Грачевскому всегда двенадцать

В Костанае Грачевский был склонен слегка пофилософствовать

izvestia.ru, peoples.ru, sobesednik.ru

Хотя недавно создателю «Ералаша» исполнилось все шестьдесят

Бориса Грачевского называют отцом уникального детского киножурнала. Скромный аналог взрослого «Фитиля» вырос со временем в целую империю. В подчинении Грачевского и актерское агентство, и детский лагерь в Анапе. Выпускаются продукты и игрушки с логотипом журнала... Теперь еще юбиляр и кино снял. Премьера его уже состоялась.

«Главное - как тебе»

- Главный подарок к славной дате вы сделали себе сами, сняв полнометражный фильм «Крыша». Решили увеличить привычный метраж «Ералаша»?

- Нет. «Крыша» не имеет никакого отношения к «Ералашу». Это самостоятельное кино. Главные героини - три девочки-подруги двенадцати лет, но фильм скорее для взрослых зрителей. Им будет интересно посмотреть на себя со стороны и подумать - не забывают ли они в будничной суете о собственных детях. Взрослых персонажей сыграли Валерий Гаркалин, Мария Шукшина, Ольга Прокофьева, Александр Олешко, Евдокия Германова. И я горжусь и благодарен им за то, что они согласились сниматься у дебютанта.

- Не страшно было запускаться с фильмом, ведь сейчас, наоборот, многие проекты закрываются или останавливаются на неопределенное время?

- Страшно тому, у кого бюджет $8-10 млн. А у меня бюджет копеечный.

- Почему свою первую полнометражную картину вы решили снять о детях? Нет ли усталости от этой темы?

 - Нет, потому что в нашей жизни слишком мало времени уделяется детям. Это кино не для детей, а о детях. В центре сюжета - три 12-летние девочки. У каждой свои проблемы в семье, и эти проблемы выгоняют девочек на крышу. И виноваты все по чуть-чуть. Потому что все заняты собой, заняты чем-то другим. А я всегда говорил, что самое главное - внимание к ребенку и любовь. Картина абсолютно взрослая, там много взрослых вещей, и есть даже некоторое подсматривание за детьми, которое совсем не для детского взгляда. Взрослые понимают, что они об этом говорят, но никогда этого не видели. Вот я это открываю. Это касается и половых вопросов, сексуальных, что их мучает особенно в 12 лет, когда они внятно не понимают что к чему. В общем, некий шок у зрителей будет. Это та самая правда, которая всех нас раздирала, когда мы были в этом возрасте. Но в этом нет скабрезности, это абсолютно чисто. И никогда в жизни меня какая-то скабрезность не интересовала.

- Большинство, наверное, ждало от вас скорее комедию, чем драму...

 - Я люблю шутки и сам с удовольствием шучу. Но вообще я грустный человек, пишу грустные рассказы, стихи. Сочиняю разные фразы. Например: «Главное не сколько тебе, главное - как тебе».

- К вам часто подходят взрослые дяди и тети со словами «мы выросли на ваших фильмах»?

 - Очень часто. Я крайне редко бываю в ночных клубах, но иногда загляну - и там подчас подходят ко мне обкуренные, обпитые ребята и говорят: «Спасибо вам большое за наше детство». И я вздрагиваю от таких признаний.

Дети глобально поумнели

- Вы ведь начинали грузчиком на студии имени Горького? Ваша карьера весьма поучительна...

 - В 1964 году я поступил в Калининградский механический техникум из знаменитых Подлипок, которые теперь город Королев. Там делали космические ракеты. Поступить я очень хотел. Отец поддержал меня, говорил, что космос - очень интересно. Доучившись, я понял, что это не так мне интересно. А поработав по специальности, пришел к выводу, что мне это вообще не надо. Так я оказался на киностудии Горького грузчиком. Потом были счастливые моменты, когда меня назначали дежурным по съемочной площадке. Я сидел в павильоне под камерой, в мои обязанности входило срочно что-то подвинуть или протереть пол. Я был счастлив, потому что участвовал в творческом процессе. Пусть я был грузчиком, но все фильмы, на которых дежурил, помню по кадрам!

В моей жизни были три человека, влияние которых я чувствую и сегодня. Это мой папа, Александр Артурович Роу и Александр Григорьевич Хмелик. Когда-то режиссер Алла Сурикова предложила делать «Фитилек» - тот же «Фитиль», но для детей. Вскоре ей это наскучило, и передачу стали делать мы с Александром Хмеликом. Кстати, его дочь и придумала название «Ералаш». Помню, оно очень не понравилось тогдашнему председателю Госкино, потому что он носил фамилию Ермаш. Но название одобрили, и оно, как видите, живет до сих пор.

