«Отличник культурного шефства...»

Мария МОСТОВАЯ, Мария КАЛИНИНА

Заведующая клубом выращивала много цветов: их дарили со сцены, в полях, на фермах, в музее 

50 лет назад в джетыгаринском поселке Львовка появился новый клуб. Он же стал пристанищем для музея, открытого, чтобы сохранить память о Львовском восстании. Если бы не заведующая клубом Мария ПОЛУЛЯХ, то память эта даже до нас бы не дошла. Беда только, что такие работники культуры сегодня - исчезающая натура.

Когда и склад - клуб

Мария Федоровна Полулях. 1970 г.

Можно ли, заведуя всего лишь сельским клубом, не имея специального образования, не ожидая государственных финансовых вливаний, работу поставить так, чтобы тебе присудили звание «Заслуженный работник культуры Казахской ССР»? Мария Федоровна Полулях, ныне пенсионерка, жительница Житикары, этого достигла за 18 лет работы в 1971 году. А всего в сфере культуры она трудилась почти четыре десятилетия. 

Начало сельского оркестра, вторая справа - Маня Ливеньдюк. 1953 г.

Все началось с того, что Мане Ливеньдюк, рабочей молокозавода, где она таскала огромные фляги, продавала мороженое и активно участвовала в художественной самодеятельности, Джетыгаринский райком комсомола предложил заведовать клубом в поселке Львовка, отделении колхоза. Причем клуба как такового не было, его роль играл склад, приспособленный молодежью для танцев. Веселились под патефон, пели хором и соло под гармошку, балалайки и гитары. Но позже Маня сама научилась играть на аккордеоне.

 

Джетыгаринские работники культуры в Камышнинском районе по обмену опытом. 1960 г.

Трудности не пугали юную заведующую. Она многое пережила в свои 18 лет. Вернулся с войны тяжело раненный отец и через 20 дней умер. Старший брат погиб на фронте. Ушли из жизни два брата и сестренка. После 8-го класса Маня пошла работать, доучиваться в школе пришлось потом…

С началом целины жизнь во Львовке оживилась. Прибывающая молодежь пахала, строила, работала на фермах и нуждалась в хорошем отдыхе. Склад облагородили - появились стенды, развели много цветов, раздобыли стулья, оборудовали сцену. Маша создала совет клуба, закрепили ответственных за вокальные и танцевальные группы, за постановку интермедий, за работу хора, в котором насчитывалось более 20 человек.

Почти каждый день в клубе проводились мероприятия - репетиции кружков, бесплатные танцы, концерты. За 20 копеек можно было посмотреть фильм. Из райцентра приглашали лекторов, организовывали зрительские конференции.

Букеты от заведующей

Кроме клубных мероприятий, стали проводить и массовые, обращенные к людям труда. В начале посевной - праздник первой борозды. Почти всем селом нарядными выходили в ближнее поле, новичков торжественно посвящали в хлеборобы, они сдавали своеобразный экзамен - проводили свои первые борозды.

В течение всего полевого сезона выпускались стенгазеты, «молнии», боевые листки о делах тех, кто был в поле. В ходе уборки агитбригада поздравляла лучших механизаторов прямо у комбайнов. Обязательно вручали живые цветы. Их Мария выращивала на своем огороде разные - от первых тюльпанов до осенних хризантем. Выращивала много, чтобы каждый раз было что срезать и подарить.

А осенью - обязательно праздник урожая, который проходил уже в клубе. Там поощряли участников жатвы, давали концерт по заявкам механизаторов.

Все могла и умела

При клубе действовал детский сектор - песни, танцы, декламация, кукольный театр.

 

Участники детского сектора приветствуют тружеников хозяйства

 - Мы привлекали ребят уже из начальных классов, - говорит Мария Федоровна, - а для сказок и из детского садика. Это был наш будущий актив.

Детей тоже приобщали к заботам взрослых. Они плели венки из колосьев пшеницы, чтобы потом подарить их комбайнерам, разносили поздравления семьям участников жатвы. И еще собирали материалы по истории села.

Когда в 1967 году заведующей вручили ключи от нового клуба, радости у молодежи не было предела. Директор Львовской опытной станции Иван Евлахов нашел средства на музыкальные инструменты, костюмы для артистов, современное оборудование. Так как в районных и областных смотрах львовцы занимали призовые места, управление культуры области тоже помогало. Все это было стимулом для работы. Организовывали модные в те годы «голубые огоньки», проводили дни учителя, животновода, чествовали участников войны, вдов, многодетных матерей.

