КлиЕНТ созрел

Галина КАТКОВА

Последние три года реформ, которые, не переставая, идут в казахстанском образовании, добавили в курс средних школ новый предмет. Он только что в расписании уроков не стоит. Однако на него учителям и ученикам приходится тратить все больше времени. А родителям - денег. Называется наука «Курс подготовки к Единому национальному тестированию». Сегодня, судя по атмосфере в школах, она - самая главная.

 

Область в едином порыве

Эту атмосферу отлично иллюстрирует календарь в костанайском образовательном центре «Достык» - на стенде висит листок с надписью «До ЕНТ осталось 120 дней». Сейчас уже меньше. С таким напряжением обычно считают дни до дембеля и выборов. Кампания, которая сейчас идёт в области по своему мобилизующему накалу, не слабее. Наше среднее образование решило доказать, что не ему стоять в хвосте республиканской «турнирной таблицы» по ЕНТ.

Напомним, что из итогового тестирования выпускников в 2006-м году костанайцы вышли с результатом 59,7 балла при среднереспубликанском показателе 63,3. 14-е место из 16-ти возможных было воспринято руководством области как скандал и повод принимать решительные меры. Тем более что и предыдущим итогом не было повода гордиться - 56,6 балла в 2005-м году, тогда наш номер был 13-й.

На деле, и в самом объективном способе оценки качества знаний, под которым сегодня подразумевается ЕНТ, есть возможность вполне легитимно скорректировать Его Величество Средний Балл. Например, технично снизив количество участвующих в тестировании. В нашей области оно, кстати, все три года было высоким - за 80% от числа всех 11-классников. В других регионах, которые сегодня выглядят лучше нас, этот процент бывал и около 60-ти. Отсекаются от участия в тестировании, естественно, самые слабые. Им просто советуют собрать свои «тройки» в котомку и нести их в какую-нибудь профтехшколу.

Но это так - кулаками после драки. Тем более что и область наша избрала самый верный способ переломить ситуацию: подготовиться и сдать в 2007-м году ЕНТ гораздо лучше, чем прежде.

Решения - в жизнь

Школы бегут подготовительный марафон. Как стартанули первыми общешкольными собраниями, на которых родителей ошарашили количеством пробных тестирований для выпускников, так и не останавливаются. По плану департамента образования, такие тестирования должны проходить практически еженедельно. Кстати, сначала говорили о цифре 50, потом 40. Это при 34-х учебных неделях в году. Но жизнь всё расставила по местам, хотя и того, что осталось, мало не покажется. В Мендыкаринском районе, например, есть школы, где проведено уже по 24 тестирования, в Денисовском - от 16-ти до 18-ти, в Костанае - примерно по столько же. Результат есть?

- Подготовительная работы в школах постоянно анализируется. Мы подвели итоги в феврале. Достигли такого уровня, как за весь прошлый учебный год. А у нас впереди ещё три месяца, - сказала заместитель директора департамента образования Кульсун ТУЯКОВА.

Собственно тест - это проверочная работа. Проверяется не просто качество знаний, а именно качество подготовки к ЕНТ, умение в технике осмысленного закрашивания кружочков показать, чему школяра научили. Другого языка ему не дано.

Зато дано несколько вариантов подготовки.

Подавляющее большинство учеников ходят на дополнительные занятия прямо в школе. В областном центре, например, по два часа дважды в неделю - почти общепринятый стандарт. Нередко он дополняется занятиями с репетиторами, которые сегодня в ассортименте своих услуг предлагают и «подготовку к ЕНТ».

Есть альтернатива тому и другому - в городах работают платные образовательные центры. В Лисаковске - на базе местного факультета дистанционного обучения, в Костанае - центр «Достык». Практически это школа после школы. Преподают, как сообщили по телефону, лучшие педагоги школ и вузов. Ну, есть имена, действительно. Занятия групповые, индивидуальные консультации не исключены. Можно заниматься по одному предмету, можно брать сразу блок. Вас записывают в класс, ходите по расписанию. Математика, например, трижды в неделю по 2 часа, история Казахстана дважды по 2 часа. Легко понять, что если вашему выпускнику нужна поддержка по всем предметам ЕНТ, заниматься придётся ежедневно. Плюс та же система постоянного тестирования. Пропускать очень не советуют.

Само собой, почти на всех этапах подготовки родители платят. Репетитору, образовательному центру, и в некоторых школах за дополнительные услуги.

Кстати, на этапе приближения тестирования денежный вопрос родители не обостряют. Как клиЕНТы мы вполне созрели, забыв, что речь идёт всё-таки о государственной программе среднего образования. Даже в азарт вошли. Вот «нарезочка» из нескольких фактов. Сегодня в костанайских книжных магазинах подчистую раскуплены недешёвые сборники тестов. В образовательном центре занимаются не только выпускники этого года, но и 10-классники. Из Мендыкаринского района на каникулах состоятельные родители возят детей в Костанай - чтобы занимались с репетитором английским. А те же репетиторы, когда узнаёшь условия занятий, с непередаваемой интонацией рекомендуют поспешить - «Иначе в апреле такой наплыв будет».

Что такое хорошо и что такое плохо?

Денежный вопрос, который в сфере образования суверенного Казахстана нас всех изрядно испортил, - не единственный принципиальный. Второй - «А жить нашим детям когда?» Когда углубляться в предметы, которые выпускнику важнее других для выбранной специальности, если углубляться надо во всё, чему учат. Это ведь в нынешнем году сдается 4 предмета, а на следующий будет 7.

Технология же ЕНТ сегодня требует даже не точных знаний, а «точечных». Хоть расстреляйте, не понимаю, зачем выпускнику, пусть и гуманитарного класса, знать, сколько книг - 21 или 22 - включала зороастрийская «Авеста», что такое оксюморон и чем анапест отличается от амфибрахия. Это при том, что на тему «Стихосложение» в курсе русской литературы отводится один-единственный час.

Может, в этом все дело - в программе, на основании которой верстаются тесты? Она безбрежна. По крайней мере, с введением такой революционной вещи, как тотальный тестовый контроль, она не претерпела кардинальных изменений. (Перетасовка тем, насыщение национальной компонентой только всё усложнили. Отражение этого - невысокое качество большинства казахстанских учебников). Сейчас же все внимание - совершенствованию самих вопросников, процедуры ЕНТ. В Лисаковске, например, к подготовке учащихся привлекают психологов, там же нашёлся преподаватель химии, который разработал «методику вычисления» правильного варианта ответа... Большая часть изысканий здесь. А как быть с устоявшимся типом взаимоотношений в школе? Ну, хотя бы когда детям позволяют постоянно исправлять отметки, пересдавать темы, когда отличник каждую свою пятёрку получает со второй попытки. Вчера, когда по положению об экзаменах в аттестат ставилась оценка с учётом годовой, это имело смысл. Сегодня - нет.

- Да, и тесты должны совершенствоваться, хотя нареканий к ним сейчас гораздо меньше, чем раньше, - говорит заведующий лисаковским отделом образования Олег МАРФИН, - и алгоритм преподавания должен меняться. Главное, надо принять, что тесты - это мировая практика. Я недавно вернулся с курсов госслужащих, по итогам - тестировался. Вся современная жизнь на этом строится. В конце концов, и о явных плюсах не надо забывать. Помните, как мы сдавали выпускные и вступительные экзамены? Месяц, а то и больше нервотрёпки.

Помним. И про взятки на вступительных экзаменах, и про той же цены подарки накануне выпускных. Помним, как советское школьное «золото» обесценивалось на глазах. Понимаем, что тесты, как форма внешнего контроля за качеством образования, - это попытка объективного подхода. Но факт остаётся фактом: пока эта попытка нам дорого обходится и, как ни странно, меньше всего ассоциируется именно с качеством знаний наших детей.

 

 

Кто заказал тестирование?

Лисаковчанка Лариса ЛЕВЧЕНКО написала в «НГ», чтобы высказать точку зрения родителей и детей на самые горячие вопросы о ЕНТ.

Начнём с технологии. В тех странах, откуда пришло к нам тестирование, его результат - закрытая информация. У нас всё публично, да ещё зачастую с некорректными комментариями.

За 3 часа ответить на 120 вопросов по четырём предметам сложно и психологически, и физиологически. Когда тебя в течение года подвергают психологическому прессингу, напичкивают информацией и постоянно твердят «баллы-баллы», удержать уровень волнения в норме очень трудно. А если ещё учесть то, что есть люди с визуальным типом восприятия - для них такая форма проверки знаний является самой лучшей. Но есть еще аудиалы и кинестетики, им тестовый контроль не подходит, а выбора нет. У нас уравниловка.

Везде ли она? На школьном собрании нам совершенно открыто рассказали, каким способом на юге Казахстана зарабатываются высокие баллы по ЕНТ. О том, например, что ключи к тестам покупаются, во время тестирования перезваниваются по мобильникам. А чтобы не портить показатели тестирования, неуспевающих просто-напросто к нему не допускают.

Как сейчас учат? С введением ЕНТ постановка задачи «учить» автоматически снимается. Задача учителя - натаскать учащихся на поиск правильных ответов. На детей обрушивается колоссальный поток информации, причём, нужной и ненужной, для получения знаний ни времени, ни места не остаётся.

Ещё Кант говорил, что главное - научить человека не мыслям, а мыслить. Любой тест приводит к схематизации знаний. Большое количество вопросов и небольшое количество времени для ответа развивает умение отвечать по принципу «верно - неверно». Тестирование не способствует умению логически развивать мысль и доказывать её, не даёт возможности осваивать культуру речи. Оно способно вообще разучить человека говорить.

Что делать? ЕНТ не должно быть единственной формой итогового экзамена, позволяющего детям поступать в вузы РК.

Глобальные реформы системы образования - введение ЕНТ, а со следующего года профильного обучения - объясняют тем, что школа должна выполнять социальный заказ общества. Получается, что образовательные услуги имеют своего заказчика? Но кто этот заказчик? Родители? Нет и ещё раз нет. Мы не заказывали ЕНТ. Это не проверка знаний. Это фикция, состоящая из большого процента вероятностей и случайностей и способная запросто перечеркнуть результат 11-летней работы и ученика, и учителя.

Учителя? Они, как практики, первыми видят всю порочность предложенной системы.

Так кто заказчик? Быть может, отсутствие ответа на этот вопрос означает, что мы - родители и учителя - пассивны в гражданском смысле, не можем защитить и отстоять интересы наших детей?