Освободить от ненужного, дать полезное

Евгений ШИБАРШИН

Что ожидает казахстанское общество от законопроекта «О статусе педагогов»

Выступая 5 октября с Посланием народу, президент РК Нурсултан НАЗАРБАЕВ дал поручение разработать в 2019 году закон «О статусе педагогов». Этот документ, по словам главы государства, должен оградить учителей от выполнения несвойственных функций, сократить их нагрузку, в нем будут предусмотрены стимулы для повышения эффективности работы педагогов. Однако в существующем законодательстве и подзаконных актах многое из перечисленного уже предусмотрено. Есть ли необходимость принимать специальный закон? И поможет ли он решить проблемы, накопившиеся в системе образования?

Нурсултан Назарбаев: «На учителей взвалили все. За это им никто не платит» / Фото akorda.kz

Это плохо, но… хорошо

Наибольший резонанс в обществе вызвало замечание главы государства о загрузке учителей непредусмотренными для них поручениями.

- На учителей взваливается все что угодно: выборы проводят учителя, агитацию проводят учителя, что-нибудь нужно сделать - учителя! - возмутился Нурсултан Назарбаев. - За это им никто не платит. Надо их освободить, они же должны готовиться к урокам.

Слова, в общем, правильные. Но вот какая штука - в законе «Об образовании», принятом еще в 2007 году, пункт 4 статьи 51 гласит: «Не допускается привлечение педагогических работников к видам работ, не связанных с выполнением ими своих профессиональных обязанностей».

Тогда в чем дело? Что мешает следовать данной правовой норме? Этот вопрос я задал заместителю руководителя управления образования акимата Костанайской области Аману СЕЙТОВУ. Он предложил дочитать до конца процитированный пункт названного закона. А там написано: «…за исключением случаев, предусмотренных Законами Республики Казахстан».

- Эти случаи нужно было конкретизировать в подзаконном акте, чего не сделали до сих пор, - отметил Сейтов. - Где градация, куда можно привлекать, а куда - нет?

Педагогам обещают создать лучшие условия для их работы с помощью нового закона / Фото Николая СОЛОВЬЕВА

По поводу привлечения учителей к несвойственной им работе агентство КазТАГ опубликовало высказывание вице-министра образования и науки Эльмиры СУХАНБЕРДИЕВОЙ на пресс-конференции в правительстве.

- По поручению главы государства нами будет разрабатываться закон «О статусе педагогов», где будет четко дан запрет на исполнение такого рода поручений, - сказала она. И затем добавила: - О том, что несвойственные функции, мы говорим об этом давно, но сейчас это уже будет оговорено в законе. Закон никто нарушать не сможет, и тогда мы сможем привлекать к ответственности за нарушение закона.

Перспектива оказаться привлеченными к ответственности наверняка будет напрягать чиновников от образования, если они начнут навязывать учителям «несвойственные функции». Но вот что примечательно. Комментируя опубликованную в соцсетях информацию о том, что в одной из школ Павлодара учителям устроили субботник как раз в день их профессионального праздника, вице-министр образования сказала журналистам, что лично у нее отношение к субботникам «хорошее».

В министерстве образования считают школьные субботники «делом хорошим»  / Фото Николая СОЛОВЬЕВА

 - У нас даже уважаемые депутаты и правительство лично выходят на субботники, когда касается чистоты и порядка в нашем городе, здесь я за, - заявила Суханбердиева.

Вот только выводить педагогов на подметание улиц в День учителя не надо бы, считает вице-министр. Для этого лучше выбрать другой день.

Еще один очень распространенный вариант из этой серии: заполнение учителями (в числе других бюджетников) залов, где местные власти проводят массовые мероприятия. Директор костанайской гимназии им. А. М. Горького Ирина ШУШПАНОВА не видит в этом ничего плохого.

- Если это отчет акима, то разве учителя не должны знать, что делается в городе или области? - говорит она.

Учителей часто привлекают в качестве массовки на городские мероприятия  / Фото Николая СОЛОВЬЕВА

С этим сложно не согласиться. Как и с участием педагогов в работе избирательных комиссий. Они такие же граждане, как и представители других профессий, и обладают полным набором гражданских прав, декларированных Конституцией. Кто посмеет прописать в будущем законе «О статусе педагогов» запрет на вовлечение их в перечисленные виды деятельности? А если в данном случае речь идет о каких-то административных перегибах, то возможно ли защитить учителя какой-либо запретительной правовой нормой, если он сам не проявит инициативы?

