Не точка, разве что многоточие

Галина КАТКОВА,
Евгений ШИБАРШИН,
Ольга ЛИХОГРАЙ

«НГ» - о самом важном, что происходило в ушедшем году в Костанайской области

Тенденции года, его провалы и нерешенные вопросы - то, что с нами было наверняка, повлияет на то, что еще будет в наступившем 2019 году. Традиционный обзор событий глазами наших журналистов.

Трижды невзятый

В 2018 году определилась судьба международного аэропорта Костанай. С декабря 2017-го 100% акций этого АО трижды выставлялось на торги по передаче в доверительное управление с правом последующего выкупа. Предприятие входило в число объектов второй волны приватизации в Казахстане, находилось на балансе министерства по инвестициям и развитию, а на торги его выставлял Комитет по приватизации госимущества минфина со стартовой ценой 862,1 млн тенге и гарантийным взносом участника 129,3 млн тенге. Государство рассчитывало, что в частных руках предприятие будет работать более эффективно.

Когда начнется реконструкция взлетно-посадочной полосы, до сих пор точно не известно

Кроме финансовых, основными условиями для участников были: сохранение профиля объекта на ближайшие 10 лет и реконструкция пассажирского терминала. Как сообщал «НГ» руководитель управления государственного мониторинга доверительного управления и концессии Комитета государственного имущества Министерства финансов РК Ернур УРАЗАЛИН, претендентов на участие в торгах не было ни разу. Объект вообще не заинтересовал бизнес. Даже тогда, когда по закону торги можно было провести практически без конкуренции - с одним участником.

В итоге объект перешел в коммунальную собственность, принят на баланс акимата области. Все финансовые решения относительно него принимает местная исполнительная власть. Впрочем, долгожданный ремонт взлетно-посадочной полосы производится все равно на средства республиканского бюджета при небольшой доле софинансирования из областного. В целом проект стоит более 8 млрд тенге.

Полоса была построена в 1964 году, с тех пор ни разу не подвергалась капитальному ремонту. Теперь она удлинится на 300 м и составит 2,8 км, что должно позволить принимать более тяжелые современные воздушные суда. Модернизация полосы включает также обновление инфраструктурных объектов - аварийно-спасательной службы, центрального распределительного пункта.

- Мы планируем пересмотреть тактику работы аэропорта, рассчитываем увеличить маршрутную сеть, - сообщал на брифинге в конце 2018 года руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костанайской области Бакытбек ЕСЕНГУЛОВ. - Предполагаем, что увеличится пассажиропоток. Начаты переговоры с казахстанской авиакомпанией относительно рейсов из Костаная в Алматы и обратно.

В управлении надеются также на активизацию грузовых авиаперевозок, что положительно скажется на объеме экспортно-импортных операций. Об этом же на недавнем заседании Регионального совета палаты предпринимателей упоминал аким Костанайской области Архимед МУХАМБЕТОВ, говоря о том, что закрытие из-за ремонта аэропорта в 2019 году необходимо планировать на время, «когда у инвесторов будет затишье».

Вопрос очень волнует и простых граждан, которые собираются в наступившем году ехать в отпуск, и туристические агентства. Однако точного ответа на него «НГ» пока не добилась. Возможно, полосу закроют в конце апреля, а основной объем строительно-монтажных работ на ней пройдет в мае-июне. Не ясно пока, что будет с пассажирами, которые уже купили или в ближайшее время купят билеты на рейсы, которые будут отменены в связи с реконструкцией.

 Имя есть, города нет

В Костанайской области, как и в целом по Казахстану, продолжается стирание с карты идеологически чуждых независимому государству названий: они либо связаны с советским периодом истории, либо русскоязычные. Казахские наименования исчезают только тогда, когда вообще упраздняются населенные пункты.

25 человек проголосовали за переименование Затобольска в Тобыл. Но называться так должен город районного значения

За прошедший год самым знаковым было решение о переименовании райцентра Костанайского района - Затобольска. Власти связали замену имени одного из старейших поселков района с изменением статуса населенного пункта, которому прочат будущее города.

В марте затобольцы провели, как положено по закону, собрание местного сообщества. Оно было очень бурным, продолжалось более 3 часов. Противоборствующие стороны к согласию не пришли, однако большинство тех, кто имел право голосовать, одобрили название «Тобыл». Голосов «за» было 25.

