Уметь договариваться

Почему нас предупредили вовремя о реорганизации в АО «Пасажирские перевозки»
Коллективный договор не торопится стать формой партнерства

Январь - время подведения итогов выполнения коллективных договоров между работодателями и работниками. В условиях преобладания в экономике частного сектора, этот документ становится формой проявления социальной ответственности предпринимателя, Однако по официальным данным в Костанайской области в 2007 году такие договоры заключены лишь в 15,5%. Чем это объяснить?

И колдоговор не панацея

Накануне нового 2008 года 40 проводников поезда «Костанай-Алматы» Костанайского филиала по пассажирским перевозкам «Северный» вдруг оказались без работы. В результате тендера, проведенного Министерством транспорта и коммуникаций РК, перевозки по названному маршруту перешли частному предприятию - ТОО «Сункар-1». Но его руководство заявило, что не нуждалось в таком количестве работников, которые обслуживали этот маршрут раньше. Крайними в этой кадровой неразберихе оказались рядовые работники. По идее, данная ситуация должна быть предусмотрена в коллективном договоре. Если он, конечно, есть.

Передо мной два документа. «Отраслевое тарифное соглашение», подписанное руководителями Министерства транспорта и коммуникаций РК, всеми работодателями - организациями железнодорожного транспорта и профсоюзом железнодорожников и «Коллективный договор на 2006-2008 год между акционерным обществом «Пассажирские перевозки» и его трудовым коллективом». В первом пункт 40 гласит: «Предварительно (не менее чем за 2 месяца) уведомлять Профсоюз при ликвидации организаций, упразднении структурных подразделений, изменении форм собственности, полной или частичной приостановке производства по инициативе Работодателя (собственника), влекущих за собой сокращение рабочих мест или ухудшениие условий труда, и проводить переговоры по всем вопросам, касающимся соблюдения социальных, трудовых прав и интересов работников». Во втором документе ситуация «изменения формы собственности» не предусмотрена.

Получается так: если названный тендер проводило Министерство транспорта, то должен работать упомянутый пункт отраслевого тарифного соглашения. Но все вышло иначе. 28 декабря 2007 года руководитель костанайского филиала АО «Пассажирские перевозки» получает письмо от президента своего акционерного общества, в котором тот сообщает об уже проведенном тендере и предлагает провести «процедуру по высвобождению работников поездных бригад и их дальнейшего трудоустройства к перевозчику, определенного победителем по итогам тендера». А оказалось, что «победителю» лишние люди не нужны!

Вот тут-то и пригодились бы те самые 2 месяца, которые определены в «Отраслевом тарифном соглашении». Но не «склеилось» по причине того, что одна из сторон, подписавшая соглашение, - работодатели, не выполнила свои обязательства.

Но ведь есть и еще одна сторона. Она представляла интересы работников, когда разрабатывался и обсуждался проект коллективного договора. Речь идет о профсоюзной организации. Что теперь могут предпринять профсоюзы?

- Дело повернули так, что руководство прежнего предприятия попросило этих работников самих написать заявление о расторжении заключенных с ними индивидуальных трудовых соглашений, - рассказывает председатель Костанайского филиала профсоюза железнодорожников РК Талгатбек СПАНОВ. - Мы предложили им этого не делать. Сейчас направили письма в различные инстанции, чтобы приняли решение в соответствии с трудовым законодательством. Пока 5 человек самостоятельно устроились работать на поезд «Костанай-Караганда», еще 5 перешли на другую работу с сохранением средней заработной платы. Остальным мы посоветовали выходить на работу, пока их судьба не будет решена так, как положено по закону.

Благо закон такие возможности предоставляет. В частности за невыполнение или нарушение коллективного договора, соглашения, на виновных лиц могут наложить  штраф в размере от 200 МРП до 500 МРП (статья 92 кодекса РК «Об административных правонарушениях»).

Кому нужны профсоюзы?

Не знаю, дойдет ли дело до наказания, но вполне возможно, что такого рода перспективы вряд ли воодушевляют работодателей на совершение должностного «подвига» в виде инициирования процедуры принятия коллективного договора.

 Тем не менее, предпринимателя, который сам предложил коллективу принять такой документ, найти удалось. Несколько лет назад к главе крестьянского хозяйства «Тэрра» Владимиру СЕМЕЙКИНУ обратились из только что созданного районного комитета профсоюзов с просьбой помочь создать у него профсоюзную организацию.

- Мне было как-то не по себе, - вспоминает Семейкин, - зачем я должен создавать организацию, которая будет работать против меня? Но все-таки людей собрал. И вот когда профсоюзный лидер района начал рассказывать им, чего они должны добиваться от меня - работодателя, они ему начали перечислять, что у нас уже есть и без колдоговора.

