Отверзи храм с блистающим престолом...

Ольга ЛИХОГРАЙ

Церковь-школа, ротонда Романовых - историю православия Костанайской области издадут в книге

Константино-Еленинская церковь Костаная в этом году отметит 120-летие. Расположена она на территории нового храма и со стороны являет собой странное строение. Похоже на деревянный купеческий дом, который решили осовременить модной металлочерепицей, а про фасад забыли. Сверкающие купола и сочно-зеленая крыша контрастируют с облупившейся голубой краской на дощатых стенах, словно здание собирали в разные эпохи. Отчасти так и есть. Единственную сохранившуюся в городе церковь дореволюционной постройки подделывали и подкрашивали в отчаянной попытке сохранить как можно дольше. Сейчас пробуют внести ее в реестр памятников культуры, чтобы закрепить статус на государственном уровне.

Здание Константино-Еленинской церкви почти не обновлялось с 80-х годов / Фото Ольги ЛИХОГРАЙ

 «Сами диву даемся!»

Первый камень в фундамент Константино-Еленинского собора заложили в 1898 году, а к 1901 году храм построили. История церквушки плавно переходит в большой рассказ о всех дореволюционных храмах области, которую рассказали местные священнослужители. Они уже около 10 лет изучают, как возникали церкви и молитвенные дома и как их разрушали. Собранная информация вошла в книгу «Храмы и монастыри Костанайской области 19-20-х веков». Как скоро ее издадут, пока вопрос. Ведь история местных «престолов Божьих» оказалась настолько увлекательной, что в книгу вносятся новые и новые правки и уточнения.

Андрей Крутин считает, что здание церкви нужно сохранить как память о последнем оплоте православия / Фото Ольги ЛИХОГРАЙ

- С конца прошлого года мы добавили и изменили около 30% материала, - рассказал «НГ» иерей Андрей КРУТИН, настоятель храма иконы Казанской Божией Матери города Тобыла, председатель епархиального отдела по канонизации святых - Буквально в последние несколько месяцев нашли столько информации о наших монастырях и церквях, что сами диву даемся! Поиск занимает много времени, неделями ждем документы из архивов Оренбурга, Челябинска, Алматы, Москвы. Но благодаря этому недавно узнали, что до революции на территории нашей области было 180 молитвенных домов, церквей и храмов, а не 150, как мы думали раньше.

Сборник об истории дореволюционных монастырей и храмов области в Костанае планируют издать впервые / Фото Ольги ЛИХОГРАЙ

Все сведения подкреплены старыми фотографиями, которыми иллюстрируют сборник. Архивные материалы и черно-белая память - то, что осталось от 180 объектов, да и ее нужно собирать по крупицам.

 Первый епископ Костанайской области Тимон / Фото из архива

- Самые первые храмы были построены по границам казахской степи, в казачьих станицах и военных укреплениях в начале 1800-х годов, - объясняет Крутин. - Когда началось переселенческое движение, храмы, колокольни, пономарки были почти в каждой деревне, каждом поселке. Сейчас из дореволюционных по области осталось всего шесть храмов, только четыре действующих. Из них одна-единственная в Костанае - деревянная Константино-Еленинская церковь 1901 года постройки. Она нам дорога как духовное наследие, как связь времен, как историческая память о последнем оплоте православия в Костанае и первом епископе Кустанайском Тимоне (Русанове), который служил в ней. Владыка умер в 1930 году, и после его смерти начались массовые репрессии в отношении духовенства области и закрытие храмов.

Витражи на окнах и входе в Константино-Еленинскую церковь, возможно, остались с дореволюционных времен / Фото Ольги ЛИХОГРАЙ

 Церковь стала общежитием

К концу 1930 годов были закрыты все православные храмы на территории Костанайской области. В 1935 году был закрыт, а в 1937 году разобран на стройматериалы величественный Свято-Никольский собор. Как сегодня установлено, собор располагался в Центральном сквере напротив входа в главный корпус КГУ, между городским фонтаном и памятником А. Байтурсынову.

 

Свято-Никольский собор располагался на месте площади Байтурсынова, сзади - церковь-школа / Фото из архива

Еще одна церковь, которая стоически переносила годы революций и репрессий, - Михайло-Архангельская. Стояла она в районе нижней оптовки. В 1928 году в ней была община, категорически отказавшаяся поминать на богослужениях светские власти, поэтому здание просто сожгли. В 1920 годы закрыли женский Иверский монастырь, который находился в районе современной телевышки на КСК. Верующим оставили только Иверскую церковь и сторожку возле нее. В 1930 году церковь закрыли, а в 1932-м разобрали на стройматериалы.

Иверский монастырь. Сейчас это территория телевышки в районе КСК / Фото из архива

- На начало 30-х годов действующими в Костанае оставались всего две церкви, - рассказывает Андрей Крутин. - Кладбищенская находилась в месте, где сейчас вход в парк Победы - тот, что ближе к станции скорой помощи. Вместо парка тогда было кладбище, а на нем - церковь, вот она и держалась дольше остальных. И Константино-Еленинская церковь, что сейчас стоит рядом с нашим главным собором. Константино-Еленинскую в 1924-1925 годах захватили обновленцы - было такое оппозиционное движение в русском православии в послереволюционный период. Они забрали себе церковь и вытолкнули оттуда всех православных, которые вынуждены были ютиться в кладбищенской. В 1932 году Константино-Еленинскую церковь закрыли и перестроили под общежитие педучилища, благодаря чему она и сохранилась до наших дней.

 В дореволюционном здании Константино-Еленинской церкви сейчас в основном отпевают покойников / Фото Ольги ЛИХОГРАЙ

В кладбищенской церкви служения шли вплоть до 1937 года, пока не прокатилась новая, еще более жестокая волна репрессий. В тот год, в ночь с 27 на 28 августа, в православный праздник Успения Пресвятой Богородицы, прошли массовые аресты священнослужителей, монахинь и мирян кладбищенской церкви. Было арестовано 39 человек, из которых 32 расстреляли.

- В то время дома №№ 208 и 210 по нынешней улице Алтынсарина и несколько других принадлежали церкви, в них жили монахини, - добавляет Владислав ЧУЛКОВ, сотрудник отдела канонизации святых Костанайской и Рудненской епархии. - Монахинь тоже расстреляли. В память о страшных событиях 28 августа, на праздник Успения Пресвятой Богородицы, православные верующие во главе с духовенством ежегодно совершают 17-километровый крестный ход на место массового захоронения репрессированных в районе п. Новоселовка, где в 2019 году был установлен Поклонный крест. В настоящее время также известно о массовых захоронениях в Костанае. Одно из них находится на территории, прилегающей к центральному входу городской тюрьмы СИ-7 (учреждение УК-161/1), где тогда держали арестованных, а позже прямо возле стен расстреливали и хоронили. Позже тела оттуда вывезли, и теперь там стоят частные дома. Третье место захоронения репрессированных находится в северной части Наримановского кладбища. Четвертое - в районе административного здания дорожной полиции, это северо-восточный край ложбины, ограниченной по верху проезжей частью улицы Баймагамбетова.

Икона Георгия Победоносца была прострелена / Фото Ольги ЛИХОГРАЙ

По области из построенных до революции храмов до наших дней сохранились всего шесть. Правда, от двух остались только каменные стены - это церковь в честь Великомученницы Параскевы в п. Анновка (Сарыкольский район), построенная в 1903 году, и каменная церковь в честь Воскресения Христова в п. Новопокровка (Узункольский район), построенная в 1901 году. Церковь в Новопокровке восстановить уже вряд ли возможно.

Зато действующей остается самая первая церковь, которую возводили с 1801-го по 1805 год в станице Пресногорьковка (п. Пресногорьковка Узункольского района). Храм имел два престола: зимний придел в честь св. Николая Мирликийского Чудотворца и летний придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Сохранилась и каменная церковь в станице Михайловской (ныне п. Михайловка Карабалыкского района). Она была построена в 1855 году, в ней до сих пор идут службы. Удалось восстановить каменную Косьмо-Дамиановскую церковь в п. Боровском Мендыкаринского района, построенную в 1912 году.

