Жилетка для бизнеса, в которую не плачут

Галина КАТКОВА

Возможно ли монетизировать опыт социального предпринимательства

На встречу к индивидуальному предпринимателю Айгуль Мустафиной мы напросились после того, как она уже получила множество похвал и даже побывала на приеме у президента. Хвалили ее, конечно, за дело - за смелость, работоспособность, за перспективность идеи. Айгуль с подругой придумали «Социальное ателье «Кишкентай», шили утяжеленные жилеты для детей с ДЦП, аутизмом, гиперактивных. Идею стартапа оценил Всемирный банк и выделил под нее денег. Год успешного освоения гранта миновал. Проект уходит в самостоятельное плавание. Что делать, чтобы не захлебнуться - тема разговора с начинающим предпринимателем.

Самый маленький жилет весит 1 кг 300 г и стоит чуть более 11 тыс. тенге

 Все сошлось

- Айгуль, напомните коротко суть проекта и объясните, почему вас привлекло именно социальное предпринимательство, что такое, с чем едят?

- Социальная направленность была условием для участия в совместном проекте Министерства образования РК и Всемирного банка Zhas Project. Но мне это как раз на душу легло. Я созрела для того, чтобы всерьез думать о каком-то своем деле, пусть небольшом для начала, а с другой - чтобы оно было связано с детьми и было полезным сообществу. В стартапе, с которым мы прошли отборочные туры, все это сошлось. И бизнес-идея, которая давно витала в воздухе, как раз взяла и «приземлилась». Идея, кстати, моей подруги и партнера Гульмиры Пармышевой. Родилась из потребностей ее семьи.

Сынишка Гульмиры - аутист. Именно ради него мама взялась разрабатывать и собирать игровые комплекты, которые бы помогали в развитии и социализации ребенка. Постепенно выяснилось, что ее наработки могут быть полезны не только аутистам, набор для дыхательной гимнастики, например, вообще хорош при проблемах с развитием речи. Как всегда, когда стремишься разобраться в теме глубоко, находишь массу важной сопутствующей информации. Так на свет божий и появилась идея утяжеленных жилетов с их широким спектром применения.

- Гульмира в апреле прошлого года рассказала о них, - вспоминает Айгуль. - Мне и раньше было интересно то, чем она занимается. Я взялась помогать. Хочу сразу сказать, что для мира это не ноу-хау: в Германии, например, пояса с песком надевают на гиперактивных детей в общеобразовательных школах. Утяжеление показано при нарушениях осанки, при некоторых проявлениях ДЦП, а также при тревожных расстройствах, просто для гиперактивных детей. Спектр применения очень широкий. Утяжеляющие жилеты выпускают в России, но в Казахстане - нет. Продукция из РФ довольно дорого стоит. Вот на все это мы и сделали ставку в нашем проекте.

 Стартап окончен

Под эту идею Всемирный банк и дал миллион тенге. В виде гранта, то есть безвозвратно. Обязанностью участника Zhas Project было - освоить средства с умом с точки зрения бизнеса и одновременно помочь уязвимым группам населения. На практике это выглядело так: около сотни жилетов и несколько утяжеленных одеял, сшитых в социальном ателье «Кишкентай», дети получили безвозмездно. Еще в ателье для ребят из поселка Октябрьский Костанайского района, где живет Айгуль, проводили мастер-класс - учили детвору шить игрушки, которые потом авторы забрали домой.

В рамках того же проекта новорожденный индивидуальный предприниматель Мустафина помогла с пряжей костанайскому клубу «28 петель», участницы которого вяжут шерстяные комплекты для недоношенных малышей. Айгуль и сама связала несколько, говорит, давно хотела, но все как-то не получалось. А тут проект помог.

Полгода, отведенные на реализацию стартапа, окончились. Все обязательства по освоению гранта выполнены. Собственно, теперь у ателье «Кишкентай» начинается бизнес, по крайней мере, Айгуль твердо намерена продолжать предпринимательскую деятельность. Что дали ей эти первые полгода?

