На дорогах Костаная «напряженка»

Евгений ШИБАРШИН

 Как избавиться от пробок возле светофоров и заборов на проездах во дворы

В Костанайской области состоит на учете более 222 000 единиц транспортной техники. И, видимо, число машин будет расти. Во всяком случае, в январе 2019 года в регионе зарегистрировано на 179 автомобилей больше, чем было в январе 2018-го. Около половины всего областного автопарка - на улицах Костаная. Отсюда и пробки у светофоров в часы пик, которые делают наш небольшой город похожим на «миллионник». А если на проблему посмотреть с точки зрения общей организации дорожного движения?

Отсутствие прямого проезда с ул. Бородина на ул. Дощанова — одна из причин «пробок» у въезда на ул. Мауленова

 Нужен сквозной проезд

Водитель такси Сабит СУНДЕТБАЕВ колесит по улицам Костаная не один год, поэтому накопил массу примеров, показывающих, что с организацией движения автотранспорта в областном центре не все в порядке. Прежде всего - в выстраивании основных потоков дорожного движения. Своими соображениями он решил поделиться с редакцией «НГ».

- Главная проблема: для проезда из одного конца в другой - от микрорайона КЖБИ до КСК и обратно - мало сквозных улиц, - говорит Сундетбаев. - Самая подходящая в этом смысле - ул. Каирбекова, переходящая в ул. Маяковского. Параллельный им проспект Абая, хотя и начинается от автовокзала, но до противоположного конца города не доходит. Алтынсарина и Баймагамбетова тоже достаточно протяженные, но тупиковые с двух сторон. И совсем трудно проехать от микрорайона ДК «Строитель» в противоположный конец города. Путь один: по Бородина только до Тауелсиздик (бывшая Тарана), затем надо поворачивать либо налево до ул. Чехова или ул. Баймагамбетова, либо направо до ул. Майлина. Хотя там напрашивается необходимость сделать прямую дорогу мимо Аквапарка и дальше - после пересечения Аль-Фараби и территории бывшего химзавода - выйти на Гоголя, потом - по Дощанова и Мауленова на ул. Карбышева.

Сабит Сундетбаев: «Главная дорожная проблема в Костанае — мало сквозных улиц»

Без обозначения этих маршрутов на плане Костаная читателю сложно понять, о чем идет речь. Но то, что с огромной территорией бывшего химзавода, расположенной почти в центре города и занятой сейчас какими-то непонятными строениями, надо что-то делать, горожане говорят давно. Сабит Сундетбаев для начала предлагает проложить через нее дорогу, чтобы с ул. Бородина был сквозной проезд. По его оценке, таким образом можно хотя бы частично разгрузить дорожное движение на ул. Баймагамбетова в районе драмтеатра.

- Сейчас там самый напряженный участок, - считает водитель такси. - Хотя подобных мест по городу немало.

Ул. Баймагамбетова возле драмтеатра — самая напряженная в Костанае

Кстати, вполне возможно, что именно по причине отсутствия сквозного проезда с ул. Бородина на ул. Дощанова, постоянно возникают пробки у светофора возле так называемого «Кривого магазина». Там всегда сложно выехать без задержки с ул. Мауленова налево, на ул. Дощанова, и наоборот.

 О планах реальных и не очень…

Тема перенаправления дорожных потоков автомобилей в Костанае уже поднималась на официальном уровне. В 2016 году на портале городского акимата сообщалось, что в соответствии с генпланом развития Костаная разрабатывается программа развития улично-дорожной сети на период 2016-2015 гг. Среди прочих предложений там говорилось и о планах строительства дорожного прохода через территорию бывшего завода химволокна. Причем в двух местах: от ул. Бородина через пр. Аль-Фараби на ул. Гоголя и от пр. Аль-Фараби до ул. Железнодорожной.

Будут ли эти идеи реализованы, сказать сложно. Разве что в дальней перспективе. Хотя таксисты говорят, что через территорию химзавода по каким-то закоулкам мимо рынка «Беркут» проехать на ул. Гоголя уже возможно. Я попробовал - не получилось. Меня там остановили, вежливо спросили, что я ищу, и, сообщив, что это частная территория, предложили удалиться. Какие  у частников планы по поводу использования этого выгодного места, пока не известно. Но для строительства там дороги они наверняка создадут немало препятствий, поэтому реализация этой идеи может оказаться неоправданно  затратной.

