Парковки по-черному. Когда власть бессильна

Во дворе домов по ул. Гвардейской, 14 и Садовой, 51 водители не стесняются ставить автомобили под детскими качелями

Ольга ЛИХОГРАЙ, likhograi@ng.kz
Виталий ХАЛЕВИН, halevin@ng.kz

Костанай давно превратился в сплошную незаконную стоянку, и это, похоже, устраивает всех

Год назад  в акимате Костаная проводилось совещание по проблемам  несанкционированных парковок в Костанае. Поводом стала акция «НГ» «Народный патруль», которая еженедельно называла места, где любой дорожный полицейский мог бы озолотиться. Чиновники совместно с дорожными полицейскими обещали тогда  разработать правила парковки и вместе с депутатами наметить пути решения проблемы.  Спустя год машины с незаконных мест стоянок не сдвинулись, их стало еще больше.

Стабильное ухудшение

В этом году акция «НГ» по борьбе с незаконными парковками «Народный патруль»  стартовала в конце апреля. В каждом номере читатели жаловались на автобеспредел во дворах жилых домов, возле крупных супермаркетов, торговых центров и рынков областного центра. Люди надеялись обратить внимание дорожных полицейских на общегородскую проблему. Но за время проведения акции мы не увидели реакции на нее ни со стороны полицейских, ни со стороны правозащитных органов, ни со стороны администрации города.

Между тем ситуация с парковками только ухудшилась. В частности, дворы жилых домов №7, №9 по улице Чкалова, рядом с которыми находится мини-рынок,  за год вообще превратились в проезжую часть, а двор по Гвардейской, 14 и Садовой, 51 стал бесплатной стоянкой для 50 автомобилей! 

В районе Центрального рынка обстановка катастрофическая. 7 декабря в 14.00 столпотворение автомобилей можно было наблюдать по всему участку ул. Победы - от Баймагамбетова до Алтынсарина. При этом платная автомобильная стоянка на рынке, которая рассчитана на 150 автомобилей, пустует по-прежнему. И причины старые.   

  - Час у нас стоит 40 тенге. Не думаю, что для водителей это астрономическая сумма, - отмечает кассир Ирина ОРЛОВА. - Но людям выгодней оставлять свои автомобили на обочине. За это их никто не штрафует. Парковаться чаще всего начинают у нас после того, как машину «бомбанут» местные воришки. 

Заторы автомобилей 7 декабря мы также увидели по улице Гоголя возле казахстанско-французского торгово-культурного центра и в Сити-центре рядом с «Планетой электроники», супермаркетом Gros и ЦУМом.

Бессилие полиции

 Начальник ОДП Южного ОВД Абай НИЯЗОВ  отмечает, что нарушителей ст. 463 ПДД, под которую подпадают и незаконно паркующиеся, регулярно штрафуют до 5 МРП. В 2007 году по этой статье в Костанае 3970 человек были привлечены к ответственности. За 11 месяцев этого года - 2288.

 - Но у нас просто нет мест для стоянки автомобиля! Как штрафовать людей, если ему реально некуда поставить машину? - говорит Абай Ниязов. - Я сам недавно остановился возле Тарана-Абая и увидел, что встать некуда. Пришлось оставлять машину за несколько метров. Если бы в районе Центрального рынка у нас патрулировало 3-4 экипажа, мы бы быстро навели порядок. Но столько сотрудников у нас нет.

Ниязов считает, что сначала нужно оборудовать нормальные стоянки, как в цивилизованных странах, а потом штрафовать за то, что паркуются не на них. Еще одна причина, по которой дорожная полиция не борется с парковочным беспределом, - отсутствие эвакуатора. Дескать, своего нет, а у частника брать - дорого. Так и хочется сказать: «Спишите расходы на нарушителей». А когда те, негодуя и возмущаясь, кинутся к властям, придется задуматься над строительством парковок.

На ул. Победы возле нижней оптовки наблюдаем интересную картину. Вокруг пруд пруди незаконно стоящих автомобилей. Тут же дежурят два сотрудника дорожной полиции. На наши замечания только разводят руками. Водителей в машине нет - штрафы выписывать некому. Возле рынка мы пробыли около получаса. Ни один из десяти нарушителей так и не появился. Полицейские их ждать до утра тоже не собирались.

Амнезия чиновников

Еще год назад проблему с незаконными парковками на памятном совещании собирался решать  заместитель акима Костаная по вопросам ЖКХ Алексей КИРИЧЕНКО.  Сегодня Кириченко уже замакима по ЖКХ Костанайского района. Об обещаниях он помнит, но почему правила парковки в Костанае так и не были разработаны - забыл.