Нижний венец Константино-Еленинской церкви начал гнить / Фото Ольги ЛИХОГРАЙ

Все они в приличном состоянии по сравнению с Константино-Еленинской церковью, на восстановление которой нужны немалые средства. Фундамент и бревна костнайской церкви упорно стоят все 120 лет, но нижний венец уже начал гнить. Самые тяжелые времена церковь пережила в 1930-е годы, когда храма лишили голоса: разрушили колокольню, были сняты кресты и, возможно, купола, уничтожена роспись. Церковь перестала быть церковью. С 1932 года по 1941 год здесь было студенческое общежитие, а в военные годы в здании устроили госпиталь. В 1944 году храм передали верующим. Его восстановлением занимался репрессированный священник Феодот Безногов. После пережитого в лагерях и ссылках он служил в инвалидной коляске. Трудами и заботами отца Феодота и прихожан удалось вернуть церкви былой вид. Вместо разрушенной звонницы установили колокольные столбы, восстановили купола.

Так выглядела Константино-Еленинская церковь в 60-е годы 20-го века... / Фото из архива

…а так - в 1984 году / Фото из архива

В 1960-е годы при священнике Николае Пасько здание было обшито тесом и окрашено, в 1980-е годы сделали внутренний ремонт. С тех пор, кажется, здание никто не реставрировал, лишь совсем недавно обновили крышу и купола. Вопрос о внесении церкви в реестр памятников культуры - пока на стадии обсуждения.

Многие иконы из Константино-Еленинской церкви перенесли в Свято-Никольский собор  / Фото Ольги ЛИХОГРАЙ

- 5 мая к нам приезжает митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, временно управляющий Костанайской епархией, - сообщил «НГ» и. о. секретаря Костанайской и Рудненской епархии, иеромонах Геннадий БУРДЮЖА. - И у нас как раз будет совещание по поводу этой церкви. Конечно, хотелось бы, чтобы ее внесли в реестр памятников культуры, потому что она несет историческую и культурную память.

 Обретение посоха

Пока же священнослужители радуются тому, что им удается найти новую информацию о храмах на территории области, узнать их историю и рассказать о них в первом сборнике. Совсем недавно узнали, что на месте нынешнего здания Казахско-французского центра в Костанае была Кирилло-Мефодиевская церковь-школа. Место, где одновременно учились и молились. Даже для досконально изучающих этот вопрос церковников такая информация стала неожиданностью.

Кирилло-Мефодиевская церковь-школа находилась на месте нынешнего здания Казахско-французского центра / Фото из архива

- Это же настоящий эксклюзив! - восклицает Владислав Чулков. - Кроме вас, о нем пока никто не знает. Мы сами узнали совершенно случайно. По совету отца Андрея я пошел на выставку редких книг в библиотеке им. Толстого, на которой был уже неоднократно и вроде ничего интересного не находил. Но на этот раз в одной из книг увидел фотографию церкви-школы. Покопался в архивах, сравнил данные и выяснил, что она была на месте Казахско-французского центра. До этого мы даже не подозревали о ее существовании!

Похороны епископа Тимона в 1930 году в Константино-Еленинской церкви / Фото из архива

Появились данные и о часовне, стоявшей недалеко от нынешнего здания городского акимата. В 1913 году ее переделывали в ротонду в честь 300-летия дома Романовых, а позже перестроили в часовню.

Остатки посоха первого епископа Костанайской области Тимона нашли 23 апреля 2021 года   / Фото Ольги ЛИХОГРАЙ

Такие находки исследователи православной истории именуют не иначе как чудом Господним. Чудом называют и недавнее обретение святыни - посоха первого костанайского епископа Тимона. Посох был утерян при перезахоронении Владыки в 1975 году. Как оказалось, все это время он находился в запасниках Константино-Еленинской церкви, но никто не знал, что это за вещь. Лишь недавно удалось выяснить, что посох принадлежал первому епископу Кустанайскому. Сейчас остатки посоха восстановлены и будут переданы в епархиальный музей.

При перезахоронении мощей епископа Тимона они оказались нетленными / Фото Ольги ЛИХОГРАЙ

- Ну что сказать, Бог нас ведет в наших делах! - говорит Андрей Крутин. - Пусть так и будет...