Рисунок Алексея МАЦАРИНА

Как и другие проекты, прописанные в упомянутых «разработках». Есть в них и строительство эстакады с ул. Дощанова через железную дорогу с выходом на ул. Доненбаевой (бывшую Авиационную) и множество подземных пешеходных переходов, и даже введение одностороннего движения по пр. Абая в направлении от ул. Хакимжановой до ул. Гагарина и обратно по ул. Баймагамбетова. В ГУ «Отдел архитектуры и градостроительства акимата города Костаная» сообщили, что сейчас готовится корректировка генерального плана Костаная, которая должна быть утверждена правительством. Войдут ли они в скорректированный генплан, сейчас сказать никто не может. Постановление по ныне действующему генплану Кабмин РК принял в 2009 году. В ноябре 2017 года аким Костаная Базыл Жакупов на совещании с участием главы области заявил, что этот план требует корректировки. Тогда аким города сообщил, что в 2016 году разработана концепция по развитию улично-дорожной сети Костаная на 2016-2025 годы. Сумма инвестиций для реализации запланированных мероприятий составляет 47 млрд тенге. Всего предполагается охватить 39 улиц города.

Эти средства в основном предполагалось затратить на различные виды ремонта городских дорог, которые на решение обсуждаемой проблемы в прямом смысле, казалось бы, не влияют. Но в качестве опровержения этой точки зрения инспектор ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата города Костаная» Чингис ОМАРОВ привел пример с реконструкцией ул. Тауелсиздик. Там, начиная от пересечения с ул. Баймагамбетова и до ул. Каирбекова на перекрестках сделали добавочную дорожную полосу для автомобилей, делающих поворот направо. В этом месте пешеходы, переходящие улицу на зеленый свет светофора, обычно сдерживают поворачивающие на эту улицу машины. Те, в свою очередь, мешают проезду прямо идущих автомобилей.

- Дополнительная полоса значительно уменьшила скопление машин на таких перекрестках, - пояснил Омаров.

Помог разгрузить движение на магистральных дорогах, по его мнению, и ремонт улиц методом ресайклирования. Там дороги раньше в основном были без асфальтового покрытия или с крайне плохим, разбитым асфальтом, поэтому водители предпочитали их объезжать. Сейчас - другое дело. По информации Омарова, за последние два года в Костанае этим методом отремонтировали 75 улиц, общей протяженностью 39,6 км.

Поможет перенаправить поток автомобилей, идущих с Большого моста через Тобол и запланированная на 2019 год реконструкция ул. Сьянова.

- Сейчас, чтобы проехать в сторону КСК, машины с моста идут в центр города до улиц Каирбекова и Абая, а после этой реконструкции они будут раньше сворачивать на ул. Сьянова, -  добавил Чингис Омаров. - В 2019 году запланированы также работы по строительству прямого выхода ул. Чкалова из КЖБИ через проспект Абая на ул. Карбышева. На проспекте Абая в этом месте планируется поставить светофор.

Что касается дорогостоящих эстакад, которые фигурируют в различных «концепциях» и «разработках», то, по информации сотрудника отдела ЖКХ, в реальности пока начата разработка технико-экономического обоснования строительства путепровода через железную дорогу от ул. Жуковского в мкр-н Костанай-2 до ул. Уральской. Этот проход соединит микрорайоны Юбилейный и Аэропорт.

Заместитель руководителя ГУ «Отдел архитектуры и градостроительства акимата города Костаная» Роза КЕНЕКБАЕВА сообщила «НГ», что корректировка генплана Костаная еще продолжается и костанайцы могут подавать в акимат свои предложения. Поэтому разговор по поводу финансовоемких проектов, которые могли бы сделать Костанай «сквозным» для проезда, наверняка будет продолжен во время рассмотрения генплана на сессии маслихата.

 А если пожар?

В вопросе упорядочивания дорожного движения есть проблемы, которые пробки у светофоров не создают, но рождают препятствия другого рода. В областном центре довольно много дворов, где жильцы самовольно загородили сквозной проезд. Эта незаконная мера, призванная создать спокойствие и  закрыть двор для активного проезда через него транспорта, вызывает большие помехи для работы специальных служб, в частности, скорой и пожарных. В некоторых таких дворах мы побывали.

Проезд через двор дома № 4 в 9-м мкр-н оказался перекрытым. Вполне возможно, водитель спецмашины об этом не знает. Тогда, чтобы добраться к нужному подъезду, ему придется возвращаться обратно и через перекресток улиц Воинов-Интернационалистов и Генерала Арыстанбекова заезжать с другой стороны. На это нужно время, от которого зачастую зависит спасение человека.

Жильцы д.4 в 9-м мкр решили «защитить» себя, закрыв проезд во дворе

Жильцов этого дома понять можно. Раньше на названном перекрестке для поворота налево нужно было пропускать встречный поток автомобилей. Это создавало пробки, поэтому некоторые водители предпочитали шмыгнуть через двор рядом стоящего дома № 4. Сейчас там поставили реверсивный светофор и движение вроде бы упорядочили. Но двор так и остался перегороженным.

