Цены на лекарства ждет «стабилизец»

Евгений ШИБАРШИН

Государство начнет регулировать рынок медикаментов. К чему это приведет?

В начале 2019 года в Казахстане на все лекарственные препараты и медицинские изделия установят верхний предел цен, перешагнуть который будет нельзя. Вроде бы шаг в интересах общества, но и фармацевтические компании, кажется, не против. Их ценовая нестабильность на лекарственном рынке тоже напрягает. В то же время некоторые эксперты считают, что это решение может привести к снижению выбора препаратов. Подавляющее число наименований медикаментов завозится в Казахстан от зарубежных производителей, поэтому они в условиях ценовых ограничений, дескать, утратят интерес к казахстанскому рынку. Насколько эти предположения обоснованны?

 Государство уже регулирует

Установление предельных цен связывают с принятием закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам обращения лекарственных средств и медицинских изделий». Этот документ пока в стадии проекта. Мажилис Парламента РК уже рассмотрел его и 28 ноября передал в сенат. Разработчики предложили ввести регулирование цен с 1 января 2019 года. Однако костанайский депутат мажилиса Иван КЛИМЕНКО, входивший в рабочую группу по этому законопроекту, сообщил «НГ», что в ходе его рассмотрения в нижней палате переход к предельным ценам предложили сделать через 3 месяца после начала действия данных поправок. 

- Мы настояли включить эту норму отложительного характера для того, чтобы после принятия закона не возникла «серая» зона, - пояснил Клименко. - Нужно еще создать механизм реализации этой нормы и принять правила регулирования цен. Нужно время для процедуры перерегистрации цен производителей и установления наценок, прописанных в правилах, по каждому наименованию. Если не провести подготовительную работу на лекарственном рынке, возникнет неразбериха.

Иван Клименко: «В Турции цены на некоторые препараты ниже, чем в Казахстане»

Есть в рассматриваемом законопроекте еще один важный момент. Дело в том, что в ст. 76 Кодекса РК «О здоровье населения и системе здравоохранения», принятом еще в 2009 году, уже записано, что лекарства в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) и обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) «закупаются по ценам, не превышающим установленных уполномоченным органом». Но там нет указания на то, что эти цены должны устанавливаться по определенным правилам.

Правила есть, но только для ГОБМП и ОСМС. Для коммерческой реализаии их нет. Об этом сказал мажилисмен Иван Клименко, который пришел в депутатский корпус из фармацевтического бизнеса. По его информации, цены на лекарства, используемые для ГОБМП, регулируются уже несколько лет. Мотив такого вмешательства государства в лекарственный рынок четко обозначен в названной законодательной норме: в целях оптимального и эффективного расходования бюджетных средств, выделенных для закупа лекарств в рамках бесплатной медицинской помощи.

Рисунок Алексея МАЦАРИНА

Однако рынок в Казахстане насыщен этими препаратами так, что заметного влияния на предложения их производителей вмешательство государства пока не оказывало. Разве что иностранных фармацевтов государство пытается потеснить закупом препаратов отечественных производителей. Но, по оценке Клименко, этот процесс идет непросто.

- Население пока испытывает недоверие к качеству их препаратов, поэтому отечественным производителям в этом отношении нужно еще много работать, - пояснил депутат.

Теоретически рассматриваемые сейчас Парламентом поправки в 2019 году ситуацию на лекарственном рынке в Казахстане должны изменить. Ведь теперь государственное ценовое регулирование будет распространяться буквально на все наименования медицинских препаратов. Будут ли они использованы в рамках ГОБМП, ОСМС или для дополнительного медицинского обслуживания. Какие серьезные негативные последствия могут возникнуть, предугадать сложно. Дело в том, на мой взгляд, что причины скачка цен на лекарства в Казахстане, обостряющие социальную напряженность, в достаточной степени не изучены. У нас уже вводили предельные цены на автобензин. Кончилось это дефицитом. Большие объемы высокооктановых марок бензина завозились из соседней России, поэтому ограничение цены продаж в Казахстане подорвало интерес поставщиков. Правительство вынуждено было разрешить казахстанским АЗС свободное ценообразование. Не получится ли аналогично с лекарствами?

 Все хотят «выжить»

Мажилисмен Клименко надеется, что при введении предельных цен на лекарства аналогичный негативный опыт в других сферах будет учтен, и цены на медикаменты все-таки удастся удержать.

