Рецепт бутерброда с доступной колбасой

Виталий ХАЛЕВИН, halevin@ng.kz
Татьяна ВАСИЛЬЧЕНКО, sudba@ng.kz

Продукты питания удешевляют за счет товаропроизводителей

Акимам районов и городов дано указание до 15 ноября открыть социальные магазины. В райцентрах к указанному в сроку должно открыться по одной торговой точке с товарами ниже рыночных цен, два магазина должно появиться в Рудном и три - в Костанае. Таким образом местные власти планируют сделать продукты питания более доступными для социально незащищенных слоев населения. Как всякое благое дело, это должно строиться на каком-то экономическом фундаменте. Мы попытались таковой обнаружить, но вместо него нашли только привычно неформальные отношения чиновников и товаропроизводителей

Работают по разным схемам

Идея социальных (коммунальных, льготных - вариантов названия множество) магазинов не нова. Мы обнаружили в Костанайской области 6 таких точек: по одному магазину в Карабалыкском, Наурзумском, Мендыкаринском районах, в Лисаковске, а также 2 магазина в поселке Торгай Жангельдинского района.

Первопроходцем стал социальный магазин «Лисаковский», который начал функционировать в Лисаковске с 13 августа 2005 года. Первоначально планировалось, что в этом магазине основные продукты питания по сниженным ценам будут доступны исключительно малозащищенным слоям населения, но впоследствии ассортимент магазина стал доступен всем без исключения жителям города.

По словам директора ГКП «РАУАН» Светланы НАСТЕНКО, в чьем ведении находится магазин «Лисаковский», цены на продукты питания здесь на 10-15 % ниже среднегородских. Светлана Настенко отмечает, что механизм поставки товаров от местных товаропроизводителей отлажен, проблем нет. Но вот о принципах отладки предпочитает не говорить.

В Торгае социальный магазин открывался по схеме «Лисаковского». Найти способы по стабилизации цен местные власти поручили ГКП «Продкомпания», на балансе которого находятся оба магазина, а также продовольственный рынок. По словам директора ГКП «Продкомпания» Серика БАЙТУРОВА, областной бюджет выделил средства на реализацию проекта. Помог провести тендер по закупке необходимого товара. Цены в магазине, опять же по словам его хозяев, ниже местных на 20%. За счет чего? Опять же ответа получить не удалось.

В Карабалыкском,Жангельдинском и Наурзумском районах система работы социальных магазинов несколько иная. Изначально отделами социальной защиты и занятости населения в местных акиматах составляются списки, в которых точно определяются группы, претендующие на льготный товар Это участники и инвалиды ВОВ, инвалиды I группы, малообеспеченные семьи, ежемесячный доход в которых на одного человека меньше 4914 тенге, многодетные семьи, больные онкологическими заболеваниями и туберкулезом. Со скидкой льготникам отпускаются основные продукты питания потребительской корзины: мясо, мука, масло сливочное и растительное, крупы и макаронные изделия. В Карабалыке, например, в социальном магазине «Забота», который работает с июня, по спискам обслуживаются 119 семей.

Такая картина выглядит, может, и менее оптимистично, чем в Лисаковске или Торгае, но она имеет под собой хоть какое-то экономическое обоснование. Предприниматель не торгует «социальными» продуктами себе в убыток. Он сознательно уменьшает свою прибыль. На основные продукты питания для малоимущих предусматривается торговая надбавка от 2 до 5%. На весь остальной товар, который предоставлен в «Заботе», надбавка установлена в размере 10% относительно закупочной цены.

- Я вхожу в список льготников, которые могут покупать продукты питания в социальном магазине «Забота» , - говорит житель Карабалыка Валентина ПОРШНЕВА, - ценами очень довольна. Судите сами: мясо - 380 тенге, тогда как на рынке 600-700, сахар - 115, а на рынке - 130-140 тенге, крупа рисовая - 204 тенге, в остальных магазинах - 240-270. Было здорово, если бы открыли еще и магазин промышленных товаров по социальным ценам.

