«Я - призма, фотоаппарат - инструмент»

Арсений СТАКАНОВ

Костанайский видеограф - о своей философии съемки и о том, как стать знаменитым

Данил ИБРАШЕВ впервые взял камеру в руки три года назад и, видимо, обрел свой путь. Когда выйдет эта статья, он уже будет сидеть в самолете Костанай - Алматы, а там - новый виток творчества. О лучших проектах костанайского периода Данил рассказал «НГ».

 Любовь-локомотив

Данил учился в строительном колледже на архитектора, когда познакомился в КВН со своей будущей девушкой. Она первая, кто сказал, что у парня хорошо получается фотографировать.

Данил Ибрашев - призма своей видеографии и фотографии

- Я тогда взял фотоаппарат у друга, чтобы поснимать автофестиваль, - рассказывает Данил. - Не скажу, что я почувствовал какую-то значимость момента. Единственное, что было в моей голове: круто, у меня в руках фотоаппарат! Просто для себя. Я тогда смотрел дрифтеров на YouTube, мне нравилось.

Поверив в свои силы, Данил начал устраивать знакомым девочкам фотосессии. Параллельно он работал в ProSushi поваром. Данил - личность творческая, а закрутка суши не оставляла времени задуматься над вопросом: чего я действительно хочу? В феврале 2018 года получил последнюю зарплату, продал машину и поехал в Алматы - покупать аппаратуру для съемки видео.

Фото со съемок короткометражки «Встреча». Данил - оператор

Минуло три года. Данил известен в узких кругах видеолюбителей. В его копилке - несколько десятков роликов, два музыкальных клипа. Он возвращается в Алматы, но уже с легкой руки своей новой девушки. Там - новые проекты и знакомства. В Костанае стало ему тесно.

- Давно уже чувствую потолок во всем: съемках, людях, деньгах, - объясняет Данил. - Здесь люди не хотят платить за съемку, считают, что я должен сделать им за респект, а ведь я и свои деньги тоже вкладываю. Или говорят: мой телефон хорошо снимает, давай тебе дам, а ты сделай скидку. Ну есть разница - телефон или камера. Люди не хотят тратить деньги, но хотят результата.

 Музыка и момент

Главная проблема при написании этой статьи - изобразить работу Данила не визуально. Ведь в моем распоряжении только слова. Я спросил героя и получил такой ответ:

- Так этим занимается литература! Создание образов, цельной, красивой картинки посредством слов. Хочу сказать, что за три года с камерой в руке очень сильно поменялся. Я - есть призма, а фотоаппарат - это инструмент, который доносит мое видение мира. Наш разговор ты пропустишь через свою призму, и это уже будет только твое видение.

Для Данила фотографировать человека таким, каким он хочет себя видеть, бессмысленно, ведь все может измениться. Важно уловить эмоцию в человеке, чтобы кадр вышел более живой. Был опыт съемки на пленочный фотоаппарат, и это совсем другое ощущение. Пленка, считает Данил, несовершенна и душевна, в ней всегда ловится момент. «Цифра» технична и делает картинку неживой. Кстати, многие его цифровые фотографии зрители принимают за пленочные, и автор считает это большим комплиментом.

- Для меня в принципе важно поймать момент, - отмечает он. - Мне очень нравится наблюдать за людьми, однажды в автобусе я увидел девушку. Она сидела у окна, и вдруг на ее не совсем чистые волосы так красиво упал свет, что я просто влюбился. Даже не видел ее лица, только - затылок и свет на волосах. Жаль, что камеры не было под рукой. Вот про такой момент я говорю.

Еще один важный аспект - музыка. К ее подбору Данил подходит особо тщательно.

- Я очень тяжело воспринял смерть Чака Берри и Эннио Морриконе, - говорит он. - Ну, Чак Берри! Это же целое поколение: Тарантино, танцы Турман и Траволты в «Криминальном чтиве». Мы будем свидетелями смерти великих музыкантов, на музыке которых мы выросли. Это печально, но нельзя этого отрицать.

Данил рос на классике рока: Metallica, The Led Zeppelin, The Doors, Джимми Хендрикс. Наслушанность играет ему на руку при монтаже.

- Музыка оживляет картинку. Это - как вода для растений, удобрение, - сравнивает он. - Это 60% от картинки, ею можно исправить корявость картинки, она сделает видео крутым. Один раз я целый месяц подбирал музыку для видео. Монтируешь, слушаешь, и не ложится. Пока я не понимаю, что картинка и музыка не дополняют друг друга, не успокоюсь. У меня сердце кровью обливается, когда я вижу видео, в котором музыка ну никак не подходит к картинке. Важно, чтобы музыка помогала рассказать историю.

 «Маску надень!»

Летом 2020 года Данил снял два ролика для КЗМК. Первый - рекламный, о преимуществах завода, а второй - об инфекционной больнице, которая строилась тогда же. Завод поставлял туда металлоконструкции.

- Я периодически приезжал на строительную площадку, чтобы снимать весь процесс, - вспоминает он. - В последний день, когда уже больница была готова, туда приехал аким области. Я подумал, что очень круто было бы поставить его в ролик, это же крутые кадры. Но ведь нужна аккредитация, которой у меня нет. Тогда я надел строительную жилетку, зашел в фойе как ни в чем не бывало. Акиму презентуют больницу, а я снимаю, как будто свой. Главное, не менжеваться. Тут меня кто-то хлопает по плечу, я уже испугался, и говорит: «Маску надень». Но со временем меня все-таки поймали. Я объяснил, что снимаю здесь для КЗМК, пообещал вставить логотипы, и мне сказали: «Снимай».