Тем не менее, профсоюзную организацию создали, а вскоре и коллективный договор приняли. Причем опять инициативу пришлось проявлять самому предпринимателю.

Кстати, на недавно состоявшемся собрании областного профсоюзного актива выступавшие говорили, что как раз во многих сельских ТОО коллективные договоры не заключаются. В разговоре со мной председатель облсовпрофа Балбупе ИРТАЕВА объяснила это тем, что там высокий уровень безработицы и когда сельчане наконец-то получают работу, а с ней и заработную плату, то они рады и этому.

- Хотя поле для применения колдоговора там большое, - говорит Иртаева. - Например, почему бы не отрегулировать этим документом оплату труда. Давно уже нужно отказаться от натуроплаты или хотя бы выдавать ее не по цене, выше рыночной в несколько раз.

В целом же, по мнению Иртаевой, главным сдерживающим фактором по заключению коллективных договоров является отсутствие на предприятиях профсоюзных организаций. Их в Костанайской области сегодня всего 1197. И там, где профсоюзы работают, толк есть. Например, многие социальные блага, которые прописаны в колдоговорах АО «Костанайские минералы», АО «ССГПО», вошли туда в результате  работы профсоюзов.

Кстати, когда Семейкин «уговаривал» своих людей создать профсоюзную организацию, в качестве основного аргумента он приводил тот факт, что  в хозяйстве нет своего юриста. А значит, их интересы мог бы отстаивать профсоюз. И хотя, по мнению работодателя, такой необходимости пока не было, довод оказался убедительным.

В целом же предприниматель признает, что реально коллективный договор для его небольшого хозяйства - 70 человек - не является документом первой необходимости. Большинство вопросов он решает, опираясь на индивидуальные трудовые договоры. При этом он нашел средства для бесплатного питания своих работников, подвоза их на работу и домой. Есть это в колдоговоре или нет, для него особой роли не играет. Тут главное - есть ли на это у бизнесмена деньги.

Думать о будущем

Для небольших коллективов такая ситуация типична. Возможно, именно по этой причине меньше всего коллективных договоров приходится на малые предприятия. Но ведь и среди крупных, и среди средних, заключивших договоры - лишь половина. Что им мешает? Скорее всего - некому проявить инициативу. Вместе с тем, в Трудовом кодексе РК, принятом 15 мая 2007 года, в более чем 60-ти статьях делается ссылка на порядок, который должен быть определен коллективным договором. Более того, законодатель даже определил 7 позиций, которые в этом документе должны отражаться обязательно. Например, о нормировании, формах, системах оплаты труда, размерах тарифных ставок и окладов, надбавок и доплат работников, в том числе, занятых на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда и другие.

Может быть, с этими вопросами ни у кого проблем не возникает? К сожалению, это не так. Главный государственный инспектор труда по Костанайской области Амангельды ШАЙКЕНОВ признает, что к ним в 2006 году поступило 706 жалоб, а в 2007-м было 1025. Из них 610 - как раз по вопросам труда, а остальные связаны с уровнем охраны труда.

 Если подробнее говорить о последнем, то в прошлом году на предприятиях области официально зафиксировано 125 производственных травм, причем 29 из них - со смертельным исходом. Чего только стоит недавняя трагедия в Аркалыке, где 3 работника погибли из-за несоблюдения элементарных условий безопасности. Обоюдная ответственность по соблюдению норм в этой сфере, а также создание для этого всех необходимых условий также должно быть оговорено в коллективном договоре. Работодатель чего-то может и не знать, тогда у работников должна быть возможность где-то об этом сказать. И сделать это можно при подготовке и обсуждении колдоговора.

Об этом говорит большая практика применения такой формы сотрудничества между администрацией и работниками, которая применялась еще в советское время. Тогда раз в полгода в коллективах рассматривался ход выполнения коллективного договора.

Сегодня многим работникам достаточно того, что у него есть хоть какой-то источник доходов, чтобы кормить семью. Предприниматели же довольствуются тем, что они без помех со стороны своих наемных работников могут сами решать, чем и как их стимулировать. Но такого рода отношения свойственны лишь для периода экономического кризиса. Стоит только ситуации стабилизироваться, и тогда нужны будут другие механизмы для регуляции трудовых отношений. Будем ли мы готовы к таким временам? История на железной дороге показала:  проблем в этой сфере еще достаточно. На упомянутом собрании профактива это признал и заместитель акима Костанайской области Серик БЕКТУРГАНОВ, который возглавляет областную трехстороннюю комиссию, призванную заниматься вопросами социального партнерства. Он пообещал, что на очередном заседании комиссии вопрос о коллективных договорах станет предметом обсуждения.