Ударить субсидиями по нелегалам

Георгий ГОВОРОВ

Власти выделили перевозчикам больше 1 млрд тенге, но отрасль все равно в упадке. Почему?

Каждое совещание с участием междугородних перевозчиков в Костанае напоминает фильм «День сурка». Проблемы прежние: ковидные ограничения на поездки в Россию, конкуренция нелегалов и отсутствие помощи от властей. С одной лишь маленькой поправкой - в 2021 году для них были предусмотрены субсидии в размере 1,2 млрд тенге. Но пока деньги не пришли к адресатам. И есть сомнения, что в скором времени дойдут.

 Сложности субсидирования

Круглый стол по проблемам междугородних пассажирских перевозок провел 26 апреля в здании автовокзала Костаная филиал Народной партии Казахстана. Руководитель отдела управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Гульнар БЕКМУХАМЕДОВА сразу признала, что претензии предпринимателей обоснованны, но отметила: чиновники не могут выходить за рамки закона.

- Не все вопросы господдержки могут решить местные власти, - подчеркнула она. - Такие глобальные вопросы, как освобождение от налогов или других выплат, помощь в оплате коммунальных расходов, не входит в наши полномочия. Эти проблемы не только в Костанайской области. Местные органы могут помочь только в усилении контроля за нелегалами, но они тоже ограничены. Один из выходов - выделение субсидий. По области осталось порядка 15 перевозчиков, у которых заключены договоры на 44 маршрута.

С костанайского автовокзала уезжают 100 пассажиров в день, до пандемии их было 1 500 

Заявки на субсидии подали только ИП Муканов и ТОО «Рудныйавтотранс». Комиссия под председательством заместителя акима области Виктора Ионенко решила, что перевозчик из Рудного неверно оформил заявку на субсидии девяти рейсов.

- Есть методика расчета тарифов, - объяснила Бекмухамедова. - В ТОО «Рудныйавтотранс» на 9 рейсах есть автобусы. В расчетах должны использоваться данные этих транспортных средств. Автобусов должно быть как минимум девять, а у рудненской фирмы их всего два. При этом на эти автобусы нет необходимых документов для рейсов. Если ТОО переделает расчеты, то комиссия вновь рассмотрит вопрос выделения субсидий.

Проблема еще и в том, что реально на субсидии никто, кроме ИП Муканова и ТОО «Рудныйавтотранс», претендовать не может. Остальные не имеют необходимой материальной базы и вряд ли самостоятельно проведут оценку маршрутов.

По мнению директора ТОО «Рудныйавтотранс» Ботагоз БОПАТАЕВОЙ, процедура получения субсидий максимально затруднена.

Ботагоз Бопатаева отметила, что процесс выделения субсидий вызывает много вопросов 

- У нас около 30 автобусов, оценка каждого обойдется нам примерно в 10 000 тенге, - привела она пример. - Это значит, что для новой оценки нам понадобится около 300 000 тенге. Где мы сейчас будем брать на это деньги? Когда в комиссию входил председатель нашей ассоциации перевозчиков, мы хоть могли что-то понимать в ее работе. Потом его почему-то исключили. У нас каждые три года проводят оценку маршрутов. Почему нельзя использовать старую оценку, тоже непонятно. Ведь, по сути, ничего не изменилось.

Кроме того, перевозчики считают, что субсидии не помогут, пока в области спокойно работают нелегальные перевозчики.

 А поручения и ныне там...

В последний раз «НГ» писала о проблемах перевозчиков осенью 2020 года. 15 октября прошло большое совещание с участием Виктора Ионенко. Было много ругани, взаимных обвинений... Власти попросили перевозчиков сформулировать требования на бумаге. Уже тогда был скепсис в отношении того, что этот подход даст хоть какой-то результат. И через полгода председатель Костанайской ассоциации перевозчиков Леонид КУШНЕРОВ констатировал: власти не сделали ровным счетом ничего.

Леонид Кушнеров: «Автобусное сообщение с деревнями закончилось»

- Все кричали, что удобно ездить на такси! - напомнил Кушнеров. - Но вот настал момент, когда автобусное сообщение с деревнями закончилось. Нелегалы просто выдавили нас с рынка и теперь ставят цены, которые им удобны. Их никто не контролирует, а отсутствие альтернативы ставит наших жителей в безвыходное положение, они вынужденно соглашаются на повышение цены проезда.