Набор поручений, несвойственных учительскому труду, оказался гораздо большим, чем об этом знает обыватель. Заместитель руководителя управления образования Аман Сейтов ранее работал в департаменте по контролю сферы образования Карагандинской области. В феврале 2017 года там провели опрос учителей школ о том, какие непрофессиональные задания им приходится выполнять. Анализ итогов опроса составил 10 печатных страниц. Педагогов вовлекали во все «общественные» дела. Начиная с агитации по подписке на некоторые издания и заканчивая очисткой крыши школы от снега.

 Ради галочки?

Навряд ли в будущем законе о статусе педагогов или подзаконном акте пропишут детально, какие поручения нельзя давать учителю. При желании любое из выявленных заданий можно подвести под «общественную значимость». Поэтому ретивые администраторы с установкой «кто-то же должен это делать» раз за разом будет обращаться к учительству, как наиболее образованной, организованной и ответственной части общества.

Кстати, в сегодняшнем законе «Об образовании» есть целая глава, которая так и называется: «Статус педагогического работника». В ней расписаны не только права и обязанности педагога, но и система оплаты, а также социальные гарантии. Как все это работает на деле, судить не берусь, но некоторые из предложений, которые сейчас педагоги высказывают в качестве предложений в новый закон, там уже прописаны. Возможно, их нужно только подкорректировать.

Не получится ли так, что чиновники Министерства образования и науки РК, которые будут готовить проект закона «О статусе педагогов» всего лишь «творчески» переработают уже имеющиеся правовые нормы и выдадут их за новаторство?

Такого рода опасения есть у советника ректора Костанайского Государственного педагогического университета, доктора педагогических наук Риммы БЕКТУРГАНОВОЙ. Основаны они на практике последних лет, когда в этом ведомстве принимали поспешные решения, с выполнением которых в школах мучались, но потом выяснялось, что это никому не нужно. Года полтора назад, например, в рамках политики цифровизации спустили задание: передать в министерство электронные адреса всех учителей. Местные структуры образования бросили нужные дела и занялись их сбором.

Римма Бектурганова: «Боюсь, что проект закона большой пользы не принесет»  / Фото Николая СОЛОВЬЕВА

- Собрали, передали в министерство, и что? Да ничего, - возмущается Бектурганова. - Закон «О статусе педагогов», конечно, нужен. Но, боюсь, он будет делаться в спешке, некачественно и большой пользы не принесет. Просто поставят очередную жирную галочку, что выполнили поручение президента, на этом все закончится.

Педагоги, с которыми удалось поговорить, считают, что главная задача, которую должен решить новый закон, - создание системы защиты учителя.

- Сегодня учитель перегружен, недостаточно социально защищен и низкооплачиваемый, - утверждает профессор кафедры психологии и педагогики Костанайского госуниверситета, кандидат психологических наук Лилия САРКИСЯН. - А он должен подготовить в школе не только зрелую личность, но еще и конкурентоспособную. Чтобы учитель работал творчески, на эмоциональном подъеме, он ведь идет к детям и должен быть примером для них - надо создать условия, чтобы он работал на ставку, которая его бы кормила.

Лилия Саркисян: «Учителя перегружены и недостаточно социально защищены» / Фото Николая СОЛОВЬЕВА

Эту мысль разделяет и директор гимназии Ирина Шушпанова. Правда, расширяет ее за пределы финансовой обеспеченности.

- Качество знаний государство и родители требуют высокое, но далеко не все понимают, что делать это с малыми затратами невозможно. Это совместный процесс, а получается так, что учитель зачастую остается один на один с детьми, - считает Шушпанова.

Речь о том, что в школах заметно расширилось конфликтное поле между родителями и учителями. Перманентная школьная реформа усложнила процесс обучения и, как следствие, умножила непонимание между его сторонами. Иногда доходит даже до судебных разбирательств.

- Есть проблема эмоционального выгорания учителя, - отмечает Римма Бектурганова. - Поэтому для некоторых категорий педагогов нужно бы предусмотреть в законодательстве выход на пенсию по выслуге лет в возрасте 55-58 лет или при педагогическом стаже около 30 лет.

