Как Тарас Бульба в перестройку сына женил

Мария МОСТОВАЯ

В этнографических аулах и деревнях легче было переживать тяготы 90-х

«Наша Газета» в последнее время стала чаще рассказывать о праздниках разных народов, населяющих Казахстан. Предваряя день Астаны в Костанае, руководитель отдела культуры города говорила, что будет создан этноаул и объясняла, что это такое. Надо же, как быстро забывается недавнее прошлое, когда этнодворики, аулы были частью многих общих праздников. А впервые в области они появились в начале 90-х годов у джетыгаринцев.

 Начинали немцы

Социальная обстановка начавшейся перестройки, когда не стало работы, зарплаты, пенсии, баснословно на все взлетели цены, озлобляла людей, безысходность вызывала конфликты. Этому надо было что-то противопоставить, найти хотя бы тоненькие ниточки, которые объединяли бы людей, снимали напряжение.

Алия, любительница цветов, дарила привезенные из дома букеты всем участникам

Администрация района направила усилия на возрождение национальной идентичности населения, проживающего в регионе. Был взят курс на укрепление лучших национальных традиций, изучение своих исторических корней, родных языков, а главное -  на уважение к другим этносам. Наметили проведение  национальных праздников.

В коллективном предприятии «Пригородное», откуда народ повалил в Германию, организовали День немецкой культуры. Затем на базе коллективов районных предприятий – День украинской культуры. Были построены крытые соломой хаты с макитрами на плетнях. В этом интерьере Тарас Бульба женил своего сына по всем украинским канонам. Успех этого цветистого действа побудил акимат принять решение о создании во всех хозяйствах центров национальных культур. И хотя не было ни средств, ни опыта, работа пошла. Заинтересовали пожилых, привлекли молодежь, учителей, школьников.

 Фестиваль славян и неславян

В 1994 году на стадионе бывшего совхоза «Большевик» состоялся первый смотр этнодеревень. Через два года был проведен фестиваль, посвященный тысячелетию славянской письменности. Праздник был такой, что помнят его до сих пор. В березовых колках близ КП им. Чайковского появилось множество национальных поселений. Был объявлен конкурс, комиссия во главе с заместителем руководителя администрации Бердыбеком Жулбарисовым оценивала народный колорит во всем – в бытовом укладе, в костюмах, в блюдах, речах, в песнях и танцах.

Украинцы всегда готовы и песню спеть, и галушки съесть

Культуру самых многочисленных в СНГ славян - русских - представляли три хозяйства. У чайковцев, которые создали центр этой культуры (руководила им Нина Мелузова), был дворик с кудрявой березой, стоял там колодец с журавлем, рядом ведра с коромыслом. В доме, украшенном вышивками, расшитыми скатертями, на столе - зажаренный поросенок, гречневая каша, блины, пельмени, квас. И звучали  проникновенные старинные песни.

У пригородненцев погоду сделал фольклорный ансамбль «Селянка», которым руководила Индира Голубенко. Для своего этнопоселения они даже иконы старинные  отыскали. В день праздника хозяйка избы объявила, что свою единственную дочь выдает замуж. Подружки поют ей прощальную «Отставала лебедушка от стаи лебединой», с жениха требуют большой выкуп. Тот одаривает всех невиданными монистами, немалыми деньгами. А подруги все упорствуют, видно, уже распознали хитрости наступившего рынка…

В этнодоме КП «Прогресс» было немало предметов старинного быта, удивительно,  как много люди всего сохранили. Запомнилось, что хозяевами избы на празднике были очень молодые люди, которые тем не менее знали множество старых русских песен. 

Другие славяне, украинцы, зазывали гостей в «сэло Дрибнячкы». Село основали  коллективы районных предприятий, Екатерина Глухова руководила центром, который, кстати, под названием «Хуторок» жив и сегодня. Самодеятельные артисты подготовили гуляние на праздник Ивана Купалы. Зрителей было полно. Все участники были в вышиванках, в венках из живых цветов, водяной с длинной бородой, русалочки в зеленых одеждах, просили у Купалы хорошего дождичка на  пшеничку.

