Дистанционка - куда мы идем?

Юрий БОНДАРЕНКО, специально для «НГ»

Профессор КРУ им. Байтурсынова - о проблемах в образовании, которые возникли еще до пандемии

 Близится начало нового учебного года, и в самых разных странах разгораются споры о дистанционке и новых реалиях, в которых придется существовать системе образования. Писала об этом и «НГ» в статье «И снова школа - наш дом родной», опубликованной 13 августа. На мой взгляд, в дискуссиях пока не хватает попыток осмысления именно человеческих аспектов проблем и того направления, в котором мы движемся.

Как будто ждали Covid-19

Конечно, все наши размышления, охи и ахи, боли и стоны, рождаемые происходящим в системе образования, неотделимы от проблем защиты от вируса. И тут - слово серьезной медицине. Как ни шумите, а жизни и здоровье надо бы беречь.

Юрий Бондаренко: «Возникает ощущение, что в такой системе бессмысленно работать» / Фото из архива «НГ»

Но вот только ли в Covid-19 дело? И только ли в этом году наше образование стало лихорадить?

Вспомните, уже десятилетия назад начался путь к разнообразной, но изнурительной формализации и механизации образовательных процессов. Все более строгие, причем меняющиеся требования, предъявляемые к формам, оставляли зачастую все меньше места вниманию к содержанию. Если когда-то у нас бурно обсуждали живые занятия (на одну из моих лекций даже приезжали коллеги из Рудного, и не для того чтобы что-то просто перенимать, а чтобы анализировать, искать уязвимые, с чьей-то точки зрения, места), то последние десятилетия на авансцену выдвигаются формы.

Нечто похожее можно наблюдать и в том, что мы пока еще именуем наукой. И тут я сужу не понаслышке. Раньше, когда я готовил к публикации книги, брошюры и статьи, издававшиеся в Москве, то в редакциях никого не интересовали формы. Зато могло буквально «обсасываться» каждое слово, проверялись всерьез источники информации. Сегодня же зачастую архиважно верно оформить, а нередко и заплатить за публикацию своей же работы. А что уж ты там написал - дело второе.

Формы и методические основы, конечно, тоже значимы. Но сама работа над этим может поручаться именно специалистам в своей области, а не вестись кустарно.

Когда мне довелось, помимо работы в своем вузе, вести занятия в одном из филиалов, я, как и многие другие, соприкоснулся с «Юнитами» - готовившимися в Москве сжатыми пособиями для занятий по предметам. Пособия эти были очень удобны и качественны. Но готовили-то их не повсюду, как пирожки на домашних кухнях, а в специальном центре. И даже при этом филиал рухнул, потому что пособия пособиями, а живого квалифицированного обучения там стало явно не хватать.

Какое все это имеет отношение к дистанционному обучению? Да самое прямое. Формализация образования загодя вспахала почву для обучения, сопряженного с оскудением живых контактов между людьми. Как будто так и ждали Covid-19.

А ведь то, во что мы втягиваемся, не просто драматично, а во многом катастрофично. Все стремительнее процессы расчеловечивания образования, а сегодня - уже и разобщения индивидов. Перефразируя известное, можно было бы воскликнуть: «Если бы Covid-19 не было, его бы надо было выдумать!»

 Что такое образование?

Взглянем свежим взглядом на то, что предлагают ученикам, и задумаемся: «А что такое образование?» Это же не просто обучение процедурам, технологиям, но и поддержка личностного развития, которое неотделимо от внимания к возможностям и потребностям, к организму в целом. Но много ли мы увидели в чиновных рапортах и рассуждениях того, что хотя бы соприкасается с учетом возрастной психологии, физиологии, школьной гигиены?

Вопрос кардинальный. Ведь многие специалисты говорят о том, что детям младшего школьного возраста занятия с гаджетами решительно противопоказаны, так как могут нанести серьезнейший вред здоровью. Желающие вправе с этим спорить. Но просто игнорировать такие предупреждения нельзя.