Перевозчики вновь говорили, что не могут конкурировать с нелегалами не потому, что не хотят, а потому, что зажаты требованиями закона. Они обязаны принять в штат медика, проходить техобслуживание, стартовать только с автовокзала и строго по расписанию. Полиция фиксирует больше аварий с легальными перевозчиками, чем с нелегальными, но во втором случае привлечь к ответственности водителя и получить страховую выплату очень сложно.

- У меня вопрос к представителям министерства транспорта (они участвовали в совещании в режиме видеоконференции - «НГ»), - обратился к экрану ноутбука Кушнеров. - На сегодня разрешили студентам выезд в Россию. Но, как это сделать, не сказали. Единственный доступный способ - авиаперелет. Почему самолетами к нам завозят ковид, и им можно летать, а нам с такими же ПЦР-тестами нельзя перевезти наших студентов через границу? Организовали чартерный рейс из России - по 100 000 тенге с каждого. То есть наших граждан под предлогом борьбы с ковидом просто обокрали.

Кушнеров попросил членов фракции НПК в парламенте обратиться с запросами в правоохранительные органы, чтобы проверили бездействие чиновников. Как индивидуальный предприниматель, он был вынужден законсервировать все 8 своих автобусов, которые до карантина ездили по маршруту Костанай - Екатеринбург. Бизнес сейчас находится в состоянии клинической смерти. По словам Кушнерова, он может посадить за руль оставшихся сотрудников, которые временно подрабатывают на грузовых машинах, и выпустить пару автобусов на линии. Но пока для этого никаких предпосылок нет.

Директор костанайского автовокзала Есен НУРМАГАМБЕТОВ добавил: из 16 районов 10 остались полностью без легальных перевозчиков.

- Наши коллективы постепенно теряют работу, а в дальнейшем, если пандемия все-таки закончится, набрать новый штат будет очень сложно, - отмечает он. - Сейчас автовокзалы работают только в Костанае, Рудном и Лисаковске. Костанайский автовокзал до карантина создавал 120 рабочих мест, сейчас у нас остались только 28 сотрудников. При этом скопились огромные долги за коммунальные услуги. В 10 раз сократилось количество рейсов. До карантина ежедневно выполнялось 150 рейсов, перевозили около 1 500 пассажиров. Сейчас мы выполняем 15 или 18 рейсов и перевозим около 100 пассажиров в сутки.

 Штрафовать и собирать налоги

Чиновники рапортуют: они борются с нелегалами как могут, но сил не хватает, а закон требует доработки. Специалист транспортной инспекции Асхат АКШУКИН сообщил, что его ведомство с начала года оформило 55 административных материалов в отношении нелегальных перевозчиков, взыскали более миллиона тенге штрафов.

- Инспекция, точнее, та ее часть, что борется с нелегалами, должна состоять из 17 человек, а по факту у нас всего 8 сотрудников, - отметил Акшукин. - Представители полиции говорят правильно, что очень сложно доказать вину перевозчика. Штрафами можно повлиять на ситуацию, но здесь важную роль играет ментальность наших граждан, которые не проявляют гражданскую солидарность. Все говорят, что знакомый бесплатно подвозит. У пассажиров одна задача - чтобы поскорее водитель продолжил путь.

Бороться власти планируют и с водителями, которые используют популярные сервисы InDriver и «Яндекс.Такси».

Рустем Кусалин сообщил, что власти планируют использовать данные InDriver и «Яндекс.Такси»

- Нашим центральным органом прорабатывается возможность предоставления сведений из этих приложений, - сообщил руководитель отдела камерального мониторинга ДГД Рустем КУСАЛИН. - По мере поступления информации органами госдоходов проводятся мероприятия в отношении нелегальных таксистов. Да, у нас есть проблемы: чтобы провести камеральный контроль пассажирских перевозок, необходимо предоставление сведений пограничной службы по количеству пассажиров микроавтобусов. Если бы у нас была такая информация, то мы бы понимали, кто постоянно возит разных людей. Это позволило бы предположить, что водитель осуществляет деятельность без регистрации в органах ДГД.

Здесь уже возмутились представители ТОО «Рудныйавтотранс». Дело в том, что департамент госдоходов уже использовал базу пограничников, чтобы сопоставить их с количеством пассажиров в документах фирмы. Насчитал 16 000 лишних человек и доначислил предприятию КПН на 8 млн тенге. Областной суд признал эти действия незаконными. Объяснить, почему данные пограничников в отношении ТОО использовать можно, а против нелегалов нельзя, Кусалин не смог.

Представители Народной партии Казахстана пообещали собрать все предложения перевозчиков с учетом позиции госорганов и выработать возможные пути решения проблемы на республиканском уровне.

Фото Георгия ГОВОРОВА