- Черновой вариант мы начинали разрабатывать год назад, но, по-моему, их так депутаты городского маслихата и не утвердили, - сообщил «НГ» год спустя Алексей Кириченко. - С учетом того, что в прошлом году на 220 тыс. населения Костаная приходилось 70 000 машин, планировалось рассмотреть несколько вариантов с парковками. Увеличить штрафные санкции, собрать предложения от ПКСК - посмотреть во дворах, где возможно сократить детские площадки и расширить зоны парковок. Эту работу мы начинали делать. Потом должны были с ходатайством выходить на депутатов. Я не помню, чтобы я об этом депутатам докладывал, может быть, кто-нибудь другой. Подробнее сможет рассказать Рымарев, он тогда со мной был.

Специалист по транспорту ГУ «Отдел ЖКХ пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная» Валерий РЫМАРЕВ сообщил, что вообще ничего такого не помнит.

Элемент проезжей части

По словам директора ДГП «Костанайгосэкспертиза» Вячеслава КОЗАКА, наличие парковочных мест в городе определяется генеральным планом застройки.

   - Новый генплан все еще не утвержден, а действующий СНиП уже устарел. В Костанае плотность застройки очень большая. Втиснуть все, что положено по нормам, невозможно, - отметил Вячеслав Козак. - Сегодня при строительстве объектов СНиПы по парковке не соблюдаются. Это связано с тем, что наш город не рассчитан на огромный парк автомобилей, который ежегодно увеличивается. Решать эту проблему без ущерба невозможно.

Прибавим от себя, что проблем можно было избежать, если бы чиновники и застройщики не закрывали глаза на существующие, но не выгодные им нормы. Согласно постановлению правительства проект торговых центров, магазинов торговой площадью свыше 500 кв. м должны в обязательном порядке проходить только госэкспертизу. Что на деле?

  - Мы не проводили экспертизу проекта казахстанско-французского центра, супермаркета Gros, магазина «Планета электроники», - отметил Вячеслав Козак. - По нормам на 100 кв. м торговой площади должно быть предусмотрено 5-7 парковочных мест. Наименьшее расстояние от парковки до стены здания - не менее 10 м. Если торговая площадь супермаркета составляет 500 кв. м, то должно быть предусмотрено как минимум 50 мест. Парковка к этим зданиям не предусмотрена. Например, вместо французского центра по улице Гоголя, должна быть предусмотрена парковка для универмага «Центральный». Центр строить там было нельзя.

  - Никакой СНиП не может предусмотреть парковку внутри двора жилого дома, - утверждает начальник отдела архитектуры и градостроительства акимата Костаная Абай ЮНУСОВ. - По СНиПам предусматривается парковка только крупных торговых центров и супермаркетов. Хочу отметить, что и эти СНиПы устарели. Если бы мы следовали им, то машины вообще не умещались на парковках. Что мы можем сделать, если нас ставят в такие условия? Приходится решать вопрос по ситуации.

Бесконтролье

Найти тех, кто контролирует соблюдения СНиПов, оказалось весьма проблематично. Как сообщил «НГ» начальник ГУ «Управление государственного архитектурного строительного контроля Костанайской области» Владимир КОЛЕСНИК, специалисты их ведомства могут выявить нарушения только в процессе строительства объекта.

  - Проект на соответствие техническим условиям и АПЗ (архитектурно-планировочное задание) проверяет архитектор. В АПЗ он требует, чтобы в проект, к примеру, «вписали» парковку согласно нормам. Экспертиза дает заключение - «созрел» проект или нет, - это высший контроль. Мы выдаем разрешение только на производство строительно-монтажных работ, - отметил Владимир Колесник. - Я не могу заметить, что в проекте нет парковки, потому что проект я не смотрю.

По словам Колесника, специалисты архстройконтроля могут проводить проверки, когда уже идет строительство объекта. Если сотрудники заметили, что есть разногласия, дают предписание об устранении. Если застройщик его не исправил, привлекают к административной ответственности. Кстати, пока осуществлять подобные проверки сотрудники архстройконтроля могут только на объектах крупного бизнеса, на малый и средний действует мораторий.

- За этот год по нашим проверкам несоответствий между проектом и невыстроенными парковками не было, - говорит Колесник. - Если же ее в принципе не было в проекте, то и потребовать ее не могли. По сути размещение объектов в черте города - головная боль  архитектора. Есть необходимость развития малого и среднего бизнеса, а архитектору приходится голову ломать, куда втиснуть объекты, так как свободных пятен практически нет. А требования к размещению жесткие.

