«Насильно любить детей не заставишь»

Евгений ШИБАРШИН

Костанайские педагоги - о проблемах, мешающих повысить их статус

В марте 2019 года Правительство РК планировало представить мажилису Парламента РК проект закона «О статусе педагога». Его разработчики даже выезжали в регионы, чтобы собрать предложения педагогов. В итоге появилось несколько вариантов законопроектов. Какой из них направят депутатам, пока не известно. Однако тот, что опубликован на сайте министерства образования и науки, у многих педагогов вызвал разочарование. Он действительно так плох или все-таки поможет решить проблемы, накопившиеся в сфере образования? Этот вопрос мы обсудили с заместителем директора Затобольской средней школы № 1 Балжан ЖАКУПОВОЙ, деканом факультета физкультуры, спорта и туризма КГПУ, кандидатом педагогических наук Натальей КИФИК, руководителем методкабинета областного управления образования Татьяной НАБАТНИКОВОЙ и ее заместителем Сайран МУКАШЕВОЙ, а также представителем родительской общественности Костанайской городской школы-лицея № 1 Лидией МОЛЧАНОВОЙ.

В Казахстане разрабатывается закон «О статусе педагога». Поможет ли он решить проблемы образования?

 Нужна социальная защита

- Судя по публикациям в СМИ, самый наболевший вопрос, который учителя хотели бы решить с помощью закона «О статусе педагога», - надежная социальная защита. Не проще ли ограничиться принятием подзаконного акта по созданию социального пакета для педагогов, а не создавать в очередной раз закон, который не даст нужного эффекта?


Наталья Кифик: «Уборка школьниками территории - это трудовое воспитание»

Наталья КИФИК:

- Статус педагогов зависит от многих факторов. Во многом - от подготовки самого учителя. Что в советское время, что в 90-е, учителя, как и сейчас, были разные. Я, например, помню только своего учителя литературы. Это был классный педагог. Остальные были просто «хорошие люди». Изменит ли данный закон что-либо в профессии педагога, в его подготовке? Сложно сказать. Но, если сравнивать с прежними временами, учитель был лучше защищен социально. Дети педагогов ходили в детские сады, учителя в первую очередь получали путевки для отдыха. Активные могли возить детей по всему Союзу, т. к. была возможность получить бесплатные билеты и путевки. Сейчас такого нет. Мы выезжаем в санаторий «Сосновый Бор», но профсоюз оплачивает только 30%. Это мало. В детсады своих детей устраиваем в порядке общей очереди. В этом плане отношение к педагогам изменилось. Хотя мы говорим, что образованный человек сейчас - самое важное. Поэтому и ставится вопрос о том, чтобы статус педагога поднимать. Чтобы это решалось через создание нормальных бытовых условий, через выплату достойной заработной платы и выход на пенсию раньше установленного сейчас возраста. Все это связано с работой педагогов на износ. Ведь вопрос об их профессиональном выгорании ставится не зря.

 Татьяна НАБАТНИКОВА:

- Тема выгорания актуальна еще и тем, что если раньше это происходило с учителями, имеющими большой стаж, то сегодня эту проблему поднимают и молодые педагоги.

 Наталья КИФИК:

- Я студентам говорю: поработайте в школе года три, и вам в любую сферу дорога будет открыта. Почему учителя оказываются в различных комиссиях, их посылают на всякие дежурства? Потому что они самые дисциплинированные люди. Мы каждый день приходим в аудиторию, где сидит 20 человек, и не можем себе позволить быть не готовыми к занятиям. Думаю, что те моменты, которые прописаны в законопроекте, будут осуществлены. К педагогу повернулись лицом, и, если все это будет принято, ситуация изменится.

Т. Набатникова: «В образовании должны работать люди с внутренней мотивацией»

 Татьяна НАБАТНИКОВА:

- Основные акценты в законопроекте нужно сделать на проблемах учителей. Когда его готовили, в управление образования нашей области поступило более 100 предложений. Многие из них повторялись, поэтому мы все скомпоновали и отправили около 20. Действительно, больший упор делается на социальных условиях. Тут уже говорилось о необходимости для детей педагогов места в дошкольных учреждениях выделять без очереди. Мы такое предложение сделали, его в проекте закона учли. Внесли предложение также  и о досрочном выходе педагогов на пенсию. К нам приезжали представители профсоюзов и заверили, что будут настаивать на введении этой нормы.

Б. Жакупова: «Профессионально выгорают те, кто в школу пришел зарабатывать»

 Балжан ЖАКУПОВА:

- Было предложение дать возможность выйти на пенсию до установленного сейчас возраста при условии педагогического стажа 25-30 лет. Но в министерстве финансов вроде бы сказали, что если учителя будут выходить на пенсию раньше, то при сегодняшней зарплате они к этому сроку не смогут накопить в пенсионном фонде достаточно средств.