«НГ» после собрания специально уточняла, так все-таки для какого населенного пункта приготовлено это имя?

- В случае отнесения поселка Затобольск к категории города районного значения вновь образованному городу указом президента РК будет присвоено наименование Тобыл, - сообщил нам 12 апреля 2018 года в ответе на запрос заместитель акима Костанайского района Булат БЕКЕНОВ.

Такой же ответ «НГ» получила из акимата поселка.

Почему это важно сейчас? В декабре руководитель управления по развитию языков акимата Костанайской области Гульжан МЕНДЕКИНОВА подтвердила нашему изданию информацию о том, что «заключением Республиканской ономастической комиссии одобрено переименование поселка Затобольск Костанайского района в Тобыл». «Наша Газета» тут же направила запрос в акимат Костанайского района. Руководитель аппарата акима Костанайского района Андрей ФИНК ответил как и три месяца назад:

- Правительством РК проводится согласование документов, подготовленных аппаратами акимов Костанайского района и Костанайской области... О принятом решении по вопросу изменения статуса населенного пункта вам будет сообщено дополнительно.

Из чего следует, что одобренное ономастами название по закону еще присваивать нельзя.

В прошедшем году в области продолжили публично предавать забвению имя большевика Лаврентия Тарана. Напомним, что в 2017 году были переименованы костанайские улицы, носящие имя Герцена и Тарана. В октябре 2018 года в райцентре Тарановского района прошло собрание местного сообщества по поводу смены названий района и райцентра. Депутаты районного маслихата, которые одни только имели право голосовать, одобрили для района название «имени Беимбета Майлина». Райцентру, несмотря на то, что по поводу его переименования хоть кто-то из жителей спорил, в конце концов единогласно решили дать имя Айет - Әйет на государственном языке.

Постановление акима области о переименовании поселка и сельского округа было одобрено на последней в 2018 году сессии областного маслихата.

 Газ по норме - как раньше

В 2018 году Костанайский производственный филиал АО «КазТрансГаз Аймак» дважды предпринимал попытки повысить норму потребления газа с 10,6 куб. м на человека до 16,6. Резоны были таковы: раз хозяева квартир не ставят счетчики, значит, им это выгодно. Среди абонентов компании в Костанайской области 49% обходятся без приборов учета. А КПФ, по утверждению его директора Ескендера КАЙБЖАНОВА, недосчитывается от потребителей оплаты за 800 000 куб. м отпущенного газа. Речь об этом шла в июне на заседании общественного совета области. Тогда добро на увеличение нормы совет не дал с мотивировкой, что с момента утверждения прежней нормы в 2016 году не прошло три года, как того требует закон.

Газовики и общественный совет пришли к компромиссу только со второй попытки

Но на своем заседании 30 октября совет взял и сдался, хотя необходимые три года все еще не миновали. Правда, предложил монополисту ограничиться нормой в 15 куб. м, как было когда-то во времена «Костанайгаза».

Компромисс вышел зряшный. Проект соответствующего постановления акимата области не утвердил департамент юстиции. Как следует из ответа на запрос «НГ» и. о. руководителя департамента Асхата ЖУНУСОВА, постановление, поступившее 7 ноября, нарушало п. 46 Правил расчета и утверждения норм потребления товарного и сжиженного нефтяного газа, утвержденных приказом министра энергетики РК от 18 сентября 2018 года № 377. Обратите внимание - приказ свежий. И в формулировке указанного пункта говорится не только о трехлетнем сроке.

- Срок действия норм потребления… составляет не менее 3, но не более 5 лет, и в течение этого срока нормы подлежат пересмотру в случае изменения конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или индивидуального жилого дома, указанных в пункте 2 настоящих правил и влияющих на объем потребления газа более чем на 5%, - процитировал «НГ» выдержку Асхат Жунусов. - В данном случае не наступил юридический факт - время и основания, необходимые для увеличения нормы, - при котором возможно внесение изменений в действующее постановление акимата.

«НГ» поинтересовалась в филиале АО «КазТрансГаз Аймак», будет ли им впредь подниматься вопрос об увеличении нормы потребления. Нам ответили, что с учетом нового приказа министра энергетики «вопрос находится на рассмотрении».

Вопрос о том же, но уже акимату Костанайской области, который и обращается с соответствующим постановлением в юстицию, задало ОО «Центр по защите прав потребителей г. Рудного».

