«Транцвай, Транцвай, страна моя...»

Мария МОСТОВАЯ

Даже малый отзвук прошлого живущим сегодня надо ценить как дорогое наследие

В «Нашей Газете» не так давно читала статью профессора Юрия Бондаренко «Мы и крупицы истории», которая наводит на размышления об ответственности каждого перед всеобщей историей. Не будем говорить о том, как важна для будущего память обо всем пережитом, ведь даже в его ошибках есть поучительное. И хорошо, что, вопреки быстротекущему времени и отрицанию былого новыми поколениями, иногда прошлое проявляет себя так, что диву можно даться.

 Песня про старого бура

Наша мать София Яковлевна была 1910 года рождения. И я помню, что она иногда напевала песню, которую начинала словами: «Транцвай, Транцвай, страна моя, ты вся горишь в огне». Стало интересно, что это за «Транцвай» такой и откуда мама знает такую песню. Оказалось, ее старшие братья слышали и пели ее, когда служили в царской армии. Солдаты пели о Трансваале, что в Южной Африке, хотя вряд ли что-то конкретное знали об этой стране, об англо-бурской войне, которая вспыхнула в 1899 году. Почему все-таки пели? Англия аннексировала Трансвааль, что вызвало негативную реакцию во многих странах мира, в том числе и в России. Некая Галина написала стихотворение о тех событиях «Бур и его сыновья», оно ушло в народ, понравилось, его дополняли, переделывали и пели на мотив песни «Среди долины ровныя».

На старом снимке - три поколения одной большой семьи Данильченко, целый клан со всеми устоями, традициями, ценностями

Песня «Трансвааль, Трансвааль, страна моя» была очень популярна в годы Первой мировой войны и позже, ее считали русской народной. От своего отца слышал ее, например, Юрий Никулин. Писатель Константин Паустовский вспоминал, что ее, наряду с «Разлукой», часто играли киевские шарманщики. Видно, слова стихотворения о стране, охваченной огнем борьбы, многое говорили свободолюбивой душе простого человека. Вот так, вопреки времени и расстояниям, с этой песней мировая история тонкой ниточкой прошла через чувства нескольких поколений и дошла до сердца женщины в глухом казахстанском селе Ливановка.

 Тетрадь под Новый год

Нам девятый десяток. Жизнь стремительно преображается, и молодые просто представить себе не могут, что люди, живущие с ними рядом, когда-то уроки учили при коптилке, а в горячей золе школьной печки пекли картошку и, когда в классе возникал характерный запах съестного, волновались - как бы не сгорела до конца урока. Но я свидетельствую: и в таких условиях можно было учиться, и выучиться на золотую медаль, и поступить в университет...

Обычных тетрадей не хватало в войну, да и сразу после нее. У меня сохранилась тетрадь с надписью: «Новогодний подарок ученице 5-го класса… за хорошую учебу и отличное поведение. 31 декабря 1946 г.». И подписи директора школы Раисы Стародуб (жены преподавателя истории, фронтовика без руки В. С. Макотченко, будущего профессора) и классного руководителя Зои Константиновой. Раиса Михайловна, кстати, была женой Василия Семеновича Макотченко, будущего профессора, известного на всю область человека, который в те послевоенные времена преподавал ливановской детворе историю...

А тетрадь уцелела потому, что стала частью рукописного сборника, которые в те годы заводили многие девчонки. В них на память друг другу записывали песни. В 1945-1947 годы они были в основном об Отечественной войне. У меня в сборнике - несколько вариантов известных песен «Огонек» и о Катюше, множество о родах войск - о танкистах, артиллеристах, моряках, медсестрах, о защите городов Советской страны. Удивляет, как слова и мелодии доходили до заштатного села, в котором даже радио не было и куда лишь изредка приезжала кинопередвижка. Перечитываю их сейчас - в песнях и стихах, порой далеких от канонов поэзии, безымянные авторы выражали самые сокровенные мысли и чувства людей, недавно переживших кровавую бойню.

 История бедного Сурки

«История - это и сама жизнь», - пишет профессор Бондаренко. Совершенно с ним согласна. Сегодняшний день завтра становится историей, причем день будничный, обычный, состоящий из вроде бы ничего не значащих мелочей.