 Полгода без рисков

- Zhas Project дал время спокойно исследовать рынок. Это вообще здорово - в течение полугода вы ничем не рискуете, есть время, чтобы оценить жизнеспособность своей идеи, понять, будет ли товар пользоваться спросом. У меня опыт какой-то появился, - отвечает Айгуль, - несмотря на то, что наш проект отобрали, в нем вроде бы было все просчитано, когда настало время реализации, я не знала, к кому обращаться и куда бежать. Надо было закупать ткань, утяжелитель - гранулы ПНД (полиэтилен низкого давления - «НГ»), арендовать помещение, приобретать оборудование.

Утяжелитель - строго по весу. Когда шили одеяло на 12 кг, Айгуль держала, мама шила

Сейчас у ателье свое помещение, снятое за очень умеренную арендную плату, на деньги гранта куплены три швейные машинки, среди которых одна - для работы со средними и тяжелыми тканями. Есть и другие, не менее значимые «приобретения».

Айгуль - счастливая многодетная мама, четверо детей в семье. Муж ее предпринимательские опыты поддерживает, как раз он в свое время нашел информацию о Zhas Project. Помогает Айгуль и мама. Тем более что Дина Маликовна - профессиональная швея, все жилеты сшиты ее руками.

- Мы отдавали их не только по индивидуальным заказам, но и в кабинеты психолого-педагогической коррекции, в специальную школу в Костанае, и ни одного нарекания не получили на качество, - говорит Айгуль, - мы делаем их цельнокроенными, так прочнее. У нас есть сертификаты на ткань и на безопасность утяжелителя. 1 марта в Астане проходил их республиканский форум, все заведующие этих кабиентов участвовали. И нас туда пригласили для того, чтобы мы показали свою продукцию и рассказали о себе. Какие у нас плюсы, кроме качества? Наши жилеты втрое дешевле российских аналогов.

То есть репутация - еще один актив нового ИП. Айгуль говорит, что сейчас работает над узнаваемостью продукции ателье, повышением доверия к ней, есть страничка в «Инстаграме», там уже около 6 тысяч подписчиков. Товарный знак «Кишкентай» зарегистрирован.

Но сложностей много. Главная - нехватка оборотных средств, которые нужны на приобретение расходных материалов. Кроме выполнения индивидуальных заказов, которых пока немного, Айгуль рассчитывает на участие в госзакупках, на поддержку спонсоров - может, кто-то захочет помочь нуждающимся детям, заказав для них продукцию ателье. А прямо сейчас новому делу помогает мама - выполняет заказы жителей, кому что сшить, переделать, за все берется. Она открыла свое ИП, кроме того, прошла в августе прошлого года курсы «Бастау бизнес» и в декабре как выпускница получила грант - купила для ателье шикарный отпариватель и еще одну швейную машинку.

 Есть идеи

- Айгуль, в связи с этим нет соблазна переключиться вообще на швейное дело, - интересуемся у Мустафиной, - а что, оборудование есть, помещение тоже, продвигайте детскую моду. Нет таких мыслей?

Отвечает, что нет, что все-таки хотела бы заниматься тем, чего до них в Казахстане никто не делал. Это более перспективно и очень нужно.

- Мы начали шить утяжеленные одеяла, у них вообще широчайший спектр использования. Пробуем шить эластичные гамаки и «чулки», - Айгуль показывает изделия из яркой лайкры. - Понимаете, хотим разработать на своем уровне идею восполнения сенсорной недостаточности у детей. Это такое трендовое направление в мире. Современным малышам недостает тактильных ощущений. Ребенок только сидеть начал, уже смотрит мультики, ролики в телефоне, слух и зрение загружены, а в остальном малыш не двигается, не щупает, не трогает. Особенно это касается городских детей, они вообще гиперопекаемые, лишний раз по деревьям не полазят, на траве не поваляются, в лужах не побегают. У них возникает сенсорная недостаточность, дефицит тактильных ощущений, а это основа многих невротических синдромов. Уже сейчас наша продукция помогает в том числе сенсорному насыщению. А мы попробуем предложить сенсорные наборы. Ребенок влезает в этот «чулок», ткань оказывает мягкое сопротивление, а эластичный гамак - это еще и для вестибулярного аппарата хорошо.

Дальше мы заговорили про утяжеляющие манжеты. Сейчас их используют спортсмены. Но детям с вариантами мышечной дистрофии дозированная и направленная нагрузка тоже очень полезна.

- Мы будем дальше развивать свой бренд, появятся новые направления, - говорит Айгуль. - Попробуем идти своим путем.

 Фото Николая СОЛОВЬЕВА