В аптеках ТДО «Айболит» цены хотя относительно стабильные, но и там растут

- Параллель с бензином проводить не надо, - считает директор ТДО «Айболит» Сергей ГРИНЮК. - Никогда не нужно забывать о социальной направленности работы аптек. Компаний оптовых и розничных на рынке много, поэтому есть реальная конкуренция, которая рост цен сдерживает. Тем не менее цены все равно растут, поэтому, если определить минимальную наценку, для населения это будет здорово. Зафиксировать цену в каком-то коридоре, и если кто-то из него выйдет в сторону увеличения, будет  наказан.

Однако даже при некоторой ценовой стабильности и в аптеках «Айболита» на определенные препараты не обходится без удорожания. Сергей Гринюк объясняет это увеличением цен у оптовиков, у которых он закупает продукцию. Те, в свою очередь, ссылаются на заводы-изготовители, на колеблющийся курс инвалюты, по которой приходится завозить в Казахстан импорт.

- Нам по поводу введения предельных цен говорили, что работа будет проводиться не только с оптовиками и розницей, но с производителями, - выразил надежду директор ТДО «Айболит». - Для нас важно, какие цифры, какие наценки будут. 8 000-9 000 наименований лекарственных средств, здесь должна быть проведена кропотливая работа. Наценка должна быть выгодной прежде всего населению. Бизнес с этим как-то разберется и приспособится.

Цены на лекарства - вопрос действительно социальный.

Но кто скажет, что удорожание продуктов питания, которое идет из месяца в месяц, неумолимый рост тарифов на коммунальные услуги, эти проблемы тоже не социальные? Государство в этих сферах наконец-то спохватилось и где-то дотациями в аграрный сектор, где-то выгодным кредитованием реконструкции коммунальных сетей пытается сдерживать инфляционные процессы. Помогает и медицине. Но четкой границы разделения господдержки и рыночных механизмов до сих пор нет. В том числе и в здравоохранении. При огромных государственных финансовых вливаниях в этот сектор, что привело к появлению новых технологий и более эффективных лекарственных средств, для многих граждан эти блага оказались практически недоступны. По причине их дороговизны. Частная медицина, призванная заполнить брешь в гарантированном медобслуживании, из-за низкой платежеспособности населения оказывается на грани банкротства. И ведет их к этому состоянию именно постоянное удорожание лекарств и коммунальных тарифов.

Яркий пример тому - медицинская клиника «Андрофарм». Вначале это был только урологический кабинет, а в 1997 году создали условия для стационарного лечения. Начинали с небольшого корпуса. Сейчас построили еще два здания. В 2018 году провели 257 операций, лечение в стационаре прошли 282 человека, амбулаторно - 514. Госзаказ клиника не берет и выживает только за счет собственных средств.

В «Андрофарме» увеличение расходов из-за удорожания лекарств компенсируют развитием амбулаторного лечения

- Мы с 2011 года не поднимали плату за лечение в круглосуточном стационаре, хотя расходы на каждого больного за это время выросли на 40%, - рассказывает директор клиники «Андрофарм» Сагинтай ТУРГАЕВ. - Расходы увеличились в основном за счет удорожания лекарств и коммунального обслуживания. Наши пациенты - это люди пожилого возраста, их доходы не позволяют перекладывать удорожание наших услуг на их кошельки. Выходим из положения расширением амбулаторного лечения. За счет этогог хоть как-то поддерживаем на уровне зарплату персонала и немного развиваемся.  Но уже наступил предел. У нас не хватает врачей, я не могу дать им такую зарплату, чтобы привлечь. Мы не можем отправить людей на учебу и внедрять инновации. Даже больным, которые приехали из районов, для удешевления их лечения предлагаем по возможности это время пожить в Костанае у родственников. А лекарства все дорожают и дорожают.

Сагинтай Серикбаевич привел пример, когда отдельные препараты, произведенные в России, по оптовым ценам в Костанае были дороже, чем в розницу в аптеках Челябинска или других рядом расположенных российских городах.

- Понятно, что фармацевтическим компаниям нужно выживать, нам нужно выживать, но цены должны быть для людей подъемные, а не так: купили у производителя по одной цене и сделали стопроцентную накрутку. Не надо этого делать, - возмущается врач. - Даже на растворы, которые разливают здесь, цена почему-то постоянно поднимается. Я понимаю, дорожает электроэнергия, увеличиваются налоги, но не настолько же, как потом поднимают цены?

О том, что проблемы с финансированием есть и в государственных медицинских учреждениях, уролог Тургаев пришел к выводу, анализируя выписки из медицинских карт больных, которые там лечились. Он обратил внимание, что им нередко назначают давно неприменяемые антибиотики, которые в Европе, например, уже не практикуют. По той причине, что инфекция, которую эти антибиотики убивали, уже выработала к ним устойчивость, эти лекарства сейчас нужного эффекта не дают. Но применяют их потому, что они дешевле.

