Стратегия есть, дело - за тактикой

Евгений ШИБАРШИН

Перспективу развития Костаная обещают хорошую. Насколько она реальна?

 31 октября на сессии Костанайского областного маслихата депутаты приняли Стратегию развития Костаная до 2050 года. Все краткосрочные планы для областного центра в последующие годы теперь должны составляться в рамках основных направлений, предложенных в этом документе. Что изменится в Костанае в ближайшей и дальней перспективе? Насколько реалистично разработчики стратегии оценили экономический потенциал города и существующие угрозы? На эти и другие вопросы «НГ» предложила ответить специалистам городского акимата.

По Стратегии развития Костаная до 2050 года новые микрорайоны должны придать городу современный вид / Фото Георгия ШАПОВАЛОВА

 Денег нужно много

Руководитель отдела экономики и бюджетного планирования акимата Костаная Марина ТЕНЬГАЕВА сообщила, что стратегию разработал АО «Институт экономических исследований». Он был создан еще в 1961 году в качестве научно-исследовательского института при Госплане Каз. ССР и в 2007 году преобразован в АО.

- Это ведущий институт, изучающий проблемы комплексного развития экономики Казахстана, - сказала Теньгаева. - Он активно участвует в разработке важнейших государственных программ и законопроектов, в оценке экономической ситуации в стране. Для разработки Стратегии развития Костаная до 2050 года была создана проектная группа из 24 ведущих специалистов института.

Руководитель одного из подразделений этого института - директор Центра региональных исследований Кайсар НИГМЕТОВ, представляя стратегию  на сессии областного маслихата, сообщил:

- В рамках разработки стратегии был сделан анализ социально-экономического развития города по таким показателям, как численность населения, динамика объемов промышленной продукции, рынок труда, объем инвестиций в основной капитал по их источникам.

Депутаты областного маслихата стратегию развития Костаная приняли единогласно / Фото из архива «НГ»

Разработчики пришли к выводу, что основной отраслью с точки зрения создания добавленной стоимости в экономике Костаная остается обрабатывающая промышленность. В 2018 году ее доля в общем объеме валового регионального продукта (ВРП) города составила 26%. Тремя основными отраслями в услугах, которые в совокупности дают 48,1% ВРП Костаная, проектировщики определили торговлю (26,5%), транспорт (12,8%) и операции с недвижимым имуществом (8,8%).

Перечислять эти проценты скучно, но через развитие именно этих отраслей, дающих почти 75% ВРП Костаная, в большей степени и можно рассчитывать на благоприятную перспективу нашего города. Этот вывод можно аргументировать еще и тем, что в прошлом году на названные отрасли экономики Костаная приходится более 68% инвестиций (36,3% - на операции с недвижимым имуществом, 17,4% - на транспорт, 14,7% - на обрабатывающую промышленность). И еще один довод - оказывается, в секторе услуг работает 78% занятого населения, в обработке - 7,9%.

Все это в совокупности с другими факторами, определяющими развитие территории, расценивается лишь в качестве экономического потенциала. Другое дело, как он будет работать в действительности. Насколько экономика Костаная окажется способной подкрепить стратегические планы финансовыми ресурсами.

По оценке разработчиков стратегии, динамика объема промышленного производства за последние 10 лет представляет ломаную линую с подъемами и падениями, но в целом этот показатель вырос в 4 раза. В 2018 году он достиг 298 млрд тенге. Объем инвестиций в основной капитал за этот период увеличился в 2 раза и составил 71,7 млрд тенге.

Много это или мало? Эти цифры можно сравнить хотя бы с предполагаемыми расходами на решение накопившихся в Костанае проблем. А их немало. Чего только стоит состояние коммунальной инфраструктуры. Без ее обновления планы развития города превратятся в пустые мечтания. Кайсар Нигметов в своем докладе ее состояние назвал «ключевым моментом для долгосрочного развития любого города». В Костанае износ системы водоснабжения составляет 79%, электропередач - 73,8%, канализационных сетей - 71%, тепловых сетей - 64%, газоснабжения - 25%. Выяснилось, что только на реализацию проекта по строительству канализационно-очистных сооружений понадобится 8 млрд тенге. А еще городу 140 лет, а ливневой канализации до сих пор нет. На ее строительство понадобится 16 млрд тенге.

Названные проекты настолько финансово емкие, что их исполнение запланировали за пределами ближайших 5 лет. Ориентировочно - до 2030 года. На тот же период отложено и строительство другого дорогостоящего объекта - станции биологической очистки.