Школу кино я проходил на площадке, а первые уроки режиссуры брал у Роу дома. Я был страшно любопытный и не стеснялся спрашивать. На примере картины «Варвара-краса, длинная коса» он мне показывал, как делать режиссерский сценарий, как рисовать. Фильм надо снимать за столом - так его учил Пудовкин, а он передавал эти уроки мне. Роу даже снял меня в «Варваре...» Помните, там есть кадр с жутким пальцем, грозящим из колодца? Так вот, этот палец - мой!

- Тогда почему вы проучились во ВГИКе 23 года? Оторваться от производства никак не могли?

- Да, выпуск «Ералаша» часто совпадал с сессиями. И когда мой сын меня догнал к третьему курсу, я засовестился и быстро все сдал. Но диплом так и лежит во ВГИКе. Некогда забрать. Мне интереснее жить, чем соблюдать какие-то формальности. Во мне сидит двенадцатилетний пацан, которому в жизни интересно все.

- Кризис сильно ударил по «Ералашу»?

- Нас поддерживают государство и телевидение. Мы увеличили количество выпусков в год с шести до двенадцати. Будем как-то выкручиваться, чтобы не терять художественную планку. А про себя лично и в лучшие времена говорил, что я человек не бедный, но и не богатый. Меня так воспитали родители, что деньги в жизни - не главное. Мне многого не надо. Дети взрослые. Максим - бизнесмен, у Ксении - туристическое агентство. Сегодня, после развода, живу один и, слава богу, есть где жить. Есть удобная машина, которую подарил сын на день рождения. Но главное - у меня есть дело, которым мне нравится заниматься.

- Почему вы не приобщили своих детей к делу всей вашей жизни?

- Не получилось. Дочь какое-то время работала в команде «Ералаша», но там я был не папой, а руководителем. Не сработались. Горько признаться, но Ксения со мной уже четыре года не общается, не может простить своего увольнения...

- У нынешних детей - актеров и зрителей - изменилось чувство юмора?

- По сути нет. Да, нынешние детки стали свободнее, раскованнее, на «ты» с современными технологиями. Моему внуку два с половиной года. Он спокойно включает себе мультики и ай-фоном пользуется. Так что дети глобально поумнели. Но они стали и беззащитнее, труднее переживают одиночество, и чувство юмора у них жестче...

«Во мне все умещается»

- А ваше чувство юмора - фамильное достояние?

- Это от папы. Он был культработником в подмосковном доме отдыха «Полушкино». С шести лет я с ним работал в эстрадном номере в жанре Вольфа Мессинга, угадывал на расстоянии мысли. Имел оглушительный успех. Отец произносил монологи, а я должен был вылавливать все оговоренные подсказки и коды. Очень боялся подвести отца. Напряжение было столь сильно, что, помню, как после пятого или шестого выступления я так ревел, что остановить не могли.

Отец знал столько анекдотов, что мог их применять к любому случаю, не повторяясь. А еще он приучил меня к классической музыке. И я чаще получаю удовольствие в зале консерватории, чем в кинозале. Даже зарыдать могу. А живопись полюбил благодаря маме. Она работала в том же доме отдыха в библиотеке. И я в десять лет организовал в школе кружок по изучению изобразительного искусства и водил своих одноклассников в Третьяковскую галерею. Я никогда не умел рисовать и решил изучать этот предмет изнутри! Люблю такую адскую смесь художников, как Питер Брейгель, Иероним Босх и Сандро Боттичелли.

 - Ваша дочь, однако, так и не прониклась прекрасным и, закончив музыкальную школу, пришла к вам со словами: «Возьмите свой диплом».

- Так получилось. Слишком поздно от дирижеров я узнал, что обучать музыке нужно с 4 лет. Это возраст, когда полученную ребенком вакцину уже ничем не вышибешь. Потом он может слушать рэп или рок, но музыкальная школа делает человека богаче.

- Вы чем богаты?

- Могу слушать классическую музыку, а могу «Тату» или «Глюкозу». Во мне все умещается... Могу писать хулиганские стихи, могу очень красивые.

- Если понадобится - сможете вспомнить былые увлечения?

- Намекаете на самый жестокий вариант кризиса? Да, кружок любителей живописи смогу организовать и сегодня. На хлеб заработаю. А в свободные дни еще и петь по электричкам буду. Уже записал несколько песен...

Лично знакомы

Костанайцам повезло - в 2002 году они имели возможность познакомиться с Борисом Грачевским лично. У него было великолепное выступление во Дворце пионеров, а потом серия интервью во всех, пожалуй, местных СМИ. Материал с ним делал и корреспондент «Нашей Газеты». До сих пор от встречи с Грачевским помнится  ощущение брызжущей энергии и непритворного интереса к жизни. Говорить с ним можно было обо всем. Диапазон интересов - от новинок (тогдашних) Паоло Коэльо, которые «читает вся Москва», до новейших моделей мобильных телефонов, о которых Грачевский повествовал, как грамотный технарь.

Фото из архива «НГ»