Куда мы едем и на чем?

Марина ЕЛИНА, sudba@ng.kz
Евгения ТЯГУНОВА, ng@ng.kz
Николай СОЛОВЬЁВ (фото), photo@ng.kz

Междугородные перевозки в Костанайской области становятся неконкурентной отраслью

70% всех автобусных перевозок по области осуществляет сегодня один из самых крупных перевозчиков Костанайской области ТОО «Рудный автотранс». И все бы ничего, да качество этих перевозок не улучшается. 5 часов по дороге из Костаная, к примеру, в Житикару вы можете провести как в относительно комфортабельном Икарусе, так и в ПАЗе ещё советских времён. Цена одна. И никаких гарантий того, что вы приедете вовремя или условия поездки будут приличными.

Цена еще не качество

- Пишу о проблеме, которая для определенной группы костанайцев и рудничан является очень актуальной...» - это письмо пришло в редакцию «НГ» в начале марта. Студент одного из костанайских университетов, рудничанин Алексей БОКОВ пожаловался «НГ» на необоснованное, по его мнению, повышение цены на билеты на автобусном сообщении Костанай - Рудный.

- Это один из самых популярных маршрутов со стопроцентной заполняемостью. Для меня остаётся загадкой, почему на нём происходит столь частое и ощутимое для большинства горожан повышение? - говорит Алексей. - Ещё в мае 2007 года билет из Рудного до областного центра стоил 110 тенге, с сентября по январь нельзя было уехать дешевле, чем за 160 тенге, а с февраля 2008 года билет поднялся до 210! Хочу заметить, что ни о каком улучшении сервиса вместе с повышением цены у перевозчиков и речи не идёт. Однако цены на тот же маршрут у таксистов, несмотря на подорожание бензина и запчастей, остались прежними: 250 - 300 тенге.

Интересно, но большинство остальных маршрутов оказались не столь зависимыми от скачков цен на внешних рынках. Но при этом пассажиры не радуются. Да и с чего бы? Сегодня, например, уехать из Лисаковска, как утверждают постоянные пассажиры маршрута, весьма проблемно. Иногда автобус просто не прибывает в назначенное время, и людям приходится менять билет на следующий рейс либо уезжать на такси или проходящем автобусе. Если таковой, конечно, имеется.

- В начале января я выехала из Лисаковска в 13:50 дня, - рассказывает студентка костанайского пединститута Дарья СЫПАЛО. - 2 часа езды до Костаная растянулись на 4,5. Автобус постоянно ломался, и мы часто вставали на ремонт, ехали очень медленно. Естественно, что потери нам никто не возместил. Судя по жалобам директору местного атвовокзала, а также в департамент пассажирского транспорта и автомобильных дорог, недовольна состоянием дел не только Дарья.

- Да что там - лицом междугородных перевозок всегда был автобусный маршрут Костанай - Челябинск. С чем сейчас приходится сталкиваться пассажирам? Далеко не всегда международный рейс выполняют современные комфортабельные автобусы. Часть кресел в старых машинах не откидывается. Из окон дует. Двери частенько неисправны. Тяжеловесных и не очень комфортабельных монстров шустро обставляют на этом маршруте частные микроавтобусы.

Кто ответит?

- В этой ситуации мы бессильны, - не стал спорить с недовольными пассажирами директор лисаковского автовокзала Александр ЯЦЕНКО. - Ничем не поможем пассажирам, поскольку пустить свои автобусы мы не можем. Наших людей возят автобусы ТОО из Рудного.

С коллегой согласна и директор костанайского автовокзала Любовь АМОНИЧ. Она объяснила, что к повышению цен на маршрут Костанай-Рудный, а равно и к сервису перевозок ее предприятие имеет более чем косвенное отношение.

- Мы услугодатели и отвечаем только за реализацию билетов перевозчиков.