Небольшой пример. Раньше во всех совхозах были постоянные полевые станы бригад, в них складывался свой психологический климат с обыденными заботами, в которых люди проявлялись по-разному. Как-то в бригаду совхоза «Милютинский» Джетыгаринского района повадился ходить сурок. Один из механизаторов стал с ним делиться едой, и зверек начал приходить к обеду и ужину. Он уже узнавал голос своего кормильца и даже бежал навстречу, когда тот возвращался с поля. Все в бригаде оценили сообразительность животного, его завидную преданность, дали ему имя Сурка. Но вот в коллективе появились командировочные и упитанного Сурку тихо пустили на шашлык. Сколько искреннего возмущения и упреков прозвучало тогда, как будто случилась невосполнимая утрата. А ведь просто оборвалось общение с частичкой живой природы, которое радовало людей, и еще было зачеркнуто осознание того, что ты, человек, призван оберегать все живое.

 Честь фамилии - слава страны

Жизнь каждой семьи ручейком вливается в общий поток истории и может чему-то научить потомков. Этот материал иллюстрирует фото 1927 года, на нем - 27 человек, три поколения семьи Данильченко, бывших жителей Федоровского района нашей области. Их лица - словно сама история, прошлое проглядывает в их облике, в манере держаться перед обьективом, как на ответственном смотре, в соблюдении рангов при размещении для фотографирования.

Старик с седой бородой в центре - родоначальник клана, рядом справа - его жена, по обе стороны от них - старшие дети, потом младшие. Интересно, что в этой семье две дочери носили имя Мария - родились в один и тот же день церковных святцев с перерывом в 8 лет. Семья прибыла в Казахстан в начале 20-го века. Два года строила себе просторный дом. Жить всем под одной крышей - примета старого времени. Саман делали сами, лес за десятки километров привозили на быках.

Данильченко сеяли зерновые, лен, из которого получали масло, а из волокон ткали полотно, сажали бахчи. В семье были пахари, сапожник, швея, стряпухи. На новой земле они всем себя обеспечивали сами. В 1929 году семью Данильченко раскулачили. Глава семьи исчез бесследно, а сыновья и дочери разлетелись кто куда.

Никита - на снимке  справа от матери - приехал в Джетыгару, с сыном Павлом они стали старателями на золотых приисках. После Павел был водителем-горноспасателем в тресте «Джетыгаразолото», участвовал в войне, дошел до Вены, имел награды. Его сын Владимир в 70-е годы исполнял интернациональный долг в Египте, был водителем особой радиотехнической установки. Жара, суховеи, нехватка хорошей воды, надоедливый гнус, строжайшая секретность даже в обычной жизни - все перенес представитель четвертого поколения Данильченко, был отмечен медалями Арабской Республики и Советского Союза «За воинскую доблесть». 20 лет Владимир Павлович, асбестовик, пенсионер с 2013 года, должен был молчать о двух кошмарных годах пребывания в Египте. Сегодня его дочери Ирина и Марина работают в цехах АО «Костанайские минералы», их общий трудовой стаж на асбестовом предприятии более 40 лет.

В Джетыгаре от Никиты Данильченко за 89 лет тоже вырос целый клан, почти никто не искал счастья на стороне. В разные годы на предприятиях города работали до 20 его потомков, их совместный трудовой стаж в 2018 году составлял более 360 лет и продолжает расти. Вступает в самостоятельную жизнь шестое поколение, которое на ты с компьютерами и сложными гаджетами. Они другие, но они же носители таких определяющих фамильных ценностей, как стремление честно трудиться при любых обстоятельствах, исполнять долг, даже если он связан с опасностью, понимать интересы других, ценить доверие. Так воспитывались и все советские люди. 

Жаль, что сегодняшние юноши и девушки редко беседуют со своими родителями, бабушками и прадедушками о былом, не стараются в свете услышанного присмотреться к собственной жизни. Виртуальный мир, его мессенджеры не заменяют живого общения, скорее подменяют его. А вот штрихи прошлого, таясь в записных книжках, дневниках, в фотографиях, старых письмах, учат многому. Стоит заглянуть в них. Примечательные события и традиции в семье - это не что иное, как отзвук жизни всей страны и даже планеты. Услышьте его и передайте как достояние истории детям, внукам и правнукам.

Фото из семейного архива Данильченко