Пока еще лед позволяет рыбачить

Рыбачка СОНЯ

Традиционно наш март - самый уловистый рыбацкий месяц

В этом сезоне особенно везет карасятникам, эту рыбку наши рыболовы сейчас выдергивают из лунок на четырех водоемах.  Рыбацкий народ четко распределяется по определенным местам: щукари и окунятники предпочитают Речное, Лебяжку, Койбагор, Талы, Солдатское; карасятники - Косколь, Итсары, Сарыколь, Аксуат.

Аксуатские страдания

Мы с Сабанеем - «всеядны», но сейчас пока не дает покоя его сиятельство карась. То и дело приходит информация о килограммовых чушках, выловленных то на Сарыколе, то на Аксуате. Нас не смущают даже признания тех, кто, просидев там полдня, не видел и поклевки. Как и все рыболовы в мире, перед отправкой на рыбалку мы уверены, что именно нас обязательно облюбует рыба, что наша от нас не уйдет, непременно осчастливит…

На берегу Аксуата - автостоянка

Недавним днем выезжаем из города в 6.30 утра, добираемся до Аксуата к восьми. А тут уже по берегам - целое автонашествие. Впрочем, много машин и на льду, хотя сейчас он уже коварен. В месте заезда метров 10 от берега - вода, но неглубоко, так что некоторые любители экстрима все-таки форсируют эту переправу. А как будут вечером выбираться, ведь в природе здесь уже до +6 и солнышко наяривает? А для нас пешком 50 верст - не крюк, а здоровье, тем более что по льду сейчас идешь, как по мокрому асфальту.

Выбираемся на лед по соседству с автопереправой. У берега он трещит под ногами, но еще выдерживает. А дальше - марш-бросок аж до противоположного берега, а это километра четыре-пять. Но именно там, по моей информации, нас заждались увесистые карасиные чушки. И на протяжении всех этих километров впритык, плечом к плечу, восседают рыболовы. У каждого - от пяти до десяти лунок с расставленными удочками. Передвигается рыбацкий люд от лунки к лунке, подергивая сторожки. Некоторые вблизи приспособили жерлицы. Мне очень хочется увидеть хотя бы одного свежевыловленного карасика, но, пока шла, такового обнаружить так и не удалось. При таком карасином бесклевье наш ушлый народ не терялся, кто-то, собираясь в компании, весело общался, кто-то сублимировал с помощью стопарика.

Нашему желанию удалиться от толпы не суждено было сбыться: рыбацкая армия растянулась до противоположного аксуатского берега. Но здесь, в заливе, под бывшей деревней Мокрое еще можно было найти свободные пятачки на льду и вклиниться в них.

Расставляем свои 8 удочек в редком тростнике, лунки не прикармливаем. Ждем поклевок, прогуливаясь между снастями и слегка поигрывая сторожками. Через час такого променада становится ясно, что клева нет. Причем не только у нас, но и в обозримом ледовом пространстве. Созваниваемся с теми, кто рыбачит в километре от нас. Там та же песня. Лишь кое-кому удается выудить 2-4 карасика. А ведь еще пару дней назад здесь их ловили десятками. После пяти вечера утомленная бесклевьем армия начала рассасываться. Отправились к берегу и мы. Наш улов на двоих - три карася и три окуня. Спасибо, батюшка-Аксуат, за то, что ты учишь быть терпеливыми и получать удовольствие не только от клева, но и от дыхания весны. Свои 4-5 км обратного пути я шла с удовольствием, любуясь пролетающими над головой лебедями и кивая пухлым бакланам. Солнце в паре с ветерком уже было почти летним, а небо сочно-синим. Рай!

Выход со льда пришлось поискать, так как там, где заходили утром, уже кто-то успел провалиться. Воды на автопереправе заметно прибавилось, низкие легковушки с трудом преодолевали ее почти вплавь. А на следующий день я узнала о том, что служба ЧС в приказном порядке отправила все авто со льда озера на берег.

Спасительный Косколь

В отличие от Аксуата, предыдущие две недели марта коскольские караси будто дремали. Приехав сюда на следующий день после аксуатских испытаний, мы, конечно, отправились в то место, которое когда-то осчастливило нас хорошим уловом. Да, наверное, нет в мире рыболова, которого бы не тянуло в то место, где у него когда-то хорошо клевало, даже если это когда-то было в прошлом году или в прошлом веке. А это наше клевое место - опять же на противоположном берегу от поселка, где оставлена машина. Но, в отличие от Аксуата, топать туда в два раза меньше. Проходим мимо десятков рыболовов, которые весело дергают ладошечного карасика в двух шагах от берега. Но нам такой не нужен.

По пути к цели встречаем коскольского егеря. Он не только оформляет путевки, но и строго следит за тем, чтобы на льду не было мусора. Да, в отличие от прошлого года, озеро поразило отсутствием на своей поверхности и берегах бутылок, банок, пакетов.

Добираемся до противоположного берега и без труда находим свое когда-то клевое место. Здесь, похоже, со вчерашнего дня стоит палатка, а рядом кто-то колдует над лункой. Пытаюсь разговорить «колдуна», но он на общение не настроен. Узнаю только, что клев скудный, рыба капризная и мелкая, вчера начала клевать только после шести вечера, а ночью лишь периодически. А наше сегодня только приближается к обеду.

Сабаней бурит лунку, сразу становится понятно, почему нет клева. Вода здесь мутноватая и с неприятным запахом: рыба такую не почитает. Пересекаем озеро в обратном направлении и, что делать, пристраиваемся к толпе прибрежных карасятников. У некоторых уже по полмешка рыбы. Но и тут уловистая лунка нашлась не сразу. Но, когда нашлась, стало понятно, что без улова мы на сей раз не останемся. Сторожок на удочке работает почти без перерыва, караси выпуливались из лунки один за другим. Не могу сказать, что все они были стандартного размера. Чаще попадались величиной с взрослую ладонь, реже - детки живцовой величины. А к вечеру вдруг на мою мормышку подсел такой, что я его сквозь лунку кое-как протащила. Несколько увесистых красавчиков попалось и Сабанею. Так что наша коскольская рыбалка удалась. Со своего клевого места мы снялись только после семи вечера. Вокруг нас уже никого не было. Видно, народ, который ловил здесь с утра и обошелся без марш-броска до противоположного берега, успел насладиться  клевом до оскомины гораздо раньше нас.

…На обратном пути, проезжая мимо Аксуата, мы увидели несколько рыбацких машин на берегу. Их хозяева еще на что-то здесь надеялись.

Фото автора

Клев-инфо

• И вновь вступает в силу преднерестовый запрет:
  • на водоемах города Аркалыка, Амангельдинского, Джангельдинского районов Костанайской области на лов:
  • щуки - с 20 марта до 20 апреля;
  • сазана (карпа), леща, линя, судака - с 20 апреля по 30 мая;
  • на водоемах других районов и городов Костанайской области на лов:
  • карася - с 20 мая по 10 июня;
  • щуки, язя - с 10 апреля по 10 мая;
  • сазана (карпа), судака, леща, линя - с 20 мая по 30 июня;
  • сиговых видов рыб - с 20 октября по 30 ноября;
  • налима - с 1 декабря по 31 января;
  • рака - с 15 октября по 30 июня.
  •  В городских зонах, на течении, Тобол «открылся», лед остался только вдоль берегов и на больших заливах, а потому рыболовам надо быть особенно осторожными.
  •  Щука активно клюет на живца на озерах Узункольского района - Речное, Лебяжье.
  •  Окуня и щуку успешно ловят сейчас на Верхнетобольском водохранилище, однако и подъезд к берегу, и заход на лед уже проблемные.
  •  Хорошо идет щука на озере Талы, однако у берегов лед уже слабый.