 Лидия МОЛЧАНОВА:

- Социальная защита, бесспорно, нужна. Но где будут прописаны все эти нормы - в законе «Об образовании» или в отдельном законе «О статусе педагога», самим педагогам, на мой взгляд, все равно. Главное, чтобы там отражали их интересы, чтобы они были социально и финансово защищены. Это является приоритетом, об этом нужно говорить. В Интернете сейчас много предложений от работающих педагогов. Каждое из них нужно обсуждать. Не думаю, что опытные педагоги предлагают что-то такое, что им просто захотелось. Нет, это трудности, с которым они постоянно сталкиваются.

Само слово «статус педагога» в настоящее время потеряло свое прежнее значение. Я 20 лет назад окончила школу и тогда не представляла себе учителя в бытовых условиях. Как он ведет свое домашнее хозяйство, что он может по-домашнему одеваться. Я не представляла себе, что учитель может быть таким же обычным человеком, как мои родители. Сегодня же мы видим, что былого уважения к учителю нет. Если уже дошло до того, что родитель бьет учителя, как это недавно писали в местной газете, да еще в присутствии своего ребенка. Тут уже встает вопрос о воспитании всего общества, о ценностях, которые сегодня являются главными. Критерии, которые в данном законопроекте будут приняты относительно личности педагогов, - это хорошо. Но нужно сделать так, чтобы учитель внутри себя обладал этими качествами. Мы не можем заставить человека насильно быть добрым, любить детей. А ведь учитель должен любить детей, если он с ними работает. У человека есть еще внутренние качества, за которые он должен сам бороться, постоянно занимаясь самооценкой.

 - И как часто происходят конфликты родителей с учителями, которые «не работают над внутренними качествами»?

Л. Молчанова: «Главное, чтобы новый закон педагогов социально и финансово защищал»

Лидия МОЛЧАНОВА:

- Межчеловеческие отношения зависят от людей. Родители тоже разные. У них разный уровень образования и воспитания. Поэтому противостояния бывают. У нас в школе, например, недавно поставили на входе турникет, так родители это восприняли неоднозначно. Хотя сделано это вроде бы для обеспечения безопасности их детей.

 Учитель - это призвание

- Вы говорили о профессиональном выгорании учителей. Это явление известно и у других специалистов, чья работа связана с большими психологическими нагрузками. Но почему этим начали страдать молодые педагоги?

 Татьяна НАБАТНИКОВА:

- Возможно, это связано с отсутствием у них внутренней готовности к педагогической деятельности. Вторая причина связана с тем, что, когда учитель попадает в реальную школу, он сталкивается с определенной загруженностью. Она и раньше была, но все происходило в рамках устойчивой системы и воспринималось нормально. Сегодня постоянные реформы, и учителю надо как-то к ним приспосабливаться. Программы - новые, система оценок - новая. Меняется и система аттестации. Ввели следующие категории: педагог-модератор, педагог-экспериментатор, педагог-исследователь, педагог-мастер. По каждой из них есть специальные требования. Например, наставники были и в советское время, но обучение молодых учителей совмещалось с основной деятельностью опытного педагога, и эта нагрузка не оплачивалась. В новом законодательстве категорию педагог-наставник предлагается закрепить официально, с соответствующей оплатой его труда. Вообще, требования к учителю растут.

 

С. Мукашева: «На педагогические специальности идут порой с недостаточной подготовкой

Сайран МУКАШЕВА:

- Раньше учитель - это было призвание, это была семейная традиция. Сейчас у нас на педагогические специальности идут порой люди, недостаточно подготовленные и мотивированные. Естественно, когда они приходят в школу, то ограничиваются ведением урока. Возможно, проходит какое-то время, у них появляется желание уйти из школы, и начинается процесс выгорания. Учителя, которых сейчас называют «заслуженными», в наше время никогда не говорили, что уставали от нас. Они ходили с нами в походы, бегали вместе с нами и прыгали, все придумывали. Почему сейчас нельзя то же самое делать? Что мешает? Поэтому школа, готовя своих выпускников, должна провести с ними большую профориентационную работу. А вуз должен сам отобрать, тогда молодой человек с душой будет готовиться к своей специальности.

 Лидия МОЛЧАНОВА:

- Я здесь представляю родительскую общественность, но по первой профессии я педагог. Сейчас, после получения экономического образования, работаю бухгалтером. По наставлению отца вначале поступила в педагогический колледж, потом - в вуз. Начинала работать в школе-саде и чувствовала там себя после колледжа очень уверенно. Потом меня пригласили на кафедру в один из местных вузов. Вот там я попала в сложные условия. Из-за чего, может быть, и произошло выгорание меня как педагога. Хотя нравилось проводить лекционные и семинарские занятия. Меня не останавливало даже то, что подготовка материалов к семинарским занятиям производилась за мой счет. Начиная с раздаточного материала. Но с чем я столкнулась: нет ни одного учебника по педагогике физкультуры и спорта, мне самой пришлось разрабатывать все рабочие программы. Все начиналось с нуля. Мотивации, естественно, никакой, наставника и близко не было. И вот на мне, уже немолодом педагоге, но без опыта преподавания в вузе, висела огромная ответственность за подготовку своих студентов. А руководство требовало и требовало. Может, выгорание происходит из-за того, что наши молодые педагоги не чувствуют должной поддержки, а только требования?

