Думая о плюсах, не забывать минусы

Евгений ШИБАРШИН

Можно ли управлять процессом переезда сельчан в город?

 В начале октября первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и его преемник Касым-Жомарт Токаев высказались по поводу усиливающейся урбанизации страны. Елбасы увидел в этом процессе добрый знак, в то время как новый глава государства озаботился его негативными последствиями. Эта тема уже не раз звучала в президентских посланиях, обсуждали ее и в экспертном сообществе. Однако речь там шла в основном о городах с миллионным населением, коих в Костанайской области нет, и навряд ли они когда-нибудь появятся. Означает ли это, что урбанизация Казахстана - это не про нас и ждать от нее бурного развития региона или сопутствующих неприятностей преждевременно?

 

В Костанайской области сельское население уменьшается, а городское растет / Фото из архива «НГ»

 Костанайская область в минусах

Села в регионе за 30 лет независимости опустели. «НГ» по этому поводу публиковала несколько материалов, где сельчане рассказывали об угнетающих условиях, в которых они оказались в результате рыночных реформ. Было понятно, почему многие молодые люди не связывали свою судьбу с деревенской жизнью. Писали мы и о тех, кто, приехав в город, влачил жалкое существование, перебиваясь случайными заработками.

Но, похоже, пришло время уже не для рассказа о бедах отдельных граждан, а для системного анализа. Для этого обратимся к официальной статистике. Даже при некотором допущении, что она не так точна, как бы нам хотелось, эти цифры помогают сделать интересные открытия. Возьмем данные за период, когда ситуация в экономике Казахстана устаканилась и даже получила некоторое развитие. В качестве отправной точки возьмем 2000 год, но годовые цифры будем использовать за последние 7-8 лет.

Сразу же бросаются в глаза любопытные явления. Например, при вполне обоснованном беспокойстве по поводу сокращения среднегодового числа граждан, живущих в селе, и росте за счет этого количества горожан выясняется, что на самом деле в целом по Казахстану число сельчан выросло с 6,6 млн человек в 2000 году до 7,7 млн к началу 2019 года (здесь и далее цифры и расчеты - по данным Комитета по статистике МНЭ РК и Демографического ежегодника Костанайской области 2011-2018 гг.). Небольшое снижение сельского населения наблюдалось лишь в 2014, 2015 и 2018 гг. Возможно, эта тенденция объясняется неуклонным ростом общего числа казахстанцев. Нас стало больше почти на 4 млн человек.

Инфографика Эдуарда ВОЛКОВА

В Костанайской области шел обратный процесс. За 19 лет население региона уменьшилось почти на 100 000 человек. В городах за первые 12 лет анализируемого периода число жителей уменьшилось, но с 2012 года начался неуклонный рост. Однако  потери, которые произошли в предыдущий период, он не восполнил. «Недостача» составила 47 121.

Число сельских жителей с 2000 года уменьшилось на 54 173 человека, так что чисто арифметически эти люди могли восполнить недостаток, образовавшийся в городах Костанайской области, но не настолько, чтобы говорить о возникших на этой почве проблемах.

Главная причина минусовой демографической динамики в нашем регионе, на мой взгляд, - в большой эмиграции. Даже при значительном снижении внешней эмиграции за последнее время в сравнении с 90-ми годами в 2012-2018 гг. за рубеж уехали 28 594 человека. Приехали только 8 737.

Инфографика Эдуарда ВОЛКОВА

Не лучше обстоят дела и с межрегиональной миграцией внутри Казахстана, которая в последние годы значительно выросла. Отрицательное сальдо по всем видам миграции - это сокращение населения в регионе за последние 7 лет  на 28 710 человек. Потеря восполнялась в основном за счет естественного прироста, который составил 21 900 человек.

 А был ли мальчик?

Это лишь общая картина. В городах и районах области - свои особенности. Например, если в подавляющем количестве районов население сокращается, а в Костанайском районе с 2012 года выросло почти на 2 000 человек. Если население Костаная за этот период увеличилось более чем на 23 000, то в Лисаковске идет обратный процесс. Да и в Рудном рост произошел лишь на 2 134, а в Аркалыке только на 500.

Такой расклад вполне объясним. В отличие от Костаная, города области создавались и держатся сейчас на работе одного большого предприятия. Отсюда и ограниченность их развития. Села Костанайского района расположены вокруг областного центра, поэтому они для жителей деревенской глубинки более привлекательны. Впрочем, как и для некоторых костанайцев, которые работают в городе, но переехали жить на свежий воздух.

И все-таки означают ли эти обстоятельства, что перетекание сельчан в город в Костанайской области действительно не создает проблем? Первые, кто на эту тему заговорил публично, - руководители сельских ТОО, которые в последние годы избирались депутатами областного маслихата. Борис Князев, Сайран Буканов, Олег Даниленко, Марат Ахметов и другие не раз поднимали вопрос о выделении средств на ремонт дорог местного значения, газификацию сел, прокладку водоводов с питьевой водой. Главный их аргумент - молодежь в таких условиях жить на селе не хочет и уезжает. По этой причине завтра там некому будет работать.