- На сегодняшний день вопрос возобновления процедуры принятия данного постановления акиматом не рассматривается, - ответил заместитель акима Костанайской области Гауез НУРМУХАМБЕТОВ. Чтобы уж очень не обольщаться, стоит помнить: за сегодняшним днем придет завтрашний...

Ситуация ухудшилась

В январе 2018 года «НГ» опубликовала информацию о предполагаемом повышении платы за проезд на городских автобусах до 100 тенге.

- Проект постановления опубликован на сайте акима города, параллельно идет согласование с Палатой предпринимателей «Атамекен» и общественным советом Костаная, - сообщал руководитель отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алексей ТАРАСОВ.

Перевозку пассажиров на маршрутных автобусах в Костанае осуществляют частные предприятия. Однако стоимость проезда регулируется городским акиматом. В октябре 2017 года все перевозчики подали заявку на повышение тарифа. Причину объяснили повышением стоимости ГСМ и запасных частей. По их расчетам, цена проезда должна была составлять 126 тенге, но в ходе переговоров перевозчики приняли предложение акимата ограничиться 100 тенге.

Автобусные билеты в Костанае так и не прижились. Теперь это большей частью декорация в кабине водителя

Общественный совет рассмотрел заявку 12 марта. Обсуждение проходило бурно, но решение так и не приняли. Общественники предъявили претензии к перевозчикам по поводу устаревшего автобусного парка, неприспособленности автобусов для проезда инвалидов, о дороговизне проезда для школьников и студентов. Не забыли напомнить и о том, что в случае повышения платы за проезд тариф в Костанае будет самым высоким в республике. В ответ услышали доводы перевозчиков, что в других городах автобусные перевозки субсидируются из городского бюджета.

Ранее «НГ» уже рассказывала о механизме субсидирования убыточных социально значимых маршрутов, который применяется в других городах. Для этого перевозчикам нужно представить расчеты затрат на автобусных маршрутах, проходящих возле школ, больниц, детсадов и к дачным кооперативам. Если маршрут окажется убыточным, маслихат может принять решение о выделении на него субсидий.

Общественный совет проголосовал за такое ходатайство. И вот бюджет 2019 года принят. Но по-прежнему в нем не предусмотрены расходы на дотации общественного транспорта.

- Мы оказались в очень тяжелом финансовом положении, - комментирует ситуацию председатель Ассоциации перевозчиков Алексей БОЙЧЕНКО. - В нашем предприятии (TTS - «НГ») уже два месяца не выдаем зарплату сотрудникам, все средства уходят на покупку ГСМ и другие производственные расходы. Насколько я знаю, еще в одном предприятии с 1 января по этой же причине на рабочих местах остаются только водители, а других отправляют в отпуск без содержания. Откуда появятся деньги, если в октябре 2017 года, когда мы подавали заявку на повышение тарифа, дизельное топливо стоило 120 тенге за литр, а сейчас цена летней солярки - 197 тенге, зимней - 270 тенге. Тогда мы просили тариф хотя бы 100 тенге, а сегодня при таких ценах на ГСМ работаем за 80 тенге. На мой взгляд, вчера решение о повышении стоимости проезда еще можно было принять. Но время упущено. После того как президент потребовал снизить тарифы на коммунальные услуги, тема наших тарифов отпала.

По оценке Бойченко, критическое финансовое положение перевозчиков ставит под сомнение и возможность обновления автобусного парка. Хотя теперь эта норма в условиях акимата, котораяпредлагается участникам тендера по закреплению маршрутов, стала обязательной. Перевозчики оказались не готовы выполнить это условие, и тендер, запланированный на сентябрь, перенесли на декабрь, а потом и на март 2019-го. Хотя количество новых автобусов у перевозчиков за это время навряд ли увеличится. Им предлагаются машины отечественного производства, которые слишком дороги. Есть сомнения и по поводу их технической надежности. Об этом костанайским коллегам поведали соседи, имеющие опыт эксплуатации этих автобусов.

Туго идет дело и с введением в маршрутных автобусах билетной системы. Реальный эффект от этой меры, скорее всего, можно ожидать только с электронным билетированием, как это сделано в Астане и Алматы. Однако технику, опять же, предлагается закупать и устанавливать самим перевозчикам. А это дополнительные финансовые затраты.

