Имена начальников славных дел

Наталья ЗДОРОВЕЦ, архивист-историк

Как Кустанай превращался в современный город и кто этому способствовал

Мы включаем свет, наливаем воду в чайник, звоним по телефону, живем в теплой квартире и сердимся, если во дворе не горят фонари. Городской транспорт и супермаркеты - все к нашим услугам. Представить наш областной центр без этого уже невозможно. Но мало кто знает, кому из предыдущих городских и областных руководителей мы обязаны всеми этими благами.

В первую очередь благодаря военному губернатору Тургайской области генерал-майору Александру Петровичу Константиновичу (1878-1883 гг.) было выбрано место в пределах Николаевского уезда Тургайской области для нового города Кустаная. После личного осмотра местности в 1879 году в урочище Урдабай Константинович решил, что оно неудобно для поселения, и заменил другим, в восьми верстах ниже по течению р. Тобол, на урочище Кустанай.

Александр Константинович на картине костанайского художника Олега Кускова нарисован по фотографии / Фото из архива «НГ»

Местность на возвышенном берегу Тобола, между двумя оврагами, включала в себя 350 десятин земли, предназначенных для усадеб городского поселения; 2 150 десятин выгонной земли и 300 десятин под пашни чинов уездного управления; 2 800 десятин предполагалось отмежевать от городских границ и расположить усадьбы тех крестьян, которые бы рачительно занимались хлебопашеством. Определенный надел в 10 десятин на душу на первых порах было решено не отводить, предоставив определение размера уездному начальнику Николаевского уезда, статскому   советнику А. Сипайлову.

Плановой профилактикой пожаров в Кустанае занялся уже другой военный губернатор Тургайской области - генерал-майор Александр Петрович Проценко (1883-1887 гг.) в 1883 году. Документы информируют, что для пожарного обоза был построен деревянный сарай. В статье о городских расходах значилось: на наем пожарных лошадей - 280 руб., на ремонт пожарного обоза - 100 руб., установленные уездным начальником совместно с существующими депутатами от кустанайских жителей.

Через 34 года, 12 августа 1917-го, городской голова Д. Михайлов на заседании Кустанайской Городской думы в ответ на ходатайство служащих пожарной команды об увеличении содержания, приняв во внимание, что все пожарные - в городском обмундировании и многие из них пользуются готовой квартирой, посчитал лишь возможным снабдить их сапогами за счет города (по одной паре сапог в год).

А еще через 5 лет, в 1922-м, газета «Степь», орган Кустанайского губкома, извещала о пожарной команде, при которой всегда были наготове 14 дежурных лошадей, «как и все остальное: 8 бочек, 2 пожарные машины, багры и прочие принадлежности - в образцовом порядке, в любой момент готовы двинуться туда, где появится красный петух». Положение пожарных к этому времени улучшилось, они получали паек, да еще свой посев имели. Команда собственными силами засеяла 37,5 десятин: 25 десятин - пшеницей, 10 десятин - овсом, 1,5 десятины - ячменем, 1 десятину - картошкой. При урожае этого количества команде хватало вполне. Горсовет тоже положил немало сил и средств, только лошади обошлись в очень крупную сумму. А первое городское пожарное общество организовали в Кустанае в 1948 году.

Яков Барабаш, военный губернатор Тургайской области в 1888-1899 годах / Фото изх архива Армана КОЗЫБАЕВА

Кстати, губернатор Проценко еще и Покровскую ярмарку открывал в 1886 году по ходатайству местного населения и купечества, она проходила с 1 по 10 ноября.

В феврале 1888 года генерал-майору Я. Ф. Барабашу был вручен приказ о его переводе на должность военного губернатора Тургайской области и командующего расположенными на ее территории войсками. На его правление (1888-1899 гг.)  пришлось активное строительство телеграфной линии Троицк - Кустанай. В феврале 1891 года он отправил прошение министру внутренних дел об отпуске пожертвований на устройство телеграфной линии из остатков земского сбора (5 800 руб.), а также поступивших пожертвований от торгового сословия области в довольно значительной сумме «ввиду той пользы, которую осуществление означенного предприятия, несомненно, принесет области и ее населению». 