У украинцев из КП «Красноармейское» выразительными были посиделки женщин -  на длинных лавках, с прялками, вязанием, вышиванием. Спицы мелькают, льется песня про гуцулку Ксеню. В их домике – не только лики святых, но и настоящие семейные фото в рамках, обрамленные вышитыми рушниками.

Порадовали всех два белорусских центра: в КП «Жалтырколь» им руководила  Елена Мишарина, а в КП «Аккарга» - Алла Гриднева. Жартылькольцы были говорливы и пели множество песен: и патриотических, и веселых - про Станиславу, что «сядае на всю лаву». Аккаргинцы показали довольно сложный народный праздник - встречу весны. Из этого дальнего хозяйства на фестиваль прибыла самая большая делегация, самых разных возрастов, от пожилых до школьников начальных классов, и все были задействованы в программе. Настоящий фурор вызвал сильный тенор механизатора Константина Бальковского, который спел «Вы шумите, шумите надо мною, березы». А когда начали плясать веселую «Лявониху», на круг вышел  даже директор КП Насыр Алашбаев.

В КП «Казахстан» был создан немецкий национальный центр (руководитель Эрна Утебаева). На пороге их аккуратного домика гостей встречали приветливые хозяйки в белых передничках и чепчиках, приглашали отведать кухен, кребель, нудельсуп: «Немен зи, битте» (“Берите, пожалуйста”). И петь, и красиво танцевать умеют эти казахстанские представители немецкого населения. Слова «Кош келдиниз!» часто повторялись в этнодеревне, а приглашение «Рахим итегез!» было единственным. Так башкиры и татары из Львовской опытной станции зазывали гостей. У них была самая богатая кухня, 17 блюд, причем сложных. Среди угощений и знаменитый башкирский мед, а кроме кумыса здесь предлагали еще и бузу.

В хороводе - казашки

На дне славянских культур свой быт и традиции с размахом продемонстрировало и коренное население. Шесть хозяйств создали солидные аулы, каждый имел свою изюминку. Шевченковцы привлекали всех убранством юрт, приветствием домбристов, ароматом бешбармака. Степновцы хорошо показали быт - дермен (ручная мельница, которая в годы войны выручала многих жителей), ступа для обработки проса. В КП «Хазрет», где центром казахской культуры руководила Алтын Жулмузамбетова, на столике с национальным орнаментом для гостей красовалась баранья голова. Мюктыкульцы, бозбеинцы, милютинцы - все хорошо обставили свои юрты, звучали домбры, хозяйки, особенно милютинские Жупар Жакупова и Тыныштык Шуменова, встречали и провожали посетителей по всем правилам казахского гостеприимства. Многих поразила юрта КП «Бозбие», большая, щедро украшенная коврами, на которых ни один узор не повторялся дважды. Это были изделия казахов, переселившихся из Монголии.

Хозяйки юрт приветливо встречали всех гостей

Жюри конкурса присудило призовые места, вручило поощрительные премии. Кстати, проводился праздник не на бюджетные деньги, спонсорами праздника выступили  «Агропромбанк», «Туранбанк» и МЧП «Водолей». А затем на импровизированной сцене состоялся большой концерт - на поляну на лошадях при старинных доспехах выехали три былинных богатыря, Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, и начались национальные танцы и разноязычные песни… Во время фестиваля директор КП «Милютинское» Зимир Асадуллин говорил, что хорошо бы всегда было так - есть хлеб, вкусненькие угощения, поет домбра, звучат песни, и все вместе вселяет веру в лучшее. А глава администрации района Ризван Муртазин подчеркнул:

- У нас праздники какого-либо одного народа становятся общенациональными, и это сближает всех. Сейчас, наверное, никто и не заметил, что аккаргинцам аккомпанировал кореец, а в белорусском хороводе девушек были в основном казашки. У чайковцев Альбина Имангалиева, победительница областного конкурса казахской песни, исполнила веселую русскую песню.

Много лет прошло с тех пор. Недавно узнала, что Центры гражданской инициативы «Намыс» в рамках соцзаказа накапливают данные об истории сел, предприятий, работая  по одной из программ «Рухани жангыру». Может, им стоит обратиться и к этнокультурным аулам прошлого?

Фото Александра БОРИСЕНКО