Этап для экс-акима

2018 год стал переломным в судьбе экс-акима Костаная Ахмедбека АХМЕТЖАНОВА, которого 11 апреля 2016 года приговорили к 13 годам лишения свободы за получение нескольких крупных взяток. Их общая сумма, по данным обвинения, составила 84 млн тенге. 20 июня 2017 года Верховный суд, рассмотрев ходатайство бывшего чиновника, снизил ему срок до 5 лет 8 месяцев. Защите удалось убрать обвинение по самой тяжелой статье (получение взятки в особо крупном размере).

Новое ходатайство о замене реального срока на штраф Ахмедбек Ахметжанов сможет подать в феврале этого года

Из колонии строгого режима в Восточно-Казахстанской области летом 2017 года его этапировали в Семей - в колонию общего режима, так называемую «Жарминку», а оттуда 18 июня 2018 года бывшего акима этапировали ближе к дому - в УК-161/11 (колонию-поселение). На родину он вернулся ровно через 2 года 2 месяца и 7 дней после вынесения приговора о 13 годах лишения свободы.

26 июля Ахметжанов в суде № 2 Костаная просил заменить срок на штраф. Тогда его адвокат Константин Геращенко заявил, что 67 млн по приговору суда Ахметжанов погасил добровольно и лично, хотя должны были взыскать солидарно с экс-акима, а также предпринимателей Леонида Васильева и Сергея Бектибаева, также осужденных в рамках «большого акиматовского дела». Однако Ахметжанов погасил этот долг сам. Согласно решению Верховного суда, он также погасил еще 11 400 000 тенге.
Однако суд Ахметжанову отказал. В сентябре ему не удалось оспорить постановление городского суда и в коллегии областного.

- Во всех колониях дают положительную характеристику, участвую в трудовой деятельности, общественной жизни. Все иски я погасил, - заявил тогда на коллегии Ахметжанов. - Но прокуратура все время против. Когда-то же должна восторжествовать справедливость, если она есть! Я прошу заменить неотбытую часть наказания на штраф, но если это по каким-то причинам невозможно, то назначить ограничение свободы.

Однако Ахметжанову вновь было отказано в замене реального срока на штраф. Сейчас он находится в костанайской колонии-поселении.

Объединись и лечись

Оптимизация медицинских учреждений Костанайской области сопровождалась большой шумихой. Против нее выступали врачи, общественные деятели и журналисты, а чиновники так и не смогли объяснить, какие улучшения ждут пациентов после слияния больниц. Тем не менее большинство медучреждений области объединились уже к концу этого года.

В частности, Аркалыкская региональная больница присоединилась к Аркалыкскому родильному дому. Костанайская, Аркалыкская и Рудненская станции скорой неотложной медицинской помощи стали единой областной станцией; перинатальный центр и областной кожно-венерологическийдиспансер присоединились кобластной больнице; Костанайская городская детская больница - к областной детской;Костанайский областной центр психического здоровья объединил в себе областной наркологический диспансер, областнуюпсихбольницу, Рудненскую психбольницу и Аркалыкский психоневрологический диспансер; Аркалыкский противотуберкулезный диспансер вошел в составКостанайского областного противотуберкулезного диспансера.

И если все предыдущие слияния происходили при глухом ворчании медицинской общественности, то слияние рудненских - городской больницы,детской и перинатального центра - стало поводом для громкого судебного процесса. Рудненский центр защиты прав потребителей подал иск на областной акимат, в котором попытался оспорить постановление о слиянии городской взрослой и детской больниц с перинатальным центром. Однако иск не был удовлетворен.

- Предусмотренное планом закрытие медицинских пунктов с малой численностью прикрепленного населения в текущем году не проводилось, так как в соответствии с новым нормативом, закрытие объектов возможно только при наличии в радиусе 5 километров другой медицинской организации, - пояснил «НГ» руководитель отдела управления здравоохранения Ануар ЕДРИСОВ. - В 2019 году также планируется к Костанайской городской больницеприсоединить Костанайскую центральнуюрайонную больницу. В 2021 году к Костанайской областнойбольнице присоединят областной онкологический диспансер и областную офтальмологическую больницу.

Чем обернутся события 2018 года в ближайшем будущем, предсказывать трудно, но сведенные в единое целое они как-то не обнадеживают, поскольку соответствуют они словам из старой песни: есть у революции начало, нет у революции конца.