Сагинтай Тургаев убежден, что государство должно корректировать цены. Ориентируясь хотя бы на их величины в соседней России. Что касается возможного обеднения лекарственного рынка в Казахстане после введения предельных цен, то и директор клиники «Андрофарм» Тургаев, и директор ТДО «Айболит» Сергей Гринюк единодушны: иностранные производители фармпродукции казахстанским рынком дорожат, поэтому свою продукцию будут поставлять по-прежнему.

 Цены как в Турции?

Депутат мажилиса Иван Клименко считает, что размеры наценок, которые предлагает разработчик законопроекта, адекватно отражают ценовую ситуацию на рынке лекарств и являются вполне рыночными. Но дело это тонкое и при установке наценок на каждое наименование лекарственных средств нужно находить такой баланс, чтобы не ухудшить доступность лекарств для населения и в то же время не создать препятствия для появления на рынке Казахстана инновационных препаратов.

В отличие от прежней редакции ст. 76 Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения», она дополнена нормой о том, что закуп лекарств будет производиться на основе правил и в порядке, установленном Правительством РК. Поправки еще не приняты, а проект правил регулирования цен на лекарственные средства и медицинские изделия уже подготовлен. В них расписаны этапы формирования наценок для закупа в рамках ГОБМП и ОСМС, а также для оптовой и розничной реализации.

Начинаться этот процесс будет с регистрации (или перерегистрации) цены производителя по каждому наименованию лекарства. Для этого заявитель (поставщик) подает документы в государственную экспертную организацию с указанием цены производителя. Если препарат завозится из других стран, эта цена должна сопоставляться с ценами изготовителя, зарегистрированными в так называемых референтных странах. Это государства с примерно одинаковым ВВП на душу населения. В правилах названо 16 таких государств. Среди них - Россия, Азербайджан, прибалтийские страны, Польша, Турция и другие. Затем идет процесс установления оптовой наценки, включающей расходы по доставке товара в Казахстан, уплаты таможенных пошлин и прочие подобные расходы.

Размер наценок устанавливается отдельно для закупа в рамках ГОБМП и ОСМС и для оптовой, розничной реализации. Оптовые наценки устанавливаются по регрессивной шкале. Для ГОБМП и ОСМС их интервал колеблется от 19% (для лекарств по зарегистрированной цене производителя до 350 тенге) до 9% (при стоимости свыше 500 000 тенге). Например, при цене лекарства от 1 000 до 3 000 тенге - 17,5%.

Для оптовой реализации наценка от 10 до 21% (при цене 1 000-3 000 тенге - 19,5%). После этого устанавливается предельная цена, которая затем утверждается уполномоченным государственным органом в лице республиканского казенного предприятия. Наценка лекарства для розничной продажи делается в пределах 5-68% (при цене 1 500-2 500 тенге - 57%).

Утвержденные предельные цены вносятся в реестр. Иван Клименко говорит, что они будут доступны в Интернете, поэтому каждый человек может посмотреть их и сравнить, по какой цене они продаются в аптеке.

- Если будет нарушение, это может стать основанием для привлечения нарушителя к административной ответственности и даже для лишения лицензии, - заявил депутат.

Означает ли эта схема, что цены на лекарства наконец-то стабилизируются и, возможно, даже снизятся? Иван Клименко, например, рассказал, что депутаты делали сравнительный анализ цен по нескольким препаратам в Турции и Казахстане. Обнаружилось, что в Турции они оказались значительно ниже. Теоретически, если по ним сейчас регистрировать цену производителя, то даже с учетом наценок в Казахстане эти препараты могут подешеветь.

На мой взгляд, все это - гадания на кофейной гуще. Тут бы не получилось наоборот. Не спасает эта схема и от возможного роста цен. По объективным причинам. Правила предусматривают перерегистрацию цены производителя, если у него цена выросла по причине увеличения налогов и других, не зависящих от него обстоятельств. Правда, перерегистрацию по увеличению цены можно делать не чаще раза в 6 месяцев. Удешевлять разрешается хоть каждый день.

В этой ситуации утешает одно - механизм изменения цены настолько забюрокрачен, что субъекты лекарственного рынка будут либо уходить с него по причине банкротства, либо, используя свои резервы, приспосабливаться к ценовым ограничениям, введенным государством. Цена всему этому - реальная ценовая стабильность. Фармацевты утверждают, что иностранные поставщики ценят казахстанский рынок за отсутствие на нем нелегалов, за прозрачность и предсказуемость. Похоже, эти качества с введением государственного регулирования цен на лекарства только усилятся.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА