До 2 770 000 тенге - без сертификата

Галина КАТКОВА

В правила организации закупок внесено существенное для бизнеса изменение

 Важно, чтобы его услышали, поняли и начали исполнять госорганы, необоснованными исками которых к поставщикам товаров завалены суды. Таков был основной лейтмотив обсуждения этой темы на недавнем заседании совета по защите прав предпринимателей региональной палаты предпринимателей. До сих пор организаторы закупок предпочитают перестраховываться.

 Область лидирует

В заседании совета поэтому участвовали представители областного суда и специализированного экономического, на который и падает основная нагрузка по разрешению исков, связанных с госзакупками. Также присутствовали руководители управлений государственных закупок и внутреннего государственного аудита, ревизионной комиссии, которые часто привлекаются для разрешения споров о правомерности претензий заказчиков к поставщикам. Собрались для того, чтобы выработать единую позицию и слаженный алгоритм действий в отношении обоснованности подачи исков.

Рис. caricatura.ru

Дело в том, что с 1 января 2019 года (то есть уже почти два года) действуют изменения, внесенные в Закон РК «О государственных закупках». Они регламентируют условия, при которых заказчикам в лице государственных органов и предприятий вполне можно не подавать иски к поставщикам. Вот эти условия: добровольная выплата поставщиком неустойки (штрафа, пени), что актуально, если товар, скажем, поставлен с небольшой просрочкой; полное исполнение договорных обязательств; отсутствие ущерба, нанесенного заказчику.

Уже в этом году Верховный суд РК изучил, как работают принятые поправки. Анализ показал, что в стране число споров по госзакупкам снизилось на 15% (15 338 против 17 942), а конкретно количество исков о признании поставщиков недобросовестными уменьшилось на 24% (10 024 против 13 106).

Положительная тенденция есть везде, кроме Костанайской области.

В нашем специализированном межрайоном экономическом суде количество госзакупочных исков только увеличилось. За 8 месяцев этого года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года более чем в два раза, с 804 до 1 700. Почему? У предпринимателей-поставщиков добавилось объективных трудностей, а заказчики предпочитают не пользоваться поправками в профильный закон, дескать, пусть суды разбираются, наше дело подать иск.

 Хотели как лучше

О трудностях. На заседании совета приводилась статистика: в Костанайской области 43,2% всех госзакупочных исков - о признании недобросовестными поставщиков, которые не смогли предоставить сертификаты о происхождении товара или их копии.

Такая обязанность у них появилась с августа 2019 года, когда министр финансов своим приказом № 899 внес изменения в действующие Правила организации государственных закупок. Теперь в типовом договоре о госзакупках товаров предусматривалась обязанность поставлять их только с сертификатом происхождения или копией установленного образца. Причем требование распространялось на все договоры, независимо от суммы.

Таким образом, хотели поднять казахстанское содержание в государственных закупках.

- Но на практике возникла ситуация, когда предприниматели поставляют товар, а предоставить сертификат о его происхождении не могут, поскольку стоимость оригинала сертификата иногда в несколько раз перекрывает сумму, обозначенную в договоре, - сказал в ходе обсуждения судья СМЭС Роман ГАЛИМЖАНОВ.

На заседании говорили, что стоимость оригинала достигает 90-180 тыс. тенге. Закупки госорганов нередко связаны с поставкой недорогих канцелярских товаров, расходных материалов для оргтехники. Приводили пример судебного спора о поставке стержней для ручек: костанайское ТОО заключило договор на сумму 487,2 тенге. Предприятие попытались признать недобросовестным поставщиком лишь из-за отсутствия сертификата о происхождении российского товара, а стоимость документа составляла треть суммы договора.

- Как правило, претензии по качеству и количеству товара у заказчиков отсутствуют, - рассказывал Галимжанов об анализе судебной практики, - он принимается с утверждением акта приема-передачи. Обычно в суде выясняется, что предприниматели пытались получить сертификат. Но исполнить данное обязательство бывает невозможно ввиду отказа зарубежного партнера в предоставлении этого документа, что наблюдается нередко по товарам российского происхождения. Или, как уже говорилось, его стоимость несоизмерима с суммой договора. Существуют и препятствия, связанные с пандемией коронавируса. Выступающий напомнил, что в связи с карантинными ограничениями постановлением правительства № 127 от 20 марта 2020 года определен особый порядок госзакупок, лояльный к трудностям поставщиков в период кризисных ситуаций. И он действует до конца года.