Такую же картину мы увидели во дворах улиц Волынова, 12 и Быковского, 7. В последнем случае вообще история любопытная. Тут все было наоборот. Дмитрий ХИМЕНИЧЕНКО многие годы был старшим в этом доме. Благодаря его инициативам жители привели свой двор в такое состояние, что он не раз признавался лучшим в городе. Дмитрию Степановичу уже за 80, поэтому последние два года он своим домом «не рулит». А душа болит. Вот и не может он никак успокоиться по поводу того, что соседи по двору, живущие в рядом стоящем доме № 104 по ул. Маяковского, металлической оградой закрыли сквозной проезд, который изначально был вокруг двора.

 Дмитрий Химениченко возмущен, что помощи в Управлении ЧС не нашел

- В том месте заложена теплотрасса, она выходила из строя, там копали и в конце концов трубу пустили поверх другим путем, а соседи поставили там забор, сколько я не бьюсь, его не убирают, - сетует ветеран. - Ну, хорошо, пожара у нас не было, а если случится? Сквозного проезда тут нет, поэтому выезд только по дороге вокруг двора, а там забор все закрывает.

28 августа 2017 года ветеран пожаловался в управление по ЧС Костаная. Временно исполняющий обязанности начальника управления капитан Ахметов ему ответил, что на месте забора «признаки асфальтового покрытии дороги отсутствуют, имеется насаждение - дерево». Отсюда вывод: «Какие-либо признаки о существовании автомобильного проезда отсутствуют».  Главный вывод, сделанный представителем ЧС, заключается в том, что подъезд к зданию с двух сторон обеспечен, а посему - дескать, и проблемы нет.

Не берусь судить, что о такого рода ситуациях говорят регламентирующие документы, но как разминется «пожарка» с легковушкой, стоящей у подъезда, в отсутствии сквозного проезда - не понимаю. Как и то, что мешает ради безопасности жильцов этих домов убрать забор и дерево.

Учитывая, что такие случаи не единичны, акимату впору создать специальную комиссию и сделать ревизию подобных дворов. Равно как и определить причины, которые вынуждают жильцов защищать себя от водителей, выбирающих такие маршруты для всякого рода объездов.

 Поднять «лежачих» полицейских

И еще об одной инициативе граждан. Положили недавно асфальт на грейдированную дорогу по ул. Хакимжановой. И вот возле дома № 55 кто-то из ближайших частных домов решил обезопаситься установкой «лежачих» полицейских. Положили там асфальтовые бугры без установки соответствующего дорожного знака и без ограничения скорости. Аналогичные препятствия сделали и на ул. Валиханова от ул. Бородина к ул. Баймагамбетова. Причем на каждом перекрестке, и тоже без знаков.

Очевидно, не без причин. Кто-то в отсутствие полицейского контроля любит «погонять» по этим улицам. Да и жители не могут привыкнуть сразу к возросшему движению, после того как там на дорогу положили асфальт. Тогда надо поставить соответствующие дорожные знаки. В противном случае за поломку автомобиля будет отвечать служба, надзирающая за состоянием дорог. Или у нас так заведено, что пострадавший в подобных случаях никому ничего не докажет?

И еще один момент, требующий от местных властей внимательного изучения. Практика размещения автобусных остановок возле перекрестков. Например, в мкр-н Наурыз у перекрестка ул. Маяковского и Воинов-Интернационалистов две остановки на Маяковского сделаны друг против друга с некоторым смещением, через которое проходит обозначенный пешеходный переход. Уже не от одного водителя слышал, что это очень опасный участок. Рядом - перекресток, по нему часто идут школьники и студенты, через несколько метров по Маяковского - пешеходный переход, начало которого часто закрыто стоящим автобусом. Ситуация для водителей плохо просматривается, что создает угрозу пешеходам. Почему бы там остановку в сторону КЖБИ не перенести за перекресток? Это направит всех пешеходов для перехода только по светофору. По аналогичной схеме посмотреть и другие остановки.

И последнее. Пока желает лучшего работа светофоров. Мало того что они зачастую укрыты ветками деревьев (как и многие дорожные знаки), так еще и их переключение не отрегулировано. Если по ул. Карбышева случаи постоянного попадания под зеленый свет светофора не редкость, то на проспекте Абая также часто можно начать движение после включения «зеленого» на светофоре возле торгового центра «Емшан» и сразу же попасть под включение «красного» возле следующего к центру города перекрестка.

В общем, выяснилось, что такого рода проблем в Костанае много. На их решение больших денег не надо. Есть и специальные службы, которые призваны следить за порядком. Если не хватает информации, пусть они обратятся к водителям такси, скорой помощи и пожарным. Они много чего могут рассказать. И раз уж готовится корректировка генерального плана развития Костаная, то почему бы акимату не организовать кампанию по сбору такого рода замечаний и предложений от граждан?