Пока же в областном центре наиболее заметно освоение немалых денег на жилищное строительство и ремонт дорог.

 Тенденция обнадеживающая

Речь идет о демографической ситуации в Костанае. Все громадье стратегических планов может остаться на бумаге, если в городе не будет достаточно работающих людей, которые их исполнят. А здесь проектировщикам было над чем задуматься. Население Костаная уменьшилось с 272 000 человек в 1992 году до 243 000 в 2019-м. По самым скромным прогнозам разработчиков стратегии, число жителей Костаная к 2050 году должно вырасти до 293 600 человек (низкий вариант), а по самым смелым предположениям - до 412 700 (высокий вариант). Чем обоснованы такие расчеты?

Инфографика Эдуарда ВОЛКОВА

Проектировщики пользовались методикой, применяемой в международной практике. В первую очередь их обнадежил тот факт, что после максимального падения в 2003 году (до 203 000) число жителей Костаная начало неуклонно расти. Правда, до 2012 года эту динамику портила статистика миграции костанайцев. Их из города выезжало больше, чем приезжало, поэтому прирост населения происходил только по естественным причинам: увеличение рождаемости и снижение смертности. Одним из факторов, подкрепляющим эту тенденцию (особенно ярко он начал проявляться после 2012 года), стал  увеличивающийся приток молодежи в Костанай, притом что на селе увеличивается доля пожилых людей. По этой причине за последние 9 лет средний возраст жителей области увеличился на полтора года, а в городе - на 7 месяцев.

- Источниками прироста населения Костаная до 2050 года разработчики стратегии определили естественные причины, а также миграционные процессы - в основном за счет переезда жителей сел, а также из других регионов Казахстана, возможно, из приграничных регионов Российской Федерации, - сказала руководитель отдела экономики и бюджетного планирования акимата Костаная Марина Теньгаева. - Оценив масштабы выезда молодежи и трудоспособного населения в приграничные регионы России, разработчики отнесли этот фактор к одному из вызовов для развития Костаная. Но, сравнивая миграционную ситуацию в Челябинске, Оренбурге и Кургане и динамику их жилищного строительства за последние 4 года, они отметили, что в Костанае тенденция сейчас достаточно обнадеживающая.

Зная о сегодняшних масштабах внешней миграции костанайцев, с таким выводом согласиться сложно. Официальная статистика показывает, что выезд людей на ПМЖ из Костаная за пределы Казахстана по-прежнему превышает обратный процесс. Хотя с 2016 года одновременно с увеличением числа выезжающих за рубеж возросло и число приезжающих оттуда. Что касается общего баланса миграционного движения людей, то за счет региональной миграции этот показатель с 2012 года для Костаная стал действительно положительным. Эта тенденция устойчивая, на нее и обратили внимание авторы стратегии, прогнозируя прирост населения к 2050 году.

 А где жить?

Вопрос закономерный. По информации Марины Теньгаевой, официальный целевой индикатор по нормам жилья предполагает увеличение его с теперешних 23,5 кв. м на человека до 43,7 кв. м в 2050 году. Этот показатель должен уже к 2025 году вырасти до 25,9 кв. м. Хватит ли при таких нормативах места для нормального жилья 412 700 костанайцам, которые по «высокому варианту» будут жить в Костанае в 2050 году?

Освоение земельных участков в городах регламентируется генеральным планом и проектами детальной планировки. Стратегия развития Костаная указывает лишь основные направления и приоритеты, но по ним уже разработано 123 конкретных мероприятия. Их исполнение требует в том числе и корректировки генплана города.

- Проект корректировки находится на стадии завершения и скоро будет передан для технической экспертизы, после чего внесен на утверждение в правительство. Пока мы можем говорить только о рекомендациях, которые предложили разработчики, - предупредил корреспондента «НГ» руководитель отдела архитектуры и градостроительства акимата Костаная, главный архитектор города Андрей ФИНК.

Проектом занимается ТОО «Градкомплекс», офис которого расположен в столице Казахстана. Андрей Финк рассказал «НГ» о некоторых рекомендациях, предложенных проектировщиками. Среди основных - освоение новых территорий под жилищную застройку. В этих целях корректировка генплана ориентирована на три периода: первоочередной, второй этап и развитие территорий на перспективу.

Что касается первого этапа, то речь идет об уже начатой застройке новых микрорайонов на Северо-Западной окраине Костаная - Юбилейный, Береке, в Западной части - Аэропорт и Юго-Западной - Кунай.