 Автостопом к Галактике

Главными своими работами Данил называет сделанные за последние полгода. В начале июля 2020-го он загорелся идеей автостопа. Решил начать с малых дистанций и отправился в сторону Аулиеколя. Кроме того, преследовал творческие цели: в той стороне красивое ночное небо. Добирался на попутках. Найдя около обочины небо без светового загрязнения (то есть тот участок, где на небо не попадает свет от ламп и фонарей), обосновался до утра. Дождавшись ночи, щелкнул пару раз на пробу и поставил камеру записывать небо.

Автостопом к Галактике: на съемках звездного неба в Аулиекольском районе

- Удивительная особенность камеры: она тоньше улавливает и лучше замечает, чем человеческий глаз, - говорит Данил. - Небесное движение мы не увидим, а она - да. По сути, я просто правильно поставил камеру, начал записывать и только периодически подходил проверять, не сбился ли дисплей. Потом на монтаже старался сильно не химичить, а оставить все в первозданном виде.

После этой поездки Данил съездил в Алматы, также автостопом. Возвращался уже на самолете, причем летел впервые.

 «Аскетизм»

Следом за этим видео вышел клип костанайского рэпера Эрика Ахметжанова (MZ) «Аскетизм». Данил давно хотел снять что-то музыкальное, но его не устраивали костанайские музыканты. Случайно познакомился с Эриком.

Кадр из клипа MZ «Аскетизм»

- Я провожал девушку домой, мы зашли в подъезд одной из девятиэтажек в районе СХИ, и меня осенило: нужно снимать здесь, - вспоминает Данил. - Причем делать это без монтажных склеек.

Концепция клипа такая: в проеме висит камера, которая крутится вокруг своей оси, постепенно поднимаясь за читающим свой текст Эриком. На заднем плане происходит то, о чем песня: целуются, курят и ругаются люди. Обычная подъездная действительность.

- Самое главное, как заставить камеру крутиться? Я долго искал в Интернете разные конструкции и наткнулся на своеобразный лифт для велосипедов, чтобы поднимать их за сиденье и колеса. Ею вдохновлялся, в родительском дворе сам смастерил. Механизм следующий: человек наверху тянет за веревочки, чтобы камера поднималась, а сама она на стабилизаторе, чтобы ее поворот можно было контролировать. Я поднимался вверх-вниз по лестнице целый день, сняли с дубля десятого. Я хоть и бегаю по утрам по 10 км, но на следующий день болели икры.

 Восемь рэперов

На этом сотрудничество с Эриком не закончилось. Ребята сняли сайфер (видео, в котором нескольким разноплановым рэперам отводится минута на зачитку своего текста), по сути, коллективный клип.

Рэпер Акежан Лукпанов на съемках сайфера

- Я собрал вокруг себя команду ребят из строительного колледжа, очень инициативных и крутых, но которые не могли почему-то начать вершить дела в одиночку, - рассказал Данил. - Они очень помогли мне в проведении съемок, поддерживали, организовывали. Одного артиста мы снимали в Русском драмтеатре. Когда я пришел туда, не поверил, сколько людей. В одиночку бы я столько никогда не собрал, а они смогли. Я научил их не оттягивать проекты, а делать все здесь и сейчас. Это и мне помогло: я открыл в себе лидерские качества.

Изначально думали, что смогут снять и смонтировать все за месяц, но работа идет уже полгода и почти завершена. Этот сайфер ребята хотят продвигать, потому что все артисты задействованы в ролике, делают, по словам Данила, как будто для себя:

- А чем мы хуже других? По качеству эти треки не уступают Скриптониту, мне кажется. Моя цель - чтобы о ребятах услышали. Не стоит опускать руки, а стоит продавать себя, продвигать. Они надеются, что их трек «выстрелит» и они за час станут знаменитыми. Не станут, это рост и работа - продвигать себя. С «Аскетизмом» мы совершили ошибку, что не стали его продвигать и показывать другим классным ребятам. Просто выложили на YouTube. С этим видео мы поступим иначе: будем писать продюсерам, менеджерам.

 Блиц

- Данил, я называю имя режиссера, а ты коротко его характеризуешь для себя. Айсултан Сеитов (режиссер клипов: Масло Черного Тмина - «Неведомый мир», Иван Дорн - Afrika)?

- Я не скажу, что я его фанат, но определенно Сеитов молодец. Он режиссер-отличник, все без помарочек, как будто «что соседи подумают». Он вернулся недавно в Казахстан, здесь в нем нуждаются, он это понимает.

 - Ладо Кватания (режиссер клипов: Дельфин - «387», Манижа - «Мама»)?

- Клевый. Я его фанат. Сейчас он снимает первый полнометражный фильм, я очень жду. Несмотря на то, что он грузин, у него русская душа. Проблемы, которые он затрагивает, мне знакомы, тем более это очень хорошо творчески организовано.

 - Илья Найшуллер (режиссер фильма «Хардкор» и клипа The Weeknd - False Alarm)?

- Классный режиссер, но я не сильно погружен в его творчество. Он вне моего медиапространства.

 - Сарик Андреасян (режиссер фильмов «Защитники» и «Непрощенный»)?

- Я всегда к нему нейтрально относился, несмотря на то, что его ругали. Но в последнее время он учится и получает дозу похвальбы. Человек что-то делает, старается, и это хорошо.

 - Эммануэль Любецки (оператор фильмов «Бердман» и «Выживший»)?

- Я не могу отделить его операторскую работу от самих картин. Они мне нравятся и, соответственно, его работа мне нравится.

 - Квентин Тарантино (режиссер фильмов «Криминальное чтиво», «Убить Билла»)?

- Классика. Я сейчас же не своими словами буду говорить. Человек, который передвинул эпоху, показал кино иначе.

Фото из личного архива Данила ИБРАШЕВА