«Надо выбираться. Альтернативы нет»

Евгений ШИБАРШИН

Что нужно для реформирования правоохранительных органов?

Убийство фигуриста Дениса Тена в Алматы вызвало небывалый общественный резонанс по всему Казахстану. Причина бурной реакции на трагедию не только в том, что погиб спортсмен мирового класса, каких в Казахстане можно по пальцам пересчитать, но и в сочетании обстоятельств, которые заставили в очередной раз сделать вывод, что государство не способно в полной мере защитить своих граждан. В качестве выхода некоторые гражданские активисты предлагают реформировать МВД. Это ведомство уже не раз испытывало на себе различные новации. Станет ли наша жизнь безопаснее от очередной модернизации?

Общественники предлагают убрать ограждение зданий ДВД / Фото Николая СОЛОВЬЕВА 

 Защищать себя самим?

В Костанае через несколько дней после алматинской трагедии зверски убили 18-летнюю девушку. Полицейских, которые после звонка свидетеля выехали на предполагаемое место преступления и ничего там не нашли, арестовали «за преступно халатное отношение к своим должностным обязанностям». Виновны они или нет, еще будут разбираться, но тут важен факт, что в полицейском ведомстве очень трепетно относятся к дискредитирующим проступкам своих подчиненных. Другое дело, достаточно ли этого, чтобы люди в погонах в полной мере выполняли функции, доверенные им государством?

Разбор полетов после убийства Дениса Тена показывает, что проблема более глубокая. Ее не решишь только снятием с должности начальника местного ДВД и главы МВД, как предложил общественный совет Алматы. Хотя почему бы обществу не «катить баллон» на полицейских, если подозреваемые в убийстве фигуриста не раз попадали в поле зрения правоохранителей, но отделывались лишь примирением с пострадавшими или штрафом? Не потому ли для них ударить человека ножом из-за автомобильного зеркала уже ничего не значило?

Вице-министр МВД Рашид ЖАКУПОВ, отвечая журналистам на претензии такого рода, заявил:

 - В Казахстане привлечение за неоднократные кражи позволяло применить в суде и на предварительном следствии процедуру примирения. Сама гуманизация уголовного законодательства направлена в отношении лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести. Она не допускается в отношении лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. Все решения в их отношении применялись строго в соответствии с законом.

В том же духе он оценил и действия своих подчиненных по поводу санкций к одному из подозреваемых, которого поймали на автомобильной краже в Астане, совершенной за неделю до убийства Дениса Тена.

- Что касается кражи 11 июля в Астане Кудайбергенова, было начато досудебное расследование по ускоренной процедуре - 15 дней, - сообщил вице-министр. - Мы меру пресечения не избирали в соответствии с действующим законодательством. Обязательство о явке не предполагает ограничение свободы действий, а лишь обязывает явиться в суд по вызову. Применение этой формы в данном случае позволило ему покинуть Астану.

После таких объяснений в соцсетях появились критические публикации по поводу гуманизации уголовного законодательства в Казахстане, которая, дескать, проводится только ради увода от наказания коррупционеров. А фактически - только повышает градус безнаказанности, от которой страдают законопослушные граждане. Отсюда вывод: если государство ведет себя таким образом, то гражданам ничего другого не остается, как защищать себя самим. Для этого у них должно быть право на ношение оружия. Хотя бы пневматического.

 Полиция оказалась крайней 

Правозащитник Евгений ЖОВТИС в интервью «НГ» отметил: полиция оказалась в фокусе общественного внимания из-за того, что резонансное убийство в Алматы стало спусковым крючком накопившегося в обществе недовольства отсутствием справедливости.

Евгений Жовтис: «Граждане иногда полиции боятся больше, чем преступников» / Фото Николая СОЛОВЬЕВА 

- В широком смысле этого слова, - уточнил Жовтис. - Это не только вопрос решений каких-то правоохранительных органов. У человека складывается впечатление, подтверждаемое повседневным практическим опытом, что государство несправедливо, государство не работает на него, не обеспечивает его безопасность, интересы, право, а работает на себя - на аппарат и элиту, находящуюся у власти. В этой ситуации получается, что человек выживает сам за себя. Потому что когда он обращается к государству, которое своим аппаратом принуждения обязано решать его проблемы, то проблема не решается или решается несправедливо, не в пользу человека.

Полиция оказалась крайней, потому что это ведомство - один из важных инструментов, с помощью которого государство должно защищать уважение к человеку, защищать его права.

- Граждане иногда полиции боятся больше, чем преступников, - продолжает правозащитник. - Потому что встречи с бандитами еще как-то можно избежать, а полиция ходит везде. И совершенно не представляешь, до чего они могут докопаться, а до чего нет. Граждане не защищены от их действий, которые идут под девизом «Мы - власть, а вы - непойманные правонарушители».