Заведующая не раз ездила в Алма-Ату на профильные семинары, постигала новое, запасалась литературой, нужными адресами. В клубе часто сама была и сценаристом, и методистом, и исполнителем - хорошо пела. 

- Бывало, отведу концерт, сяду за кулисами, и нет сил подняться, - вспоминает она.

Множество дипломов, похвальных грамот хранит Мария Федоровна. Избирали ее депутатом районного и областного Советов народных депутатов, секретарем цеховой парторганизации.

Кто же, если не я

Среди медалей (за освоение целинных земель, к столетию - «Ветеран труда») у нее есть и один особый знак - «Отличник культурного шефства над Вооруженными силами СССР», присланный из Москвы.

Ежегодно в селе проводились торжественные проводы солдат в армию, а также встречи демобилизованных. И когда ребята служили, земляки постоянно поддерживали с ними связь. Уделялось много внимания и военным, которые приезжали на уборку урожая.

А еще Мария Федоровна на общественных началах заведовала музеем о восстании, которое в 20-е годы произошло во Львовке. Сначала музей помещался в бывшем штабе повстанцев, потом его перевели в клуб. Заведующая сама оформляла экспонаты, за опытом выезжала в разные города. Она разыскивала и вела переписку с родственниками тех, кто участвовал в восстании. Приезжали жители из Ленинграда, Челябинска и других мест и были благодарны за память об их близких. Вы можете представить, чтобы сегодня в селах кто-то все это делал за одну скромную зарплату. Какую душу надо иметь, какую непоказную любовь к свой работе и какое гражданское сознание.

- Всю эту многогранную работу одной мне даже с места было не сдвинуть, - говорит Мария Федоровна. - Помогали молодые активисты, да и все жители. Особенно сестры Галя и Люда Чистехины, Света Заикина, Валя Оверченко, Таня Петренко и другие, а также директор школы Николай Волошин, педагог Майя Мордовская.

Но есть прописная истина: чтобы где-то что-то состоялось, причем вовремя и интересное, нужен хороший организатор.

В 1981 году Марию Федоровну назначили уже директором районного Дома культуры имени Артема. Там она успешно проработала 13 лет, ей была назначена персональная пенсия местного значения. Более шестидесяти лет назад она вышла замуж за местного парня, механизатора Владимира Петровича Полуляха, такого же ответственного, безотказного в работе, как и она, за сорок лет труда. Сегодня ее как наставника с благодарностью вспоминают многие. 

Немного истории

О чем рассказывала посетителям музея Львовского восстания Мария Полулях, которая еще и прекрасным экскурсоводом была?

Львовка - единственное в районе село с революционным прошлым. Царские ссыльные и вернувшиеся с германской войны местные солдаты вели большевистскую пропаганду. В октябре 1918 года адмирал Колчак, окопавшись в Сибири, объявил себя правителем России и начал принудительный призыв в армию. Прошли жестокие облавы. В феврале 1919 года - вторая мобилизация. Львовцы создали отряд, командиром которого стал Иван Мешков, комиссаром Федор Царенко. Поначалу в нем было 50 человек, потом влились 40 денисовцев, потянулись люди и из других сел и аулов. Создали три взвода. В марте 1919 года генерал Дутов послал во Львовку карательный отряд в 300 казаков, он жестоко расправился с безоружными крестьянами. Несколько человек были сразу убиты, командиру взвода Марку Дзюбе выкололи глаза, вспороли живот, десять денисовцев со скалы бросили в Тобол. Около 80 повстанцев и заложников погнали в Бреды, по пути в казачьих станицах над ними безнаказанно издевались. После суда в Троицке 11 человек, в том числе Мешков и Царенко, были казнены, 39 оправданы, остальных отправили в Сибирь, в Александровский централ на 12-20 лет каторги. В Иркутске львовцы участвовали в восстании узников, при этом семеро погибли. Домой вернулись 17 человек.

В честь 48-й годовщины восстания во Львовке был установлен памятный обелиск и открыт музей. До смены в СССР общественного строя отношение к революционным событиям было только патриотичным, вера предков в социальную справедливость, их самопожертвование вызывали уважение.

Фото из личного архива Марии ПОЛУЛЯХ