 Балжан ЖАКУПОВА:

- Функции учителя изменились. Раньше он весь урок рассказывал, допустим, о каком-то историческом событии. Сейчас это должны делать сами ученики. Функции учителя изменились, но из педагогического вуза выпускник приходит к этому неподготовленным. Как их самих в школе учили, так и они теперь делают. А нам приходится их переучивать. Учитель сегодня должен организовывать процесс обучения. Это гораздо сложнее. Почему еще статус учителя упал. Во многих телепередачах обсуждают какую-то проблему и говорят: это школа виновата, человека недоучили. А почему не рассказывают о тех учителях, которые подготовили победителей олимпиад?

Закон хороший, если он будет не только декларировать, а начнет работать на педагога. Там прописаны его функции, обязанности, права, но закон примут, а статус педагога в одно мгновение не поднимется.

 Между «добровольно» и «принудительно»

- Много было разговоров по поводу вовлечения педагогов в деятельность, не связанную с их профессией. В проекте закона «О статусе педагога» есть статья, запрещающая это делать. Говорят, что за ее нарушение могут даже ввести административную ответственность. Но проблема в том, что между «добровольно» и «принудительно» слишком тонкая грань. Будет ли эта запретительная правовая норма работать на практике?

рисунок Алексея МАЦАРИНА

 Лидия МОЛЧАНОВА:

- Если человек хочет участвовать в уборке территории, то почему бы его и не пригласить? Когда я была педагогом, мне нравилось работать в приемной комиссии. Когда это делается принудительно, то это, конечно, ненормально.

 Наталья КИФИК:

- Будучи родителем, я наблюдала в школе, как учителей посылали на дежурство в городе, чтобы дети после 10 часов вечера были дома. Наши учителя не откажутся. Порог ответственности у них зашкаливает. Они не могут сказать «нет». Они с утра до вечера в школе. В начальных классах наряжаются Дедом Морозом и ходят поздравлять своих детей. Это уже зависит от нашей работы, от нашей ответственности, и тут никто нас не заставляет. Но учителя ходят и убирают территорию в городских логах.

 Сайран МУКАШЕВА:

- Нас общество воспитало такими людьми. В других профессиях люди пассивнее. Весной и осенью нужно убирать территорию, и учителя понимают, что по такой грязи детям нельзя ходить. А у нас сложился такой менталитет: если не учитель, то кто?

 - Тогда я вас не понимаю. Зачем в таком случае поднимать эту тему? Ведь если эту норму законопроекта примут и кто-то из родителей пожалуется на вывод его ребенка убирать территорию, тогда директора этой школы могут оштрафовать?

 Наталья КИФИК:

- Уборка территории, очищение ее от снега - это же трудовое воспитание детей. Они ездят на уборку берега водоема - это их воспитывает, сплачивает. В сельских школах наши студенты, выезжая туда на практику, выводят детей на дискотеку. Хотя понятно, что учителю еще нужно готовиться к занятиям, повышать свою квалификацию, для чего нужно время. Конечно, если все это прописать в законодательстве, то действительно тут можно «выстрелить» совсем в другую сторону.

 Лидия МОЛЧАНОВА:

- У нас был случай, когда мы, родители, хотели учителям к профессиональному празднику сделать хоть какие-нибудь подарки, но это всех довело до такого ступора, что мы побоялись к Дню учителя принести даже цветочек. Потому что за это могут наказать и родителей, и учителя. Не придем ли мы с такого рода наказанием к еще худшему?

 Наталья КИФИК:

- То есть мы могли бы вывезти детей на природу, но за это могут наказать…

 Лидия МОЛЧАНОВА:

- Чтобы потом этого никто не мог «припомнить», все, что не связано с профессией педагога, действительно нужно делать только на добровольных началах. Тут еще все зависит от профессионализма директора школы. Насколько умело он сможет подойти к учителям. Тогда это будет делаться только на добровольных началах,

 Татьяна НАБАТНИКОВА:

- Вообще, какие бы нормы ни прописывали в законодательстве, на мой взгляд, в образовании должны работать люди, у которых есть внутренняя мотивация, стремление к самореализации. Почему бы, например, не возродить движение вожатых внутри школы: старшеклассники над учениками младших классов. Я сама пришла оттуда и знаю, о чем говорю. Многие педагоги выросли именно из пионерских вожатых. Такие люди обычно по-другому смотрят на систему образования.

 Балжан ЖАКУПОВА:

- Они не выгорают на работе. Выгорают те, кто в школу пришел зарабатывать. Поэтому для них наказание один раз выйти на субботник или посидеть  в комиссии на выборах. Нужно вести активный образ жизни. Проблем накопилось много, поэтому появление закона «О статусе педагога» оправданно. Хотя бы для того, чтобы привлечь внимание к этим проблемам. Но мне кажется, что только законом их не решишь. Нужно подключиться всему обществу.

 Фото Николая СОЛОВЬЕВА