Но выход Евгений Жовтис видит в системных преобразованиях, а не только в реформировании МВД и смене его руководства. На его взгляд, отдача от модернизации системы правоохранительных органов будет только тогда, когда будет налажен реальный общественный контроль за их работой. Это возможно только с расширением полномочий Парламента, который должен превратиться из сугубо законодательного органа в действительного представителя интересов всего общества.

- Реформа МВД - это только начало, и этим уже сейчас нужно заниматься, - считает он. - Недавно создано общественное движение «За реформу МВД РК», мы сейчас на экспертном уровне готовим свои предложения, которые должны в сентябре передать властям.

Идей сейчас высказывается много. Начиная от структурных изменений в полицейском ведомстве и заканчивая предложениями о сокращении штатов, повышении зарплаты сотрудникам полиции и устранении заборов, которыми местные структуры МВД под предлогом собственной безопасности отгородились от населения.

Евгений Жовтис свои предложения о структурных изменениях в МВД упаковал в 4 темы: вопросы, связанные с организацией работы специализированных отделов и управлений, их взаимодействии и связи с населением, мотивационная составляющая, процедурные моменты и создание общественного контроля.

 В плену показателей

Обсуждать эти идеи, не зная специфики работы полицейского ведомства, невозможно. Но есть один момент, по которому даже непосвященный в особенности работы МВД может оценить, будет эффект от каких-то новшеств или нет. Речь идет об индикаторах, по которым оценивается работа правоохранителей. Казалось бы, чего проще: анализируй динамику преступлений и уровень их раскрываемости - все будет ясно.

Например, в Костанайской области в 2016 году зарегистрировали 20 677 преступлений, в 2017 году цифра уменьшилась до 17 731. Если сравнивать первое полугодие 2018 года с аналогичными периодами предшествующих двух лет, динамика тоже положительная: в 2016 году зарегистрировано 11 898 преступлений, в 2018-м - 8 378. Правда, с общей раскрываемостью тенденция обратная.

На мой вопрос, повлияли каким-то образом на эту динамику различные новации, которые вводились в МВД в последние годы, начальник штаба ДВД Костанайской области Мейрам КАЖКЕНОВ ответил, что официальная статистика не дает полной картины работы полиции. Да и на общественной оценке это сильно не сказывается.

- Допустим, раскрываемость повысилась с 80% до 90%, но остальные преступления не раскрыты, преступники не получили заслуженного наказания, значит, общество все равно останется не удовлетворено нашей работой, - сказал Кажкенов. - Хотя мы все это время старались улучшить свои показатели.

Система оценки эффективности работы правоохранительных органов сложилась еще в советское время, но, по мнению Кажкенова, тогдашняя власть решала другие задачи, да и факторы, воспроизводящие преступность, были несколько иные. Сейчас, например, многие ученые-правоведы высказывают мысль, что классификация уголовных преступлений по степени тяжести утратила всякий смысл. По этим признакам в одной куче оказались и некоторые правонарушения экономического характера, и преступления, связанные с насилием против личности. Классификация одна, а причины и субъекты этих преступлений - разные.

Полицию технически оснастили, осталось поднять моральный уровень / Фото пресс-службы ДВД 

Или другой пример - нужно ли сейчас оценивать деятельность полицейских по количеству зарегистрированных краж? Они занимают около половины всех зарегистрированных преступлений, но, в отличие от других видов правонарушений, пострадавшие нередко сами создают условия для их совершения.

- Если кража совершена, полиция в любом случае обязана найти преступников, но ведь пострадавший мог хранить деньги не дома, а в банке, для этого есть все условия, - отмечает Кажкенов.

Вместе с пересмотром индикаторов оценки деятельности полиции сейчас возможно изменить и документы, регламентирующие их работу. С точки зрения более четкого разделения прав и обязанностей сотрудников полиции и граждан. Эту идею, кстати, поддерживают и общественники. Правда, делая акцент на большей прозрачности документов, регулирующих деятельность правоохранителей.

Особая тема - кадры. Правозащитник Евгений Жовтис согласен с идей повышения оплаты труда полицейских за счет оптимизации численности. Но считает, что механически эта мера качество работы полиции не повысит, она лишь даст возможность для прихода туда интеллектуалов и настоящих профессионалов. Но здесь важнее моральные качества.

- Нужно, чтобы человек понимал, что хорошо, а что плохо, остальному его научат, - считает Жовтис. - Проблему загнали вглубь, деградация все эти годы происходила на наших глазах. Но надо выбираться. Альтернативы нет.

Мейрам Кажкенов тоже считает, что моральный фактор - один из решающих в отборе сотрудников в правоохранительные органы.