А как быть с реальной физкультурой? И как быть с постоянно упоминаемой необходимостью социализации и приучению к взаимодействию с другими? Вспомним, в чем была сила легендарных спартанцев, что стало одним из их главных козырей. Их учили взаимодействию. К примеру, с детства собирали группы в несколько десятков человек, которые должны были сталкивать противников в воду…

А если взглянуть на тот же процесс со стороны школьного учителя и преподавателя вуза? Понятно, что многим предстоит осваивать немало нового. Но что больше всего напрягает? Не интерактивные лекции, семинары и уроки, а то, что целыми десятилетиями все более выпячивающаяся система контроля наряду с другими мелкими, но не творческими видами деятельности, начинает превращаться в монстра, высасывающего силы педагога. Одно дело - провести занятие, дать урок вживую, и совсем иное - бесконечно проверять и оценивать то, что вам пишется, и все интенсивнее вбивать те или иные формы в компьютер. Какое после всего этого останется время на чтение, саморазвитие, творчество? Да ведь это же замаскированное и замедленное убийство интеллекта в целом и резкое падение возможностей поддержания подготовки преподавателя-предметника.

Подобно советским военачальникам, еще не понимавшим, что происходит в начале войны с Гитлером, наши чиновники от науки и образования сплошь и рядом безрассудно расходуют человеческие ресурсы. А это уже страшно… У творческого человека начинает рождаться ощущение, что в такой системе образования невозможно и бессмысленно работать. Ведь субъективно нерациональность траты сил (а может быть, и объективно?) в чем-то уподобляет сегодняшних педагогов узникам концлагерей, которые должны были копать ямы и снова засыпать их землей, либо возить тачки туда-сюда. Есть упоминания, что именно такие умирали быстрее, чем те узники, которые выполняли не менее тяжелую, но более осмысленную работу.

 Прогресс или регресс?

Нет, я при всей своей личной технической отсталости не против Интернета, онлайн-конференций и т. д. Дистанционка, возможность получать информацию, общаться на расстоянии драгоценна. Однако тут важны наши акценты.

Электроника, технические и иные детали значимы, как и строевая подготовка солдата. Но количественные изменения переходят в качественные. Это незыблемый закон диалектики. Когда строевая перерастает в шагистику, как во времена русского императора Павла Первого, уже не до боевой подготовки. Так и у нас: строевая форма сплошь и рядом теснит собственно профессионализм. Более того, мы катимся в раннее средневековье, а отчасти даже в каменный век.

Как так? У нас же такая сногсшибательная техника! Но суть прогресса - в развивающемся разделении труда. Это в каменном веке и при натуральном хозяйстве в цене был на все руки мастер. Но на то оно и разделение труда, чтобы уже в команде, а не поодиночке, как кустари, делать общее дело. И опыт-то есть.

Например, у нас на кафедре при С. А. Колдыбаеве обширную методическую работу, где только это было возможно, вели в команде. Более опытные отвечали за содержание, включая и корректность тестов, а те, кто моложе, за формы. И результат был. Хотя и ту работу на уровне министерств можно было бы организовать куда более рационально.

Так и с электроникой. При всем при том что у нас замечательные компьютерщики и онлайн-занятия очень грамотны, я бы не нажимал на обязательность сертификатов, получаемых абсолютно всеми преподавателями на соответствующих курсах. Ведь было бы куда продуктивнее готовить те же видеолекции не отдельным преподавателям, а спецгруппам или центрам. Тогда и уровень вырастет на порядок.

Но и при этом дистанционка, по моему глубокому убеждению, может быть лишь подспорьем, а не магистральной дорогой образования. Не случайно в Интернете сейчас все чаще можно встретить суждения о том, что обычные формы образования сохранятся для «элит», тогда как омассовленное дистанционное образование будет предназначено для «быдла». Только вот согласятся ли безропотно играть роль быдла сотни и сотни миллионов людей?

Да и насколько может быть терпимым для государств, желающих сохранить хотя бы элементы суверенитета, обвал уровня образования? Разве не очевидно, что все разговоры и решения о незыблемости границ, национальном коде останутся лишь в мире словес, если мы будем так же упрямо, как и сегодня, крушить наше образование, главной целью которого остается то, что недостижимо при дистанционке: гармоническое, то есть комплексное духовное, интеллектуальное и физическое развитие индивидов?