Кто выше - тот главнее?

Александр ПОНОМАРЕВ
На вопросы читателей «НГ» отвечает доктор Александр ПОНОМАРЕВ.

- Здравствуйте! У меня проблема с ребенком. Ему  4 года, и он меня совершенно не слушается: я  не могу добиться, чтобы он реагировал на мои замечания, даже когда он делает явно непозволительные вещи.

- Расскажите об одной из таких ситуаций.

- Лезет в грязь. Я говорю - не лезь! Никакой реакции.

- Как поступаете вы?

- Сначала говорю спокойно, он не понимает. Я повышаю голос -  даже головы не поворачивает. Приходится лезть за ним в лужу, хватать за руку, шлепать по попе и вести его домой, грязного и ревущего. И так всегда и во всем.

- Не кажется ли вам, что у вас просто отсутствует взаимопонимание? Вы не понимаете, зачем он лезет в  лужу, а он не понимает, почему этого нельзя делать.

- Я объясняю!

- Как?

- Мы стоим напротив друг друга, и я ему объясняю, почему этого нельзя делать!

- Обратите внимание: в этой ситуации вы находитесь на разных уровнях - рост-то у вас разный! Вы возвышаетесь над ним, как Гулливер над лилипутом. И это обязательно вызовет специфические реакции у ребенка. В такой ситуации он скорее будет вас бояться, чем понимать. Я хотел бы предложить провести эксперимент с участием всех членов вашей семьи. Думаю, это поможет вам понять, как воспринимает вас ребенок, когда вы висите над ним Гулливером. Сядьте на пол, поставьте ребенка на стул или на стол. Остальные члены семьи пусть наблюдают за вами со стороны, не вмешиваясь в ваше общение. Попробуйте в такой ситуации прочесть ребенку нотацию,  позволяя ему прерывать вас, когда ему вздумается. От вашей назидательности, я думаю, не останется и следа.

Мой совет: попытайтесь пообщаться с ним, находясь на одном уровне - глаза в глаза. Здесь может быть два варианта. Первый - вы спускаетесь до его уровня (если вы присядете к нему). И возможно в этом положении вам будет понятнее его поступок. Второй вариант - вы как бы поднимаете его до своего уровня (например, поставив его на стол). И тогда, возможно, ему будет понятнее ваше поведение. Возможны вариации. Я, например, когда мои дети были маленькими, обычно сажал ребенка на стул и садился сам. Мне казалось, что это самая паритетная позиция, при которой я не заставляю его быть взрослым и показываю готовность спуститься на его уровень. В этой ситуации я с ним разговаривал, как с равным себе по возрасту, развитию... И чаще всего нам удавалось добиться взаимно удовлетворяющих нас компромиссов. В вашей ситуации я бы попробовал поступить так: мягко, но уверенно взять сына за руку и предложить поговорить на ближайшей скамейке. Подчеркиваю: разговаривать в этой ситуации надо как с равным себе. Ни в коем случае не назидательно, не повышая голоса и не сюсюкая. Кстати, сюсюкать с маленьким ребенком - значит, постоянно показывать ему свое превосходство и его незначительность, что в дальнейшем выливается в его неуверенность в себе.  Если вы  приучите себя общаться с ребенком, как с равным, вам удастся избежать многих конфликтных ситуаций, и вы с сыном раньше и лучше научитесь понимать друг друга.