Костанай. Глобальное потопление

Ул. Пушкина больше напоминает грязный канал

Ольга ЛИХОГРАЙ

Мокрое дело костанайских ливневок  опасно для нашего с вами здоровья

Погода - как на заказ. Сухая, теплая. А Костанай снова по колено в воде и грязи. И если в центре оранжевые жилеты заменяют собой нормально сконструированные тротуары и стоки, то окраины генерируют грязь с упорством, достойным лучшего применения. А что сделаешь? Весна - время тонуть.

Деньги в канализацию

В Костанае около сотни пропускных труб, лотков, решеток и приемных колодцев для отвода паводковых, дождевых и талых вод. Все они локальны и безсистемно разбросаны по городу.

- Это частичные водосборные каналы с отводом в бытовую канализацию, - говорит директор ДГП «Костанайгосэкспертиза» Вячеслав КОЗАК. - Воду с проезжей части собираем и сбрасываем в канализацию. Это очень плохо. Насосы «Костанай-Су» работают на износ, потому что вода в них поступает с песком. Ее мешать с бытовыми стоками нельзя, нужны локальные очистительные сооружения. Лога, выполняющие в какой-то мере роль естественной, природной ливневки, мы потеряли давно: загадили, а теперь и застроили.

Сбрасывать дождевую и талую воду в канализационные люки запрещено. Но у нас не только это делается повсеместно, но на эти цели, как на благое дело, тратятся бюджетные деньги. В графе услуг ЖКХ так и прописано: «Перекачивание и очистка дождевых вод с кварталов города, попадающих через колодцы в сеть бытовой канализации». В прошлом году на эти работы было выделено 20 млн тенге. В этом году 9 млн тенге, но будут добавлять еще.

- Многие жители используют партизанские методы: самовольно открывают колодцы, чтобы убрать застоявшуюся на улицах воду, - рассказывает директор ГКП «Костанай-Су» Игорь КИСЕЛЕВ. - Это недопустимо, вода засоряет систему. Но нам приходится принимать эту воду. Вся беда в том, что в городе нет ливневок, которые бы выполняли свои функции.

Если уж вода проходит через люки, то на них должны устанавливаться пескоуловители. Иначе влага приносит только вред. Канализационные сети именно из-за талых и дождевых вод зарастают илом на две трети.

- С конца марта мы начали делать откачку из люков с помощью канализационных насосных станций, - говорит Киселев. -  Все 9 работали на пределе. Естественно, они быстрее изнашиваются и на их ремонт нужны деньги. Мы согласны не получать этих миллионов для откачки воды, только бы вода не попадала к нам в люки.

Своими глазами

30 марта мы объехали центральные и окраинные улицы Костаная и обнаружили множество открытых люков, в которые вода стекала целыми ручьями. При этом мы не нашли практически ни одной улицы с более-менее приличной ливневкой. Даже там, где в асфальте были специальные железные решетки для пропуска воды, они не функционировали. По пр. Аль-Фараби недалеко от БТА-банка вода скопилась прямо в проулке, через который постоянно идут люди и ездят машины. Зато чуть выше уровня лужи, как насмешка, торчит решетка, предназначенная для стока воды. Так же выглядит слив на Тарана, рядом с магазином «Тысяча мелочей».

Баймагамбетова утопала в грязной воде от ул. Красноармейской до Комарова. Машины напоминали плывущие катера. На перекрестке улиц Карбышева-Гвардейской, рядом с офисом «Костанайгаза», образовалась огромных размеров лужа. В центре ее торчит огромная ветка. Очевидно, кто-то обозначил либо затопленный люк, либо яму. Проверять, что именно под водой, мы не решились.

Залита улица в 8 мкр, чуть выше которой (ну почему, почему?) - арык для приема воды. А еще выше школа №16, к которой детям лучше пробираться в болотных сапогах. Самая ближняя к реке Тобол ул. Ворошилова просто  представляет собой реку, по которой, осторожно пофыркивая, плыли  машины.

- Сюда вода стекает со всех улиц Костаная, - говорит водитель Владимир ЩЕРБАКОВ, - а ливневок на ней отродясь не было.

На углу Аль-Фараби-Чехова канава для стока также выше уровня скапливающейся воды. Улицы Дзержинского и Майлина впору называть сплошными грязевыми потоками,  из-под которых асфальт просто не проглядывает. Под Майлина пропускную систему разрушили давно, под Дзержинского ее никогда не было.