  - Даже десятки контролирующих организаций и изменения СНиПов проблемы с парковками не решат, - считает Вячеслав Колесник, - выход - дисциплинировать водителей. Европа тоже испытывает проблемы с парковочными местами. Но там почему-то ни во дворах, ни на тротуарах скопления машин никто не наблюдает. Водитель может оставить автомобиль за 1,5 км от своего офиса на паркинге, а дальше идти пешком. Воспитать наших водителей можно только при помощи штрафов.

Многие видят выход в переносе торговых центров за черту города, где достаточно места. Пример - супермаркет «Астыкжан».  Еще один выход из кризиса наметили застройщики торгово-развлекательного центра на месте бывшего кинотеатра «Костанай» и 13-этажного бизнес-центра, организовав многоуровневый подземный паркинг.

Практика показывает, что выход из проблемы есть всегда. Желания и умения искать его маловато.

ОПРОС 

Решат ли штрафы проблему с несанкционированными парковками?

Абай НИЯЗОВ, начальник ОДП Южного ОВД Костаная:

- Конечно, если человека постоянно наказывать штрафами за парковку в незаконных местах, он задумается и в другой раз побоится терять деньги. Но у нас в городе много небольших магазинчиков, приних стоянки, рассчитанные всего на 2-3 автомобиля. Две машины встанут, а другим приходится на проезжую часть вставать. Знака, запрещающего стоянку, нет. С одной стороны автомобиль стоит не в парковочной зоне, а с другой - оштрафовать мы не можем. Хотя ужесточение штрафов за нарушение ПДД привели к уменьшению аварий, о чем свидетельствует статистика.

Валерий НОВИКОВ, член Евразийской ассоциации автомобилистов, почетный работник Ассоциации водителей РК:

- Я считаю, недисциплинированных водителей нужно нещадно штрафовать. Раньше, если автомобилист пересек бордюр, его вызывали на комиссию горисполкома. Что касается механизма штрафов, то его должны продумать сами дорожные полицейские. Зачастую куча машин стоит в неположенном месте, а водителя нет, штраф выписать негде. Но на то налогоплательщики и содержат армию полицейских, чтобы они придумали более эффективные подходы. На Западе машины злостных нарушителей просто забирают эвакуатором. Но там они, действительно, злостные. У нас же нет ни условий парковки, ни дисциплинированных водителей.  

Абай ЮНУСОВ, начальник отдела архитектуры и градостроительства акимата Костаная:

  - Только наказывая рублем, можно действенно решить проблему. Где нет штрафов, там бардак. Любое нарушение всегда должно наказываться. Делать это должны дорожные полицейские. Я недавно ехал по городу и увидел, как мужчина на газоне припарковал свой автомобиль. Моему возмущению не было предела. Дорожных полицейских по близости с нарушителем я не увидел. Хотя если бы ему на месте за нарушение правил парковки  выписали крупный штраф, то в следующий раз он бы подумал, следует ему здесь припарковывать свой автомобиль или нет.

Алмат АЙДОСОВ, депутат маслихата Костаная:

- Штрафы могут решить проблему незаконных парковок частично. Чтобы они были эффективны, дорожные полицейские должны регулярно штрафовать нарушителей. На мой взгляд, они к нарушителям сегодня лояльны. Водители не от хорошей жизни  оставляют свои машины на детских площадках и бордюрах. У нас в Костанае мало обустренных площадок для парковки автомобилей. Их нужно создавать. Стоянки возле рынков, магазинов, административных зданий должны обустраиваться за счет бюджета. О наличии внутридворовых площадок для временной парковки автомобилей должны беспокоиться ПКСК и члены кондоминиума. 

Виктор МУЩИНСКИЙ, председатель ассоциации перевозчиков Костаная:

- Конечно, штрафы решат проблему незаконных парковок. Посмотрите, когда за отсутствие ремней безопасности  стали всех поголовно штрафовать, водители автомобилей их тут же начали надевать. По проспекту Абая сегодня почти возле каждой остановки стоят водители такси. Водитель автобуса должен перестраиваться влево, где интенсивное движение. Таксист продолжает стоять на прежнем месте, дожидаясь клиента. Нужно что-то же с этим делать. Либо штрафуйте, либо стройте для таксистов парковочные карманы. Помимо введения жесткой системы штрафов, нужно устанавливать дорожные знаки. По улице Мауленова - от кольца до городской налоговой - стояло с десяток автомобилей, из-за чего на этом участке дороги всегда были пробки. Я полгода просил установить на этом месте дорожный знак «Стоянка запрещена». Его в итоге установили, проблема с незаконной парковкой разрешилась.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА