Когда бренды больше не в тренде

Ольга ЛИХОГРАЙ

Почему в Костанае притормозили производство внедорожников SsangYong Nomad 

Линия по производству Nomad, в которую вложили миллионы, будет модернизироваться до 2018 года

За 7 лет реализации государственной программы индустриально-инновационного развития в Костанае заработали 27 проектов. Общий объем инвестиций - около 69 млрд тенге, удалось создать более 2 000 новых постоянных рабочих мест. Радужную статистику подпортили всего два проекта, попавшие в число проблемных. С одной стороны, две проблемы на фоне 27 успешных бизнес-начинаний с общего курса на инновации и индустриализацию вроде бы сбить не могут. С другой - оба проекта настолько знаковые и распиаренные властью далеко за пределами Костаная, что их срыв серьезно бьет по имиджу всей госпрограммы. 

Nomad, похоже, нам не брат

В число самых проблемных в этом году вошли проекты по выпуску автомобилей SsangYong модели Nomad на площадках ТОО «СарыаркаАвтоПром» и по производству подсолнечного масла на новом, четвертом по счету, заводе Костаная (ТОО «Маслозавод Костаная»). О том, что с марта 2017 года Nomad не сходят с конвейера, а масло не производится на аппаратном совещании сообщил руководитель отдела предпринимательства и промышленности Костаная Талгат ШОКАНОВ.

- У автомобилей SsangYong модели Nomad, которые производят на ТОО «СарыаркаАвтоПром», проблемы со сбытом, - доложил руководитель отдела. - Производство пока приостановлено. У ТОО «Маслозавод Костаная» проблемы с возвратом заемных средств, которые были взяты в банке для финансирования производства. Сейчас имущество завода арестовано, идут судебные разбирательства. 

- Эти проекты нужно держать на жестком контроле, - отреагировал аким Костаная Базыл ЖАКУПОВ. - Столько государственных денег потратили на них, а результата пока нет.

Конкретные цифры бюджетных вливаний не озвучили. Но, судя по стоимости самих инвестпроектов (выпуск Nomad обошелся в 13 млрд 657 млн тенге, производство подсолнечного масла - 120 млн тенге), помощь государства была приличной. Оба проекта задумывались в 2012 году, а уже в 2013 вошли в Карту индустриализации области, предприятия начали реализацию продукции. Похоже, уже тогда проекты чаще рекламировались, чем занимались выпуском заявленных объемов.

Nomad был назван первым стопроцентно казахстанским внедорожником, он собирался методом мелкоузловой сборки со сваркой и окраской кузова в Костанае. Мощность линии позволяла выпускать 25 000 автомобилей в год при работе в одну смену. Большинство первых казахстанских внедорожников должно было уйти на экспорт в страны СНГ, но как-то не сложилось.

- В августе 2012 года подписан договор финансового лизинга с компанией «БРК-лизинг» на сумму $61,9 млн для приобретения технологического оборудования, - уверял тогда директор ТОО «СарыаркаАвтоПром» Рашид БАЙБУЛАТОВ. - С 2014 года основная часть Nomad пойдет на экспорт в страны СНГ. В рамках этого проекта планируется создать более 500 новых рабочих мест.

- Мы проанализировали заявленные объемы производства и реальные, - уточнил «НГ» на этой неделе Талгат Шоканов. - В 2015 году выпустили 300, в 2016-м - 97 автомобилей, с начала 2017-го - всего 4 при мощности линии в 25 000 единиц в год. С марта этого года производство прекратилось. Все это говорит о больших проблемах.

Почему первый казахстанский бренд нынче не в тренде, в пресс-службе АО AllurGroup, в которое входит ТОО «СарыаркаАвтоПром», пояснить не смогли. И даже не назвали общее число Nomad, сошедших с конвейера с начала сборки. Суть ответа свелась к тому, что проект считается действующим, но внедорожники временно не выпускаются, потому что идет модернизации линии.

- Корейский партнер работает над обновлением модели, в том числе вида кузова, комплектующих, - сообщили в АО AllurGroup. - По завершении этой процедуры возникает необходимость изменения технологической оснастки на линии сварки, а также изменения ложементов на линии покраски. По предварительным подсчетам, завершить наладочные процессы получится только в первом квартале 2018 года. Наряду с производством SsangYong Nomad в числе приоритетных и запланированных событий для завода находится запуск проекта по мелкоузловому производству автомобилей JAC S3.

Похоже, перед запуском первых казахстанских внедорожников никто всерьез не изучил спрос на него, в итоге «покупатель проголосовал деньгами». 

«Как по маслу» не пошло

С пометкой «первый в Костанае» (имелось в виду «созданный по новой технологии») открывался в 2013 году и завод по производству подсолнечного масла мощностью 3 680 тонн в год. Молдавское оборудование на ТОО «Маслозавод Костаная» было установлено еще в 2012-м и сразу получило свою долю пиара.
- Секрет в топочном устройстве, - рассказывал тогда директор кишиневской компании ООО «Продтехмаш» Сергей ФОРТУНА. - Как правило, в жмыхе остается 20% масла, при нашем оборудовании - только 6%. Завод уже сейчас может перерабатывать семена горчицы и рапса. При небольшой модернизации он также сможет получать масло из сои. В планах - поставить оборудование для дезодорации масла. Оно хранится 18-20 месяцев, то есть в два раза дольше рафинированного, и применяется в производстве маргарина и майонеза.

Аким области стандартно советовал «давать качество». В итоге ни качества, ни количества. На полную мощность предприятие не вышло, молдавское оборудование почти сразу дало сбой, на ремонт требовались время и деньги, поэтому заводу пришлось открыть кредитную линию под залог здания.

Сейчас его за невыполнение обязательств по кредиту пытается отсудить банк, а оборудование вернуло себе АО «СПК «Тобол», которое вложило средства в его покупку. В СПК заверили, что оборудование действующее, качественное, поиск инвестора продолжается, поэтому проект вполне можно реанимировать.

Проект - возможно, а вот доверие к государственной программе, на которую выделяются бешеные деньги, - вряд ли. Похоже, что самым казахстанским во всех имиджевых проектах власти оказываются только деньги. А отчеты о том, куда и на что их потратили, давно не в тренде.