Как уточнил предприниматель Геннадий КРИГЕР, в ведении которого находится социальный магазин, после обращения акима области Сергея Кулагина в областной маслихат об открытии социальных магазинов в райцентрах и городах депутаты вынесли решение, которое стало основой для подписания меморандума между властью и местными товаропроизводителями. Так определились основные поставщики социальных магазинов, которые должны поставлять продукты питания в торговые точки по цене, не выше закупочной по региону.

Тройственное соглашение

В Костанае к 12 ноября не открыто ни одного социального магазина. Более того, за 3 дня до назначенного времени (15 ноября) в акимате областного центра толком не знают, по какой схеме будут работать эти торговые точки.

- Мы планируем открыть 3-4 магазина. Механизм их работы только прорабатывается, - сообщил начальник отдела сельского хозяйства и торговых отношений акимата Костаная Азамат АУЖАНОВ. -. Скорее всего, будет заключаться какое-то соглашение между нами и владельцами магазинов по поводу наценки на продукты питания. Точная схема станет известна позже. Пока известны только критерии работы таких магазинов: надбавка на товар в них должна быть не выше 5%.

- Процент надбавки, скорее всего, будет зависеть от оборота магазина. Чем больше оборот, тем ниже процент, - отметил Азамат Аужанов. - В убытке социальные магазины не будут точно. Если у них продукты питания будут дешевле, чем в остальных торговых точках, то к ним будет идти больше людей. Больше будет реализовываться товара. Из бюджета на поддержку костанайских социальных магазинов средства выделять не предполагается. Скорее всего, товар в них будут поставлять местные товаропроизводители.

Прототипом социальных магазинов могут послужить социальные зоны «Доступные цены» супермаркета «Аймар». Они работают с начала лета. Изначально планировалось, что в социальных зонах супермаркета сети «Аймар» будут обслуживаться только жители областного центра, чей доход ниже черты бедности, потребительской корзины и прожиточного минимума. Таких семей, по данным отдела занятости и социальных программ акимата Костаная, в областном центре больше 3000. Однако супермаркет отказался работать по спискам. Социальную зону «Доступные цены» решили сделать доступной для всего населения.

- Идея работы социальной зоны «Доступные цены» была проработана в головном офисе в Алматы. С этим предложением мы вышли к акимату сами.

Между руководством супермаркета, поставщиками и областным акиматом было подписано трехстороннее соглашение. Позже компания заключила еще один договор с акиматом Костаная. После общения с чиновниками товаропроизводители охотно согласились работать в рамках этой программы. Договорные отношения - гарант низких цен. Если вдруг у руководства супермаркета возникнут проблемы с поставщиками, то вмешается местная власть и урегулирует конфликт, - отметила менеджер по маркетингу, рекламе и PR супермаркета «Аймар» Анна ЛИТВИНОВА. -

По словам Анны, некоторые поставщики поставляют продукцию в супермаркет со скидкой, некоторые позволить себе этого не могут.

- Максимальная наценка на товар в рамках социальной программы - 3%.

Без наценки, по цене товаропроизводителя в социальной зоне супермаркета «Аймар» продаются хлеб, молоко, творог, колбаса «Докторская», сметана, кефир.

Выгода налицо?

Жительница Костаная Раиса Бойко отмечает, что товары, которые продаются в социальной зоне супермаркета «Аймар», действительно дешевле.

- Например, десяток яиц 1С в «Аймаре» стоит 160 тенге. В других магазинах - 180 тенге. Я пенсионерка, и у меня каждая копейка на счету, - отметила Раиса БОЙКО.

Что происходит с товаропроизводителями в тех случаях, когда цена товара снижается за их счет? А это регулярно происходит на ярмарках и в социальных магазинах.

- Ко мне обратился аким района и сказал, мол, надо мясо доставить в магазин «Забота». Деваться было некуда, согласился. Никто со мной никаких договоров не заключал, - рассказал директор ТОО «Агро-торо» Даян СУЛТАНОВ, поставляющий мясо в карабалыкскую «Заботу». - Я в магазин завез 351 кг говядины по 360 тенге за кг, а на рынок отправляю по 450 тенге за килограмм. Естественно, я потерпел убытки. Но это было один раз, больше ко мне из акимата с аналогичной просьбой пока не обращались.

По такой схеме Даян Султанов поставляет мясо и на сельскохозяйственную продовольственную ярмарку в Костанай. Обычно сельские товаропроизводители просьбы акимата выполняют, несмотря на убытки. На вопрос, почему, хмыкают и плечами жмут. Понятно почему: не выполнить себе дороже, за акимом - налоговая, санврачи, пожарные... Проще смириться с оброком.

Цены в (тенге) в социальной зоне супермаркета «Аймар» по сравнению с другими магазинами Костаная и оптовым рынком по ул. Складской

Рисунок Виталия ЦЫГАНОВА

ОПРОС

Может ли быть эффективной работа социальных магазинов?

Геннадий ЛОЗИЦКИЙ, председатель совета ООГД «Поколение»:

- Экономического эффекта эти магазины не дадут. Причина - отсутствие контроля. Необходимо контролировать работу таких магазинов, в том числе и обществу. В свое время в области уже работали социальные магазины. Сегодня нужно проанализировать, почему они не выдержали испытание временем, почему их отменили. Сначала власти пускают пыль в глаза. Но со временем в такие магазины начинает поступать некачественный товар, и они перестают пользоваться спросом у населения. Лучше пересчитать стоимость потребительской корзины с учетом реалий дня.

Пётр СУХИНИН, директор Ассоциации содействия предпринимательской деятельности в Костанайской области:

- Необходимо определить, возможно даже по рейтингу, добросовестных производителей, поставщиков качественного товара в районах и городах. А в бюджете заложить дотационное финансирование для таких проектов, как социальные магазины. Тем самым предпринимателю будет интересно производить свою продукцию, его бизнес не пострадает. А в магазинах будет постоянно снижена цена на его продукцию.

Федор ФИЛИППОВ, аким Карабалыкского района:

- Прежде всего, нужно желание местных властей. При определенной постановке вопроса заработает любой магазин. Но открытие подобного магазина дело непростое ввиду сегодняшних рыночных условий. Прежде чем открыть такой в нашем поселке, мы провели подробный анализ семей, нуждающихся в помощи. Предварительно обсуждаются вопросы по поставке продуктов с местными товаропроизводителями.

Гауез НУРМУХАМБЕТОВ, аким Костаная:

- Подобные магазины должны быть везде, и не только магазины, но и рынки. В нашем городе эти магазины появятся в следующем году.

В первую очередь нужно такие магазины сначала открыть. Работать нужно без посредников. Сейчас подбираются помещения, чтобы можно было не оплачивать аренду. Нужно работать напрямую, чтобы допустить минимальную наценку или исключить ее совсем. Пока у нас 8 социальных зон по городу, на эти товары наценка допускается до 3%.

Багила БАЙМАГАМБЕТОВА, депутат Мажилиса Парламента:

- Это должен быть большой дотационный магазин. Потому что если сегодня, например, хлеб стоит во всех магазинах одинаково, то в социальном магазине дешевле он быть не может. Для его удешевления в социальном магазине местным властям необходимо сделать дотации товаропроизводителям. На то он и называется магазином для малоимущих, ветеранов, потому что цены в нем ниже рыночных. В этом магазине товары первой необходимости должны быть доступны для социально незащищенных слоев населения. Так же властям можно договориться с поставщиками, чтобы те в социальный магазин поставляли продукты питания по цене ниже, чем они их отпускают в торговую сеть.