Вези меня, извозчик, по гулкой мостовой

Коляска - экспонат историко-краеведческого музея

Наталья ЗДОРОВЕЦ, архивист облгосархива

Общественный транспорт начинался с ямщиков и ломовщиков

С проведением Закаспийской железной дороги (Челябинск-Владивосток) в 1891 году извозный промысел Тургайской области, не имеющий правильной организации, вовсе пришел в упадок. Больше всего извозный промысел был развит в двух уездах области: Тургайском и Кустанайском. Занятие это было явлением случайным, так как им занимались лица, имеющие свободный скот и время. Это обстоятельство не давало возможности определить его доходность.

Подводная повинность

С того времени за местным извозом осталась по преимуществу доставка товаров и перевозка грузов внутри области и из ее пределов в соседние места Оренбургской губернии, Сыр-Дарьинской и Уральской областей, Степного генерал-губернаторства. Доставка товаров в Туркестанский край и обратно по старой караванной дороге приняла ничтожно малые размеры.

В 1891-м году большую часть Тургайской области постиг неурожай, потребовавший значительных перевозочных средств для доставки хлеба из Троицка в Кустанай, из Сыр-Дарьинской области и из Степного генерал-губернаторства в Тургайскую область и Оренбургскую губернию и для доставки внутри области. Возчиками одного Николаевского (Кустанайского) уезда было перевезено 395 тыс. пудов хлебных грузов, предназначавшихся для голодающего населения.

С установлением советской власти Кустанайский уездный военно-революционный комитет обязательным постановлением от 2 октября 1919 года определил следующий обязательный порядок гужевого передвижения по уезду. Ввиду невозможности скорого полного восстановления всех бывших земских и ямских станций, каждый волостной ревком устанавливал очередность дежурств подводчиков по своему усмотрению - с расчетом, чтобы по первому требованию было поставлено необходимое количество подвод для разъездов в пределах волости, отправления почтовых операций, развозки литературы и других нужд ревкомов. От участия в несении подводной повинности освобождались «бедные безлошадные и однолошадные граждане». Жители среднего достатка и богатые, не имевшие лошадей, привлекались наравне с «многолошадными».

Бесплатно подводы отпускались милиционерам и лицам, командированным уездным ревкомом. Все другие лица, пользовавшиеся дежурными подводами, производили расплату наличными деньгами из расчета: одиночка - 1руб. с версты; пароконная - 1руб. 75 коп. Установленная расценка являлась временной .

Кустанайское уездное управление советской милиции также установило в Кустанае дежурство подвод в определенном месте. При отделе управления кустанайского ревкома был создан специальный стол по делам подводной повинности, куда обращались все командированные в пределах уезда для регистрации и получения открытых листов.

Каждой лошади - по номеру

В более поздние 20-е годы извозчики уже подразделялись на ломовых, легколомовых, легковых и выездной экипаж. У легковых извозчиков в 1928-м году была своя стоянка на углу ул. Тарана и Октябрьской (Дулатова). Ломовые извозчики Кустаная летом 1923 года объединились в союз ломовщиков, насчитывающий 62 человека при 100 подводах.

В декабре 1929 года в целях соблюдения правил уличного движения горсовет Кустаная постановил всем гражданам города, учреждениям и предприятиям, имеющим легковые выезды, приобрести номера, которые должны быть прикреплены к задней части экипажа. Легколомовые и ломовые извозчики прикрепляли номера к дуге. Каждая категория извозчиков имела номера определенного цвета. Для легколомовых и ломовых извозчиков номера были окрашены в желтый цвет, для легковых - в синий, для граждан и учреждений, не занимающихся извозным промыслом, номера на легковых выездах имели зеленый цвет. Горкомхоз утверждал ставки за продажу номеров для извозчиков: для ломовых - 50 коп., легколомовых и легковых - 60 коп., выездной экипаж оплачивал 1 рубль. Лица, нарушавшие постановление, подвергались штрафу в размере от 3-х до 5-ти руб.

Права для кучеров

В 1939 году руководители артелей, организаций, частных лиц Кустаная, имеющих гужевой транспорт, как грузовой, так и легковой, были обязаны обучать ломовщиков и легковых кучеров правилам уличного движения через курсовую сеть областной автошколы «Транскадры». За проведение экзамена на право управления гужевым транспортом, включая выдачу удостоверения, установлен сбор в сумме 5 руб. Лиц, не имеющих удостоверения, к управлению гужевым транспортом не допускали. Виновных в нарушении подвергали штрафу в размере 100 руб. или к исправительно-трудовым работам на 1 месяц.

Зачастую взимание платы за перевозку грузов и людей производили не по ценнику, утвержденному Казсовнаркомом, отчего получалось невыполнение плана. Не только «Ломовщик», но и все артели города нарушали платежно-бюджетную дисциплину, систематически задерживая бюджету платежи. Чтобы поправить положение дел, в 1940-м году стали развивать стахановское движение, проводили разъяснительную работу среди некооперированных кустарей, привлекая лучших стахановцев артели. Одновременно председатели артелей организовывали обслуживание населения параллельно с некооперированными кустарями, используя порядок получения работы для членов артели вне очереди (на стоянке).

Из документов известно, что хозяйственный двор гужтранспорта в 1941 году находился по ул. Ташкентской, 33 (5 апреля).

Фото Николая СОЛОВЬЕВА