- Это ближайшая перспектива - 2025-2027 гг., - уточнил главный архитектор города. - В Юбилейном осталось построить Ледовый дворец, школу, детсад. Жилой массив заканчиваем. В Береке уже стоит 5 коробок. На следующий год заводим инженерные коммуникации, и там начнут строить еще 11 жилых домов. В Аэропорту жилье тоже заканчиваем. Останется построить коммерческие объекты. В Кунае идет первая очередь - прокладка инженерных коммуникаций. На следующий год начнется строительство тридцати 5-этажных домов. 

Таким проектировщики представляют микрорайон Аэропорт / Фото Евгения ШИБАРШИНА

Что касается застройки центра города, заняться которой рекомендуют проектировщики уже в ближайшей перспективе, Андрей Финк сообщил, что в микрорайоне Жана кала на пр. Абая будет построено 3 многоэтажки, высота которых с учетом башен на них - 12 этажей (между ул. Фролова и Наримановской). Относительно сноса старых частных домов, расположенных в центральной части города, расчет пока делается на повторение опыта ТОО «БК-строй». Для застройки в Жана кала это предприятие выкупило дома и земельные участки у живших там частников.

- Основная проблема - это установленный механизм продажи земельного участка для государственных нужд по рыночной цене, - посетовал руководитель отдела архитектуры и градостроительства. - Бывает, люди называют непомерные суммы. Надеемся, что найдется застройщик, который даже в этих условиях начнет там строить коммерческое жилье. Судя по тому, как сейчас многие квартиры выкупают еще до сдачи дома в эксплуатацию, этот бизнес выгодный.

Есть в городе и другие участки. Один из них расположен на пустыре возле Киевского поселка. Он привлекателен малыми затратами на прокладку инженерных коммуникаций. Предполагается также застроить территорию, где когда-то располагался старый завод химволокна. Там планируются жилые дома и крупный торговый центр.

Вывод ул. Бородина на ул. Гоголя разгрузит перекресток улиц Дощанова и Мауленова / Фото из архива «НГ»

Через эту часть города пробьют улицу  Бородина до Гоголя с выходом на Дощанова.

- Переход ул. Бородина на пр. Аль-Фараби, мимо Аквапарка, уже готовим, а дальше будем смотреть по ходу освоения территории бывшего химзавода, - уточнил  Финк.

Примерная схема продолжения ул. Бородина через территорию старого ЗХВ. Там планируется строительство жилого массива / Инфографика Эдуарда ВОЛКОВА

Ранее сообщалось, что ул. Дощанова планируют продолжить через железнодорожные пути на ул. Доненбаевой (бывшая Авиационная). Андрей Финк говорит, что проектировщики и сейчас настаивают на этом варианте, однако он слишком дорогой, поэтому окончательного решения пока нет.

Для транспортной разгрузки города корректировка генплана предусматривает окончание строительства кольцевой дороги в Северо-Восточной части Костаная в обход Затобольска. А с путепровода на рудненской трассе дорогу планируют пустить напрямую к реке Тобол и построить там мост.

Если выделенных участков для удовлетворения спроса на жилье не хватит, рассматривается возможность в дальней перспективе освободить территории под застройки на введенской автотрассе, а на месте гаражных кооперативов в центре города построить подземные и наземные паркинги.

Зеленую зону планируется развивать в пойме Тобола, сделав Притобольский парк доступным для отдыха в течение круглого года.

Есть в корректировке генплана и предложения по переносу промышленных предприятий за городскую черту - в район созданной недавно индустриальной зоны. Но это тоже в дальней перспективе.

Разработчик стратегии Кайсар Нигметов на сессии облмаслихата обозначил 5 главных направлений развития Костаная до 2050 года: устойчивый рост, «умный» город, конкурентные преимущества, транспорт и логистика, качество жизни.

- Костанай должен формироваться как благополучный, комфортный город, где будут созданы благоприятные условия для жизни, - высказал свое видение Нигметов. - Город должен стать деловым, научным центром в сфере машиностроения и пищевой промышленности.

Это в идеале. Как процесс будет идти в реальности, зависит от многих факторов. В том числе и внешних. К тому же руководители местных органов власти у нас меняются часто, и кто знает, как к этой  стратегии отнесется вновь назначенный аким. Тем более приехавший из другого региона. Выход один - в регламенте маслихата должен быть пункт, обязывающий депутатов регулярно сверять деятельность акимов с принятым планом.