Ранее, в начале 1891 года, к губернатору обратился Павел Степанович Назаров, сын омского купца первой гильдии С. И. Назарова. Они были заинтересованы в строительстве телеграфной линии и взяли на себя обязательство оплатить  остальную сумму сверх имеющейся. Кроме того, купцы рассчитывали, что лес для столбов будет им продан из казенных боров поштучно по таксе, но не делянками, как тогда водилось, этот способ для заготовки телеграфных столбов совершенно не подходил. К постройке телеграфной линии приступили 29 августа 1892 года. Одновременно проложили и почтовый тракт.

По инициативе губернатора в 1892 году открыли бесплатную народную читальню, при ней имелся склад учебных пособий, а в 1895 году была открыта общественная библиотека в Кустанае. В 1899 году генерал-лейтенант Барабаш был назначен оренбургским губернатором и атаманом Оренбургского казачьего войска.

Крупным событием стало открытие железной дороги в октябре 1913 года.  Строительство железной дороги Челябинск - Троицк - Кустанай началось при генерал-губернаторе, статском советнике Михаиле Михайловиче Эверсмане (1910-1917 гг.). За трудное и дорогое дело взялись Русско-азиатский и Русский торгово-промышленный банки, а также Лондонский банкирский дом «КРИСП». Одним из концессионеров общества Троицко-Кустанайской ветки был известный российский магнат А. И. Путилов. Кустанайское купечество в лице Кияткина, Слюнина и других приняло посильное участие в строительстве дороги. Кустанай и уезд получили надежную связь с центром Российской империи, мощный толчок к развитию промышленности и торговли.

Долгие годы после своего возникновения уездный центр не знал благ городской цивилизации. Водопровод в городе появился лишь в 1914 году, причем только для обслуживания железной дороги.

Следует отметить: несмотря на трудности военного времени, городские власти решали проблемы настойчиво. Вот как решался вопрос о первой в городе электростанции. Газета «Кустанайское степное хозяйство» 31 августа 1914 года писала: «В начале текущего года городское самоуправление вошло в соглашение с инженером Кастальским по вопросу об устройстве электрической станции. Двигатель был выписан из Швейцарии, однако война затрудняет его провоз в Россию. Администрация электротехнической конторы инженера Кастальского надеется пустить в ход электростанцию с 1 декабря. Уличных фонарей для освещения города предложено поставить около 40 шт. Половина из них в 600 свечей, другая - в 1 000 свечей. Приступлено к проводке проводов в частные дома, частных клиентов записано свыше 60. На днях городу доставлен мощный двигатель и к 25 ноября будут освещаться магазины. Что касается общего уличного освещения города, то это всецело зависит от доставки машины, заказанной в Швейцарии».

Праздничная демонстрация в Кустанае. 1966 г. На заднем плане - пожарная каланча / Фото облгосархива

В 1916 году тургайский губернатор Эверсман поручил произвести изыскания, составить смету на строительство железобетонного моста через р. Тобол и образовать строительную комиссию в составе Кустанайского уездного начальника Кочергина, начальника Кустанайской уездной тюрьмы Анисимова, члена Кустанайской городской управы Кияткина, крестьянского начальника 2-го участка Кустанайского уезда полковника Прыткова и областного инженера. Дальнейшая участь моста решалась при участии Тургайского областного комиссара А. Н. Букейханова, сменившего на посту в апреле 1917 года генерал-губернатора Эверсмана.

Из архивных документов известно, что 6 марта 1957 года, в связи с предстоящим весенним паводком, открылось (на период паводка) одностороннее автогужевое  движение по неоконченному железобетонному мосту через Тобол, установлены временные деревянные перила и временное освещение моста. Проезд по мосту через Тобол по ул. Ленина был открыт к 30 августа 1962 года.

 Продолжение следует.