Тем не менее сельские ТОО производство своей продукции из года в год увеличивают. Даже в условиях массового обезлюдивания поселков. Говорят, что помогает современная производительная техника. Да и бывшие механизаторы приезжают из города на сезонные работы. Однако учредитель ТОО «Каркын» (Мендыкаринский р-н) Сайран Буканов, например, считает, что хотя эта практика и распространена во всем мире, но для Костанайской области применима лишь отчасти. По причине большой удаленности хозяйств от городов и райцентров. В интервью «НГ» он заявил, что при всех обстоятельствах 20-30% населения области должны жить в селах. Сейчас получается 45%. Другое дело, что 24,4% из них старше 65 лет (в городах - 11,9%).

По данным электронной биржи труда, в объявлениях о существующих в области вакансиях 811 из 4 524 приходится на сельские районы. Остро не хватает в основном учителей-предметников и врачей по отдельным специальностям. При такой тенденции, вполне возможно, что когда-то наступит время, и наполнять живым содержанием упомянутые 20-30% будет некому.

Однако в верхнем эшелоне власти проблема переезда сельчан в города волнует с другой стороны. 8 октября президент РК Касым-Жомарт ТОКАЕВ, выступая на совещании в столице, заявил:

 

Касым-Жомарт Токаев: «Большое население наших городов - это проблема, которую надо решать» / Фото express-k.kz

- Ежегодный рост численности населения города на фоне отсутствия должного контроля за внутренними миграционными процессами приводит к повышению нагрузки на социальную инфраструктуру - прежде всего на медицину и образование. Это важный вопрос. Нам нужно установить строжайший контроль над внутренними миграционными процессами. Так дальше продолжаться не может. Я в своем послании сказал, что большое население наших городов - это уже не предмет гордости, это проблема, которую нужно решать.

Заместитель председателя мажилиса Владимир БОЖКО тоже посчитал необходимым высказаться по этому вопросу в кулуарах нижней палаты. Он считает, что из села уезжают по причине плохих условий жизни. 

- Почему в селе спортивная инфраструктура не отвечает потребностям
сегодняшнего дня, здорового образа жизни, - спрашивает самого себя мажилисмен. - Пока мы не создадим нормальные условия для сельчан, мы будем иметь приток в города. Вы посмотрите, программы развития строительства реализуются в областных центрах и пригородных районах. Разве это правильно?

Он, как и глава государства, не озабочен утечкой из села рабочей силы. Возможно, такой проблемы нет, и руководители сельских ТОО выдумали ее лишь с одной целью - найти убедительный аргумент для привлечения государственных финансов на развитие сельских территорий. Потому как до последнего времени большие расходы по содержанию социальной сферы сел, где живут его работники, приходится нести самим ТОО. На основе «частно-государственного партнерства». Дескать, мы (государство) даем вам субсидии, а вы потратьтесь на ремонт школы и детсада. Получается какая-то путаная бухгалтерия.

В экспертном сообществе миграция из села в город аналитиков тоже волнует больше с точки зрения возможных негативных последствий от появления в мегаполисах неустроенных молодых людей. Отсюда - рост преступности и создание благоприятной почвы для экстремизма. Очевидно, еще не стерлись в памяти массовые беспорядки в 2011 году, когда на окраине Алматы переселенцы пытались защитить самовольно захваченные земельные участки. Тогда погиб полицейский.

3 октября во время дискуссии, организованной в Алматы фондом Kazakhstan Urban Forum, политолог Досым САТПАЕВ заявил, что развитие городов должно проходить под контролем правительства.

- Неконтролируемая урбанизация приводит к маргинализации города, - считает Сатпаев. - Это создает благоприятную среду для распространения радикальных идей. Сейчас происходит серьезная трансформация религиозного поля именно за счет урбанизации.

Нурсултан НАЗАРБАЕВ в интервью агентству «Хабар» хотя и говорил о том, что урбанизация - это естественный процесс, но при этом тоже подчеркнул:

Нурсултан Назарбаев: «Урбанизацию никто остановить не может, поэтому надо управлять этим» / Фото zen.yandex.ru

 - Стихийно не должно быть. Положено 20 кв. м на человека, значит, ты не можешь в свою двухкомнатную квартиру прописывать сто человек.

 Надежда на госпрограммы

Означает ли это предложение возврат к институту прописки, который существовал в советское время? Эксперты  считают, что это подорвет одну из главных ценностей современного общества - свободу передвижения. Дескать, если мы согласились, что урбанизация - процесс естественный, то любые административные ограничения миграции из села в город неэффективны.  Тогда в каких формах можно осуществлять предлагаемые сейчас «контроль за развитием городов», «упорядочивание миграции» и т. п.?

