуре его официального признания затяжной характер. Правда, их смущал тот факт, что свой организационный съезд ОСДПК беспрепятственно провела в самом большом зале южной столицы, да ещё и без явного присмотра полиции. К тому же её лидера Жармахана Туякбая вместе с акжоловцем Алиханом Байменовым сам президент страны посчитал возможным принять в своей резиденции и провести с ними продолжительную беседу. Чем не знаки благосклонности со стороны власти? Тем не менее, судя по реакции Туякбая, которую мы наблюдали на экранах телевизоров, известие о государственной регистрации ОСДПК для него оказалось неожиданным.

Политическая система в Казахстане устроена так, что факт официального признания какой-либо оппозиционной партии становится знаковым событием. Оно отражает какие-то изменения в верхних эшелонах власти. Что нового появилось на этот раз? Или у нас ничего не меняется, и «объединённые» социал-демократы - всего лишь очередной проект политтехнологов президентской администрации? Дескать, надо же как-то спускать пар накопившегося напряжения в отношениях между различными элитами в обществе. Судя по тому, что Минюст затягивает с регистрацией других оппозиционеров - Народной партии «Алга!», - такой вывод как раз и напрашивается.

Чем кончится история с «Алгой», пока можно только гадать, но она, скорее, подтверждает вывод, что ничего радикального в изменении системы политического управления у нас не происходит. Власть по-прежнему пытается контролировать все процессы в этой сфере.

В принципе, когда общество переживает сложные преобразования, граждан должно устраивать планомерное, поэтапное реформирование. Но вся беда в том, что в нашем случае радикальные изменения были связаны с распределением национального богатства между частными лицами, и управление этим процессом неизбежно пошло в интересах небольшой группы. Что и породило впоследствии острые противоречия между этими людьми и другими претендентами на свою долю. Если говорить о широких народных массах, то им достались только крохи в виде приватизированных квартир и ничего не стоящих ПИКов, поэтому они стали лишь «подсобным материалом» для политиков. Власть использовала их для придания видимости собственной легитимности, а неудовлетворённая элита, перейдя в оппозицию, пыталась опорой на массы войти в органы политического управления.

Будет ли оппозиция, придя к власти, способна учитывать интересы всех слоев, пока неизвестно, но другой организованной силы у нас нет. В связи с этим не очень понятны предпринимаемые попытки некоторых экспертов найти в Казахстане какую-то идеальную оппозицию, отвечающую «мировым стандартам». У нас оппоненты существующей власти вынуждены искать поддержку своим политическим притязаниям у народа в условиях, когда их противники располагают огромными ресурсами, которые умело используются для удержания всех рычагов управления. В том числе и для удовлетворения материальных интересов той самой группы, которая получила от приватизации самые «жирные» куски. Поэтому для казахстанцев самое главное - то, что оппозиция, какая бы она ни была, уже состоялась как факт. И судя по тому, что власть перешла от риторики к реальным действиям по реализации социальных программ, она уже создаёт для правящей элиты реальную угрозу потери командных высот. То обстоятельство, что достигается это в большей степени не усиленной работой среди населения, а неизбежным будущим уходом с поста главы государства Нурсултана Назарбаева (неважно, когда это произойдет), ничего не меняет. Оно лишь подталкивает г-на Назарбаева использовать по максимуму имеющиеся возможности для подготовки благоприятной почвы легитимной передачи власти своему преемнику. К этой перспективе его толкает уже не только беспокойство за судьбу своего дела и личную безопасность в будущем, но и экономические интересы тех самых групп, которые «кормились» от его правления. Ситуация сегодня такова, что у него нет другого выхода, кроме как только расширить этот самый круг. В сфере политики - за счёт так называемых «вменяемых» оппозиционеров и предоставления большей самостоятельности региональным органам власти, в экономике - дать что-то ощутимое среднему бизнесу. Именно от действий в этом направлении и будет зависеть, насколько быстро политика в Казахстане перейдёт от системы сдержек и противовесов, регулируемой лично Назарбаевым, к той, которая уравновешивается свободным проявлением интересов всех слоёв общества.