Ирина Шушпанова предлагает предусмотреть в законодательстве в качестве социальных гарантий более глубокое постоянное медицинское обследование учителей. Да и с обеспеченностью квартирами молодых педагогов государству нужно что-то предпринять. Сегодня их зарплата не позволяет участвовать даже в широко пропагандируемой программе «7-20-25».

Еще один больной вопрос: усиление ответственности родителей за участие в обучении и воспитании своих детей. Как считает Аман Сейтов, сегодняшнее законодательство достаточно полно регламентирует их права и ответственность. На его взгляд, положительный сдвиг поможет сделать установление договорных отношений между школой как учреждением, которое предоставляет образовательные услуги, и родителями, представляющими потребителя этих услуг. Эта система уже введена с 1 сентября. Ее дополнит подушевое финансирование школы, к которому они перейдут с 2019 года.

- Если родителям не понравится школа, они могут расторгнуть с ней договор и перевести своего ребенка в другую. Вместе с ним автоматически перейдут и выделяемые на его обучение деньги, - говорит Сейтов. - Возникнет здоровая конкуренция между школами, которая должна привести к повышению качества обучения.

 Подходить по-взрослому

Решая различные проблемы, мы уже не раз питали большие надежды на использование рыночных механизмов. Однако на выходе часто был результат типа «хотели как лучше, а получилось как всегда». Поэтому такой подход среди педагогов вызывает скептическое отношение. Прежде всего, потому что применение понятия «услуга» слишком узко для оценки процесса образования. Ведь образовательный процесс мы не отрываем от воспитательного, а назвать воспитание «услугой» у нас язык не поворачивается.

Другое препятствие, которое неминуемо будет червоточиной подъедать ожидаемый результат, - это профессиональный уровень педагогических кадров. Даже при условии, что уже сегодня есть школы, зарекомендовавшие себя высоким уровнем обучения, этот результат во многом получен такой концентрацией там высокопрофессиональных учителей, которая для большинства школ пока нереальна.

Лилия Саркисян стартовым пунктом для повышения уровня образования видит создание такой системы отбора абитуриентов в педагогические учебные заведения, которая позволит принимать ребят с соответствующими способностями.

- Не секрет, что сейчас многие стремятся в педагогические вузы, потому что там больше грантов и высокая гарантия трудоустройства, - отмечает она. - Будут ли они работать в школе и способны ли стать хорошими учителями, неизвестно.

Большой проблемой, по оценке моих собеседников, стало и то, что в школе очень мало учителей-мужчин. В 2018 году среди 895 выпускников КГПУ было всего 195 мужчин.

- В прежние исторические времена у русских и казахов традиционно учителями были мужчины, - утверждает Римма Бектурганова. - Они полностью отдавали себя работе и даже жили в школе. Так было, например, в школе Ибрая Алтынсарина. Сегодня дети зачастую живут в неполной семье, с матерью, в детсад идут - там женщины, в школу - там тоже женщины.

В действующем законодательстве для педагогов прописана возможность повышать квалификацию один раз в 5 лет, но эта норма существует лишь в форме права. Время сейчас динамичное, и государству следовало бы данное право перевести в реальную возможность, да еще и через более короткие сроки. Современные технологии позволяют делать это дистанционно, без отрыва от основной работы.

И, конечно, надо что-то делать с подходами к самой системе школьного образования. Реформы, которые последние годы предлагает школам министерство образования, в учительской среде постоянно дискутируются, вызывают нервозность, а также непонимание родителей. Складывается впечатление, что идет мощное сжигание важной жизненной энергии, которая ничего, кроме деформации душ, не дает. Навряд ли ожидаемый закон «О статусе педагогов» снимет эту проблему. Более того, приходилось слышать, что некоторые учителя даже с тревогой ждут принятия этого документа. А вдруг он опять что-нибудь такое подкинет им, что придется «упорно преодолевать».

Являются эти страхи естественной реакцией на все новое или это продукт отсутствия веры в то, что чиновники от образования родят что-то приличное, сказать сложно. В любом случае их можно снять только подключением как можно большего числа педагогов к обсуждению проекта закона. И не надо правительственным чиновникам в очередной раз говорить: «У нас на это нет денег». Раз уж взялись за святая святых - решение проблем, связанных с обучением и воспитанием будущего поколения казахстанцев, - то и подходить к этому нужно по-взрослому.