Тормозной путь длиною в 1,5 года

Ольга ЛИХОГРАЙ

Дело пострадавшей в ДТП на пешеходном переходе в 2018 году жительницы Костаная никак не дойдет до суда

13 сентября 2018 года Елену Батанову на нерегулируемом пешеходном переходе по ул. Майлина сбил водитель ВАЗ- 2114 Даулет Садуев. Женщина попала в больницу с переломами семи ребер и вызванными этой травмой осложнениями. С тех пор Елена пытается доказать, что она пострадала не по своей беспечности, а по вине водителя. Однако уголовное дело в отношении сбившего ее даже не поступило в суд.

 

На этом перекрестке полтора года назад не нарушавшая ПДД Елена получила тяжелые травмы

В Костанайской городской больнице 55-летняя Елена провела два месяца. Лечили не только  переломы, но и развившуюся пневмонию и много еще чего. Последствия травмы оказались настолько серьезными, что на этой неделе женщину оперировали в Нур-Султане. В данной момент она находится в столичной клинике, а уголовное дело в отношении водителя до суда так и не дошло. Почему тормозной путь между ДТП и судом оказался таким длинным?

Сбил и поехал

Подробности дела нам рассказала сама Елена Батанова, которая после очередного отказа решила, что нужно подключать СМИ. По словам женщины, 13 сентября 2018 года она, как обычно, вышла с работы и направилась по пешеходному переходу на противоположную сторону ул. Майлина к магазину «Экспресс». На углу ее ждал муж.

- Я подошла к пешеходному переходу по ул. Майлина, слева от которого стояла длинная вереница машин, - рассказала «НГ» Елена Батанова. - Подождала, чтобы убедиться, что меня пропускают. Водитель одной из машин даже махнул рукой, давая понять, что я могу идти. Дошла до середины пешехода и еще раз убедилась, что там вообще нет машин. Не знаю, откуда появился этот ВАЗ, но почувствовала сильный удар в левый бок. Водитель даже не затормозил, а, сбив меня, просто двинулся дальше. Остановился лишь через 40 метров на перекрестке Майлина - Аль-Фараби на светофоре.

Да и остановился-то, считает Батанова, только потому, что загорелся красный сигнал светофора. Горел бы зеленый - поехал дальше. К сбитой женщине из соседней машины вышел полицейский, который вызвал скорую помощь и патруль. Позже подбежал 23-летний водитель Даулет Садуев, попросил прощения, сказал, что не заметил ее на пешеходном переходе. В тот же вечер пришел в больницу, еще раз попросил прощения, предложил оплатить лечение и просил не подавать заявление. Батанова ответила, что не знает, какой вид травм получила и как долго будет лечиться.

Уголовное дело о ДТП, в котором пострадала Елена Батанова, сейчас находится в прокуратуре, которая должна направить его в суд

Травмы оказались тяжелыми, нанесенный вред здоровью тяжким, о чем подробно сказано в медицинской выписке. Это автоматически подразумевает возбуждение уголовного дела.

- Административного состава преступления здесь быть не может, потому что его усматривают при легком вреде здоровью, - сообщил «НГ» адвокат потерпевшей, автоюрист Анатолий ЛИ. - В случае с Батановой нанесен тяжкий вред здоровью, поэтому и было заведено уголовное дело. Почему оно до сих пор не попало в суд, большой вопрос.

Юрист неоднократно писал об этом жалобы в обе прокуратуры - городскую и областную. Оттуда дело возвращалось следователям, возобновлялись экспертизы, но... солидная папка до сих пор лежит мертвым грузом.

Не мог предугадать разрыв

В экспертизе местных автоэкспертов указано, что в момент ДТП у водителя произошел разрыв наружного слоя резины и кордовых нитей тормозного шланга.

- И указано, что разрыв произошел вследствие нарушения герметичности шланга ввиду его длительной эксплуатации и физического износа, - уточняет Анатолий Ли. - То есть водитель, скорее всего, не занимался своей машиной. Но пытается доказать, что он был на СТО, где ему сказали, что автомобиль полностью исправен, а предугадать, что у него лопнет шланг, он не мог, поэтому и не виноват. Однако официального документа о том, что его автомобиль осматривал мастер СТО, нет. Иначе можно было бы привлекать к ответственности мастера за то, что он выдал непроверенное заключение о техническом состоянии автомобиля. Получается, ответственность в любом случае на водителе, но в полиции и прокуратуре почему-то этого в упор не видят.

Сложности ситуации добавляет и то, что на момент ДТП автомобилю Садуева не исполнилось 7 лет, поэтому технический осмотр транспортного средства не требовался. Однако за эксплуатацию автомобиля все равно несет ответственность водитель, что оговорено в Правилах дорожного движения.

- Водитель обязан отвечать за техническое состояние своего автомобиля, - говорит Ли. - Иначе тогда всех водителей, не следящих за своими машинами, можно автоматически оправдывать. Тут и доказывать особо нечего, если разобраться в деталях. Но складывается ощущение, что расследование специально затягивается, потому что у уголовных дел по ДТП есть срок давности - 2 года, которые в случае с Батановой истекают через 7 месяцев. И тогда доказать вину водителя вообще будет невозможно, несмотря на все медицинские выписки, тяжкие травмы и операции.

4 года без суда и следствия

В такой исход дела легко поверить, если вспомнить случай, который произошел с корреспондентом «Нашей Газеты» Еленой ПИКЕЛЬНОЙ, которую 18 декабря 2015 года сбили на регулируемом пешеходном переходе Аль-Фараби - Майлина. Елена переходила дорогу на зеленый свет.

- Сбив меня, водитель Ержан Ергалиев остановил автомобиль и вышел. Запаха алкоголя я не почувствовала, но мне показалось, что речь его слегка заторможена, - вспоминает Пикельная. - На лобовом стекле лежал снег сплошным слоем толщиной около 3 см. Водитель дал мне свое удостоверение личности и пообещал, что свяжется со мной.

Полицию Пикельная вызвала из травмпункта, где ей диагностировали перелом мыщелка большеберцовой кости слева и наложили гипс от бедра до стопы. Лечение длилось два месяца, а уголовное дело в отношении водителя так и не было передано в суд! Хотя следователь управления полиции Костаная Багдад Нуржанов заверял, что проволочек не будет, потому что в «этом деле нет неясностей». Когда у него на руках оказалось заключение медицинской экспертизы о причинении вреда здоровью пострадавшей средней тяжести, Нуржанов и вовсе заявил, что «это автоматически переводит дело о наезде в разряд уголовных».

Знакомые формулировки, заявления и обещания, не правда ли? Вот только закончилось дело тем, что Нуржанов перестал отвечать на телефонные звонки пострадавшей, а когда Пикельная сама звонила ему на работу, следователя все время не было в кабинете. Так и прошло два года - в поисках Нуржанова и попытках передать дело в суд.

Кстати, дело о ДТП, в котором пострадала Батанова, тоже начинал следователь Багдад Нуржанов. Через пару месяцев появился другой, но суть не изменилась.

- По делу Батановой следователь провел все следственные действия и сделал вывод, что водитель не мог предугадать, что у него лопнет тормозной шланг, - сообщили в пресс-службе департамента полиции области в ответ на официальный запрос «НГ». - Сейчас дело передано в городскую прокуратуру, которая должна либо передать его в суд, либо вернуть следователю.

Адвокат Батановой считает, если следователь сделал вывод о том, что водитель не мог знать о разрыве шланга, то дело вряд ли попадет в уголовный суд.

- Тогда дело будет разбираться в гражданском суде. Но если на руках нет приговора по уголовному делу о виновности водителя, то максимум, что может назначить городской суд по гражданскому иску - это 20 000-30 000 тенге, - говорит Анатолий Ли. - Вина водителя-то не доказана! Но при наличии таких тяжких травм, как у моей подзащитной, это же смешно, правда?

Когда бы не было так грустно. У нас на памяти есть еще примеры, когда, несмотря на степень тяжести травм и явное отсутствие вины с их стороны, дела сбрасывались в гражданский суд. Создается ощущение, что в таких случаях уголовные дела тормозятся намеренно. Причины для этого могут быть разные, но исход один: получившие тяжелые травмы в аварии не могут доказать вину водителя.

Да что там травмы! Анатолий Ли вспоминает, как в прошлом году в деле о ДТП, где недалеко от пешеходного перехода насмерть сбили ребенка, ему 8 месяцев пришлось доказывать, что оно «достойно» уголовного суда. Печальная тенденция.

В законе ли здесь дело или в некомпетентности и нечистоплотности следователей? Какова статистики уголовных дел, которые не доходят до суда, каковы основные причины и контролируется ли работа следователей по таким делам? «НГ» направила официальный запрос в прокуратуру Костанайской области.

Фото Ксении РЕБИК