История спорного вопроса

- Создание ливневой канализации рассматривали на градостроительном совете еще в 1973 г., - вспоминает заместитель директора ГКП «Костанай-Су» Александр МИНАЕВ. - Планировалась трассировка от автовокзала до ул. Гоголя с выходом в лог. Здесь бы осуществлялся сбор ливнестоков в центральный коллектор. Даже получили задание на проектирование, была готова документация. Стоило это около 1 млрд советских рублей. Сюда входили очистка поймы Тобола  в районе Колесных рядов, строительство очистительных сооружений, отстойников. Но потом сказали, что денег нет.

Уже в бытность акимом области Умирзака Шукеева вопрос о ливневке прислал ему по электронной почте  эмоциональный костанаец. Сколько же можно, писал он, барахтаться в грязи! Так жить нельзя. Разбирая почту, Шукеев задержался на распечатке глазами... и со словами: «Ну это спорный вопрос», - отложил письмо в сторонку. Денег, видимо, не было и тогда.

За 35 с лишним лет деньги так и не появились. И живем мы, как говорит Минаев, от дождя до дождя.  Гагаринский путепровод топит каждый год, потому что нет ливнестока. Решили дело поправить - закопали две трубы диаметром  800 мм, которые без конца забиваются. Путепровод на Уральской свели в лог, труба на 800 мм также забивается.

- Обидно, что даже в новых микрорайонах 7-8-9 ничего не выстроили, - говорит Минаев. - Сделали канаву, которая регулярно зарастает, но не работает, а чтоб детям в школу попасть, нужно всю грязь перегрести. Даже на тех улицах, которые недавно капитально делали, ливневки не учли.  На Баймагамбетова от Победы до Дощанова водопровод  переложили, а про ливневую канализацию никто не вспомнил. На участке от Баймагамбетова до Чернышевского и водовод не поменяли. Мы все равно придем к тому, чтобы соорудить единую систему ливневок, сколько бы это ни стоило. Всю жизнь нельзя прожить на болоте.

Тратим каждый год

Строительство системы и впрямь сопряжено с большими затратами. Сначала делается топосъемка, определяются пониженные точки, куда можно собрать воду.  Чего ж раньше не определяли?

- Возможно,  где-то промахнулись с уклонами дорог, - объясняет Козак. - Дороги проектируются с определенным профилем - поперечным и продольным. При продольном по оси дороги создается как бы линия горизонта, ей придается уклон - 5 мм на 1 метр, чтобы вода не стояла. Поперечный - это двускатный профиль вправо и влево, чтобы с центра согнать воду на края. Эти профили нужно очень внимательно и аккуратно комбинировать.

Директор архитектурного ателье «Дом» Александр БАЙТУРИН, который запроектировал небольшой коттеджный поселок на 500 жителей, стоки учел. Говорит, даже на отвод воды от такого поселка  поверхностно через очистные сооружения нужно около 50-60 млн тенге.

Сколько это будет стоить Костанаю, никто никогда не просчитывал, зато все в один голос твердят: очень дорого. Настолько, что даже тот факт, что в новом генплане система ливневой канализации предусмотрена, не дает гарантий, что она появится.

- Ливневая канализация запланирована по всему городу, - сообщил «НГ» Нурбек АУЖАНОВ, директор ТОО «Грандкомплекс», фирмы, разрабатывающей генплан Костаная. - Мы предусмотрели, это положено по инструкции, как  будет это исполняться, зависит от властей и финансов. Хотя инженерные сети должны делать в первую очередь. В Костанае нормальный рельеф, есть уклон, чтобы все стекало в реку. Сделать систему не так сложно.

Большой вопрос, дешевле ли в конечном итоге  каждый год выделять бюджетные деньги на содержание и текущий ремонт ливневок, на откачку воды из канализационных люков, на латание внутригородских дорог, буквально разваливающихся под воздействием водно-грязевой стихии. К примеру, сумма на содержание существующих (и практически неработающих) ливневок из года в год увеличивается. В 2007 - 7 млн тенге, в 2008 - 15 млн тенге, на февраль-май 2009 - уже  сегодня 8 млн тенге, летне-осенний период будет оплачиваться отдельно. Оцените формулировку в графе «услуги», на которые тратятся бюджетные деньги - «Обеспечение беспрепятственного пропуска талых и дождевых вод через городские системы ливневой канализации». На деле же вода без всяких препятствий топит костанайские улицы.

Против правил и здоровья

-  По градостроительным СНиПам городу положена закрытая ливневая канализация под дорогами, состоящая из труб под уклоном, - рассказала Татьяна РОМАНЕЦ, главный инженер проектно-градостроительной фирмы «Урбостиль», проектирующей инженерные сети для Костаная. - Должны быть дождеприемные колодцы, насосные станции,  перекачивающие воду за пределы городской застройки, специальные очистные сооружения. Если скапливается вода и не имеет выхода - это нарушение. Это ухудшает санитарно-гигиенические условия проживания населения. Ваша городская администрация должна заложить деньги в бюджете на строительство ливневой канализации.

Строить ливневую канализацию можно постепенно, участками, считает Романец. Сначала сделать сбросной коллектор, потом подсоединять участки улиц к нему. Соответственно и деньги можно выделять частями из года в год. Во многих городах так и делается - в Уральске, Актюбинске, Астане. Но чтобы вообще ничего не делалось - это нонсенс.

- Должны подключиться санитарные врачи, вплоть до штрафов коммунальщикам или администрации, - говорит Татьяна Романец. - Когда СЭС делает экспертизу проекта, врачи внимательно проверяют, куда предусмотрен отвод воды, на очистные сооружения или просто в реку, а по факту никто внимания не обращает. Если вода застаивается, появляются комары, а в грязи может быть любая зараза. Элементарно: дороги капитально делают каждый год, тут же нужно закладывать ливневую канализацию или хотя бы арыки. Сброс воды в реку противоречит Водному кодексу...

Ах, как хочется жить красиво, чисто. И по закону. Но наши желания опять не совпадают с возможностями чиновников. Да и как им совпасть, если нам в этом городе жить и жить, а им, в большинстве своем, до очередной кадровой  рокировки бумаги подписывать.

ОПРОС

Почему строительство ливневой канализации не входит в приоритеты развития Костаная?

Нурбек АУЖАНОВ, директор ТОО «Грандкомплекс»:

- С этим никогда не считались. У нас всегда - сначала дороги, потом водоснабжение и канализация. Но по сути не соблюдаются элементарные вещи. Можно сделать поперечный профиль, когда дорога в середине будет чуть выше, а по бокам ниже, уже будет хороший отвод. Необязательно даже строить подземную канализацию, можно обойтись наружными арыками при правильной вертикальной планировке. Главное - грамотный подход. Но власть не ставит это в приоритеты, да и бюджет слабый. Ведь если будут проблемы с канализацией или подачей воды, население сразу возмутится, а проблемы с ливневками как-то не замечают.

Александр БАЙТУРИН, директор архитектурного ателье «Дом»:

- Ливневая канализация - это большие трубы, закопанные ниже уровня промерзания земли, примерно на 2, 20-2,50 метра глубины. Они кладутся под уклоном, плюс разводящая система, которая собирает из коллекторов воду, и масса решеток по дорогам.  Сложно сказать, почему она никогда не была в приоритете. Это очень серьезная и дорогостоящая вещь. Если в советское время не смогли найти денег, то сейчас, учитывая, что город дотационный, это тем более дорогое удовольствие. Для этого нужна долговременная программа, которой в Костанае пока нет.

Виталий ШЕВЦОВ, директор Костанайского социально-технического колледжа:

- Когда я был в Норвегии, меня поразило, что в этой стране дождей уже после 10 минут после выпадения осадков улицы сухие. «Работают» специальные желобки, отводящие каналы. Дело не в деньгах, со временем все можно сделать. В первую очередь все зависит от администрации города. Человеку, не знающему городского хозяйства, очень сложно вникнуть в эти проблемы и понять, что нужно делать в первую очередь. Когда человек приходит руководить городом, он должен на проблемы смотреть по-хозяйски, а не воспринимать свою должность как трамплин в карьере.

Алмат АЙДОСОВ, депутат маслихата Костаная:

- Вопрос не в бровь, а в глаз. Все понимают, что она нужна, но никто не ставит в приоритет. Ждем, пока грянет гром. Проблем кругом много, весной все затопило, пошумели, через два дня все высохло - и забыли. Хотя от отсутствия ливневой канализации тянется целая цепочка проблем. Здесь нужен волевой подход какого-то руководителя, который мог бы в череде проблем выделить эту. Год-два бы поупирались и сделали. Это не такая глобальная проблема, все решается местными силами, не нужно заморских специалистов, ее можно решить постепенно.

Валентина ЛЕВШИНА, заведующая сектором праворазрешительных документов ГУ «Отдел архитектуры и градостроительства акимата Костаная»:

 У нас есть ливневки в городе. В старом генплане ливневая канализация была запланирована, в новом тоже есть, но он пока на утверждении. А будут ли ее делать реально вместе с обустройством логов - это спросите у специалистов коммунального хозяйства. Они занимаются эксплуатацией ливневой канализации города. В ЖКХ проект на устройство ливневой канализации был еще 30 лет тому назад. Почему они его полностью не реализовали, мы не знаем.