Поэтому ровно в 20.00 двери автовокзалов закрываются. И если вы не успели уехать до этого по нужному маршруту, ждать свой автобус придётся на улице. Поскольку наши автовокзалы - это давно уже ТОО, основная цель которых - прибыль, то даже туалеты в них платные (это от новой рыночной экономики), а вот холодные облупившиеся сиденья в зале ожидания и унитазы - старые, видимо, от невымирающего советского прошлого.

Что касается перевозчиков, то тут нет большого многообразия. И это странно, поскольку отрасль лишается такой важной составляющей своего развития, как конкуренция.

- Мы достаточно крупное предприятие, - комментирует «НГ» директор осуществляющего более 70% всех перевозок по области ТОО «Рудный автотранс» Кумар БОПАТАЕВ, - и сумма наших затрат на содержание автобусного парка, коммунальные услуги достаточно большая. Цена на билет складывается из выросших тарифов на электроэнергию, тепло, подорожавших запчастей. Многие наши автобусы оставляют желать лучшего. Нам бы ежегодно обновлять 15% парка в год, а мы можем позволить себе только 5-7%. Чтобы в автобусах был желаемый уровень комфорта, доходы должны перекрывать расходы. А это пока сложно даётся. И если сейчас мы не будем повышать стоимость проезда, то рискуем уже завтра остаться без транспорта!

- Мы всегда реагируем на все обращения граждан и по каждому случаю разбираемся, - в свою очередь прокомментировал ситуацию начальник отдела пассажирского транспорта и перевозок департамента транспорта и автомобильных дорог Игорь ГОСТЕВ. - Из Лисаковска к нам поступило устное заявление, тем не менее меры принимались, если проблема остаётся, пусть люди обратятся к нам ещё раз с письменным обращением - будем решать вопрос по-другому.

Согласно договору, который заключают между собой перевозчик и департамент транспорта, при более чем двух нарушениях условий договора в месяц он может быть расторгнут. Причем в одностороннем порядке, от лица департамента. Но зачастую меры, принимаемые при выявлении нарушений со стороны перевозчика, ограничиваются штрафами нерадивых услугодателей от инспекции транспортного контроля.

- Мы практически ежемесячно проводим оперативные профилактические работы совместно с ГАИ, - говорит начальник отдела контроля на автотранспорте и автодорогах ГУ «Инспекция транспортного контроля» Самат КЕМПИРОВ, - после рейдовых проверок и выявления у перевозчика нарушений мы составляем административный протокол и выписываем ему штраф. Но если у пассажиров возникли сомнения или вопросы по качеству предоставляемых перевозчиком услуг раньше, чем у нас, в первую очередь, они должны обращаться с претензиями к перевозчику. Если проблема не решается - пусть обращаются к нам, в принципе, мы это и должны контролировать... Если автобусы старые, в них плохо закрываются двери, там холодно - это должно учитываться тендерной комиссией при проведении конкурса на оказание услуг.

Спасение уезжающего - дело рук...

Осенью прошлого года ТОО «TTS Risen» выставляло на конкурс свои автобусы на осуществление перевозок на нескольких областных маршрутах, но проиграло.

- Возможно, речь и не идёт об отсутствии конкуренции как таковой, - считает директор ТОО «TTS Risen» Николай КУШНЕРОВ, - но другое дело, что этой здоровой конкуренции здесь у нас не дают работать. Мне лично непонятно, как можно с хорошими, импортного производства автобусами, как у нас, проиграть тендер на Аулиеколь? И если у людей возникли жалобы на качество автобусов и осуществляемых перевозок - то над этим уже давно должна задуматься тендерная комиссия! А в её состав входят и представители ГАИ, и представители акимата, и непосредственно департамент транспорта и автомобильных дорог. Сегодня рудненский перевозчик привлекает для работы на своих маршрутах частников со стороны. Своих автобусов не хватает. А что можно взять с «частных» водителей в случае ЧП или чего-то ещё?

Результаты такой политики полной ложкой хлебают пассажиры. И «похлебка» им не нравится. Из сложившейся ситуации есть два выхода: смириться с нынешним положением вещей или менять политику перевозок. Первое проще, второе - логичнее. Что выбираем?

Карикатура Батырбека ДЖУЗБАЕВА