- Сейчас все переводится на деньги, это сказывается и на работе наших сотрудников, - признался начальник штаба ДВД. - Ведь полиция - часть общества, она приходит из общества, поэтому несет в себе все его проблемы.

Рисунок Алексея МАЦАРИНА

В первом полугодии 2018 года в Костанайской области зарегистрировали 44 убийства, за аналогичный период 2016 года - 31. Куда пойдет эта статистика, даже если реформировать МВД, сейчас никто не скажет. Причины преступности слишком сложны, чтобы устранять их только увольнением министра МВД или зачисткой всего полицейского корпуса. Нужно менять и само общество. А там власть по-прежнему экспериментирует. Причем не на «кошечках», как предлагал один из героев криминальной комедии Гайдая, а на человеке.

Нужно ли в целях самообороны разрешить ношение травматического оружия в Казахстане?

 Сымбат УКИН, доцент кафедры государства и права КГУ, кандидат юридических наук:

- Я бы такую возможность допустил. Но только не огнестрельного оружия, как это сделано в США, где есть поправка в Конституции, разрешающая гражданам его иметь для самообороны. Во что это сейчас выливается, мы знаем из сообщений СМИ. Конечно, для оправданного применения оружия нужна соответствующая правовая культура, поэтому будет правильно в таком случае правовыми актами, имеющими силу закона, установить определенный возраст, с какого травматическое оружие можно иметь. Возможно, это будет 21 год или даже старше. Прописать в законе и конкретные условия, при которых его можно применять, и меры уголовной ответственности в случае неправомерного использования. Но лучше бы, на мой взгляд, сами полицейские больше занимались не привлечением к ответственности за мелкие правонарушения, создавая видимость формирования нулевой терпимости, а все силы бросали на предупреждение и расследование убийств, грабежей и насилия.

 Сергей БОГАТЫРЕВ, президент ОФ «Ассоциация медиаторов Костанайской области», председатель филиала ОСДП:

- К этой идее отношусь категорически отрицательно. Менталитет нашего человека такой, что, имея в кармане пистолет, он внутри себя сразу же становится суперменом. Ему охота приключений, доказать свою значимость. К тому же такое оружие могут позволить себе только состоятельные люди, а они и без того с законом не дружат, считая себя выше закона. Если у них еще будет и пистолет, тогда вообще… Не поможет и прописывание в законе порядка приобретения и использования такого оружия. Сколько в независимом Казахстане уже принято суперзаконов, некоторые даже признаются лучшими, чем в Европе, но, когда дело доходит до их исполнения, оказывается, механизма для этого нет. Чтобы в стране был порядок, силовые структуры должны быть прозрачны для граждан: какой у них бюджет, на что они тратят деньги. Почему, например, полиция бюджетные деньги тратит на закупку скоростемеров, хотя их лучше направить на обновление или ремонт светофоров? Кто об этом спросил людей? Вообще, складывается впечатление, что они работают больше на пополнение бюджета за счет штрафов, а  не на поддержание правопорядка. При таком подходе, сколько им зарплату не повышай, ничего меняться не будет.

 Гульмира КАПЕНОВА, депутат областного маслихата:

- Наше общество не созрело для использования оружия в целях самообороны. Такой подход откроет доступ к оружию, в том числе и тем, от кого гражданам придется обороняться. Если мы говорим, что полиция сегодня не обеспечивает охрану, то что произойдет, когда потенциальные преступники будут вооружены на законном основании? Лучше использовать опыт самообороны других стран. Например, в той же Америке, где и оружие разрешено, и полиция работает более эффективно, люди сами создают систему оповещения об опасности, они знают друг о друге и в случае появления незнакомого человека предупреждают. Там многие вопросы правопорядка решает не полиция, а частные структуры, где работают люди по найму. Такие права им предоставлены законодательно. Они работают совместно с местными властями и населением. Во время визита в США мы присутствовали на собрании, где жители обсуждали с местной полицией меры борьбы с автоворами, которые повадились в этот микрорайон.

 Лилия САРКИСЯН, профессор КГУ, кандидат психологических наук:

- Убийство Дениса Тена я переживала как личное горе. Но считаю, что это несчастный случай. На каждого из нас могут налететь подонки. Это ведь недочеловеки. Но отвечать на зло злом - это множить зло. Если мы каждому дадим оружие, то у нас таких случаев будет в миллион раз больше. Если уж брать пример с Америки, то в том, что они при трепетном отношении к неприкосновенности личности, после всех этих побоищ в школах сейчас призывают разоружаться. Нужно учиться у Финляндии, где с оступившимися так работают, что после освобождения они становятся нормальными людьми. А если бы их ранили во время совершения преступления?