Если посмотреть на уже существующие госпрограммы развития регионов и территорий, то они как раз и выполняют эту регулирующую роль. Другое дело, что для городов-миллионников, куда сейчас идет основной поток внутренней миграции, нужны какие-то дополнительные меры. Если взять во внимание вышеприведенный анализ динамики демографической ситуации в Костанайской области, то при наличии в регионе 4 моногородов, имеющих небольшой потенциал развития, лучше принимать комплексные меры как по их развитию, так и по поддержке сел. Чтобы не появлялось желание уехать не только за рубеж, но и за пределы региона. 

Из государственных программ, работающих в этом направлении, можно назвать, пожалуй, программу добровольного переселения оралманов и граждан из трудоизбыточных областей. Например, по информации замруководителя управления координации занятости и социальных программ Аиды ХУСАИНОВОЙ, с 1991 года в Костанайскую область переехали 7 624 семьи оралманов (34 165 человек). Большая часть - из Узбекистана. По программе переселения из трудоизбыточных областей Казахстана с 2016 года прибыли 1 730 переселенцев.

- Переселенцы и оралманы трудоустроены на вакансии медработников, учителей, поваров, водителей, трактористов, механизаторов, газоэлектросварщиков, по другим специальностям, - продолжила Хусаинова. - В 2019 году план по переселенцам составляет 814 человек, по оралманам - 815. Из 569 экономически активных оралманов и переселенцев 84,8% трудоустроены или открыли свое дело.

По информации Хусаиновой, для сельчан сейчас нет проблем получить профессию или переучиться. На такого рода курсах выходцев из села обучается 49%. В 2019 году всего обучены 1 488 человек, 73,3% которых уже трудоустроены.

Учитывая, что только в Костанае объявлено о наличии 2 902 вакансий, Аида Хусаинова считает, что особых проблем с трудоустройством людей, приехавших в областной центр, быть не должно.

Что касается мер по развитию региона и территорий, сейчас действуют программы на период 2016-2020 гг. Как сообщила замруководителя управления экономики и бюджетного планирования Ольга ПОПОВА, уже разработан проект Государственной программы развития регионов до 2025 года.

- Эта программа направлена в том числе и на развитие моногородов и сел, - уточнила Попова. - В ней дано четкое определение опорных сел, их будет 84, сел-спутников, расположенных в радиусе 15 км от опорного, приграничных - не более 50 км от границы. Таких сел 253, где живет 80% сельского населения.

Классификация делалась по балльной системе, через которую учитывались демография сел, наличие инфраструктуры, экономический потенциал и геопространственное положение. Таким образом, планируется концентрировать государственные средства для более эффективного развития сел.

Куда пойдет процесс при таком подходе? Объемы финансирования на газификацию, подачу питьевой воды и ремонт дорог в последнее время из года в год увеличиваются, деньги, скорее всего, так и будут выделяться на проекты, поддерживающие опорные села. Расчет на то, что этими благами будут пользоваться также их села-спутники. Присвоение «опорного» статуса, по словам Ольги Поповой, предполагается периодически пересматривать. Исходя из реальной ситуации. Если опорное село «загибается», его могут такого статуса лишить и присвоить селу, которое начало демонстрировать экономический рост.

Есть и другие программы. Например, в ту же программу развития регионов входит «Ауыл - ел бесiгi», по которой для комплексных работ по развитию 5 райцентров области в 2019 году выделили 2,4 млрд тенге. В следующем году аналогичные проекты запланированы еще по 5 райцентрам. Действует и программа «С дипломом в село», по которой молодые специалисты получают льготные кредиты для строительства дома в селах. На эти цели в 2019 году запланирован 821 млн тенге, что на 214 млн больше предыдущего года.

Какой-то положительный эффект от этих мер, возможно, будет. Но как выживут остальные 20% сел, не вошедшие в названные категории, остается только догадываться. Скорее всего, так, как выживали до сих пор. То есть они, как и прежде, будут активно участвовать в «программе урбанизации». И что тогда ждет их в городе? Где будут жить, работать?

В управлении координации занятости и социальных программ сообщили, что в 2019 году предусмотрено создание 10 076 новых рабочих мест. Фактически за 9 месяцев их создано 13 665, в том числе 8 115 - постоянных. Из года в год наращивается жилищное строительство. В 2018 году введено в эксплуатацию 3 172 квартиры и 624 индивидуальных жилых дома, что на 526 квартир больше 2017 года. За 9 месяцев 2019 объемы жилищного строительства относительно этого же периода прошлого года исполнены на 116%. Большая доля этого жилья хотя и коммерческая, но, по информации некоторых застройщиков, его часто покупают выходцы из села.

Спасает ли это от угрозы маргинализации, о которой предостерегал политолог Сатпаев? Навряд ли. Потому что есть категория бывших сельчан, которым это жилье недоступно. Равно как и другие удовольствия, которые они ждут от переезда в город. Сколько живет их в Костанае и других городах области, нигде такой информации нет. Статистические данные, которыми автор оперировал в данной статье, тоже об этом умалчивают. О них можно лишь догадываться. Так что в таких условиях предложение «регулировать миграцию» обретает лишь формат благого пожелания. Власть, как и прежде, будет работать «по площадям», а там куда «кривая выведет».