Кроме того, в соответствии со статьей 56 кодекса «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» требование о предоставлении сертификата, о происхождении товара распространяется только на ввоз/вывоз товаров из третьих стран. Какие страны третьи? Четкий ответ на вопрос дает пункт 5 статьи 25 договора Евразийского экономического союза, где говорится, что ввоз\вывоз товаров из государств-членов ЕАЭС осуществляется «путем свободного перемещения товаров между территориями этих государств без таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного, фитосанитарного)». Исключения договором предусмотрены и перечислены.

То есть существует несколько оснований для заказчиков не зацикливаться на сертификате о происхождении товаров, однако подачу исков в суд по этому основанию они в Костанайской области считают безусловной.

- В итоге введение этого новшества увеличило нагрузку не только на суд, но и на других людей, вынужденных участвовать в судебных разбирательствах, - резюмировал Галимжанов, - специалистов госорганов, сотрудников прокуратуры, предпринимателей. Огромный человеческий ресурс вовлечен в рассмотрение дел, по сути, не требующих судебного разбирательства.

 До 1 000 МРП

Тем не менее при всей абсурдности ситуации существуют законодательные коллизии, утверждали выступавшие судьи, которые не позволяют 100-процентно игнорировать такие иски, возвращать их без рассмотрения. Поэтому Верховный суд РК вместе с НПП «Атамекен» продолжили поиск решения проблемы. На сегодня для части закупок оно найдено максимально конкретное.

Министр финансов РК подписал приказ от 28 октября 2020 года № 1050, сразу же зарегистрированном в министерстве юстиции. Называется «О внесении изменений в приказ министра финансов РК от 11 декабря 2015 года № 648 «Об утверждении правил осуществления государственных закупок». Этот документ меняет редакцию пункта 5.1 приложения 19 к правилам, где изложены требования по документам. Специально даем названия документов полностью. Откройте, посмотрите.

Самый важный подпункт в контексте изложенной выше темы - пятый. Из него следует, что не требуется сертификата о происхождении товара СТ-KZ, если сумма в договоре на поставку товара не превышает 1 000 МРП, сегодня это 2 778 000 тенге.

На заседании совета высказались представители управлений госзакупок и внутреннего госаудита, ревизионной комиссии. Все заверили, что учтут в работе изменения и доведут до сведения организаторов закупок.

Заседание шло в режиме онлайн, к нему подключались и предприниматели, которые могли задать вопрос. Один из них звучал так: если закупается несколько наименований товара, например, молоко, крупа, сахар, а договор один, как считать с учетом изменений. Представитель управления госзакупок пояснила, что считать, превышает или нет закупка порог в 1 000 МРП, нужно по каждому предмету договора в отдельности.

Как быть с закупками, проведенными до 28 октября при отсутствии сертификатов о происхождении товара, второй вопрос.

Закон обратной силы не имеет. Но заказчикам необходимо основываться на всей совокупности действующих условий, которые минимизируют необходимость обращаться в суд, отметил судья Галимжанов. И зачитал своеобразную памятку, текст которой мы вынесли в инфобокс.

 Решать до суда

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана по Костанайской области Самат САДВАКАСОВ отметил, что в сфере госзакупок есть и другие проблемы. Много.

- Мы проанализировали судебную практику за прошлый год и выяснили, что заказчиками было подано 428 необоснованных исков о признании поставщиков недобросовестными, что составляет 39% от общего количества, - отметил он, - надо усилить работу по обучению должностных лиц госорганов и организаций, участвующих в госзакупках.

Садвакасов предложил также создать структуру по досудебному урегулированию споров по госзакупкам на базе государственного уполномоченного органа. Примером, по его словам, может быть служба госдоходов. Налоговые споры сейчас могут быть рассмотрены апелляционной комиссией при Министерстве финансов РК. Ежегодно примерно 30% всех рассмотренных споров разрешаются на уровне комиссии положительно.

 

Когда иски необоснованны

В случае обращения в суд с иском о признании поставщика недобросовестным участником госзакупок в принятии такого иска будет отказано при наличии следующих условий: претензии по качеству и количеству товара отсутствуют; товар принят с утверждением акта приема-передачи товара; отсутствует необходимость в предоставлении сертификата о происхождении товара согласно статье 56 Таможенного кодекса РК; срок исполнения обязательств приходится на время карантина.

При этих условиях суд будет реагировать на необоснованную подачу исков вынесением частных определений.